Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Химические реакции. Условия и признаки химических реакций» (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)
Личностные | Метапредметные | Предметные |
• осознание границы собственного знания и незнания; • положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретения новых знаний, умений, совершенствование имеющихся; • умение конструктивно разрешать конфликты; • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий, результатам обучения | Познавательные: • структурируют знания; • определяют основную и второстепенную информацию; • устанавливают причинно-следственные связи; применяют приёмы работы с информацией. Регулятивные: • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; • составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы; • сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: • учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; • принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; • владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии. | Знают: • понятия: химические явления, химические реакции, реакции горения, экзо- и эндо- термические реакции. Умеют: • наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, формулируют гипотезы, обобщают; объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций. • классифицировать химические реакции. Владеют: • навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания. |
I. Организационный момент (1 минута)
II. Актуализация знаний (5 минут)
III. Мотивация к изучению нового материала (4минуты)
IV. Усвоение новых знаний (20 минут)
V. Первичное закрепление (5 минут)
VI. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)
VII. Подведение итогов урока (2 минуты)
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Текущий контроль |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1мин.) | | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих | Осуществляемые действия | Формируемые умения | |
Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | |
2.Актуализация знаний и проверка опорных знаний (5 мин.) | Фронтальная беседа, контроль | Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового материала. - Какие явления называются физическими? (явления, при которых состав вещества остаётся без изменения, а изменяется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел). - Какие способы разделения смеси можно выбрать для очищения песка, поваренной соли, железной стружки, серы? (растворение в воде, отстаивание, фильтрование, выпаривание, железные стружки можно отделить магнитом). - На чём основываются способы разделения смесей (они основываются на физических свойствах- плотности, температуре кипения, растворимости в воде. Используют возгонку- переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу, и центрифугирование). - Что изучает химия? (Химия изучает строение и свойства, применение веществ). | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, слушают вопросы учителя и отвечают на них. Слушают ответы одноклассников | Анализируют и сравнивают ответы одноклассников Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Участвуют в беседе. | Вопросы учителя. Ответы учащихся |
3.Мотивация к изучению нового материала (4мин.) | Беседа. Постановка проблемы Демонстрация. Записи в тетрадях. Организует работу в парах. Работа с учебником. | Мотивирует. Предлагает сформулировать тему урока, а затем цель урока. «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии», - лауреат Нобелевской премии Н.Н.Семенов. Демонстрирует горение свечи. Задаёт вопросы: - К какому явлению относится горение свечи? Объясните ( физическое - плавление парафина, химическое- реакция горения фитиля– это реакция с кислородом, протекающая с выделением тепла и света, при этом образуются оксиды). Выдвигает проблему: Чем отличаются физические явления от химических? По каким признакам их можно отличить? | Отвечают на вопросы, предполагают. Обучающиеся формулируют тему урока и цель урока. Работают в парах. Один учащийся доказывает, что горение свечи - химическое явление, другой - что это физическое явление. Слушают ответы одноклассников. | Наблюдают и анализируют. Устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя. Ответы учащихся |
4.Усвоение новых знаний (20 мин.) | Беседа. Постановка проблемы Записи в тетрадях. Работа с учебником. | Объясняет новый материал, используя мультимедиа, учебник. Формулирует задание: -Понаблюдайте за явлениями и назовите только химические явления. Демонстрирует слайды с явлениями: плавление металла, пожелтение листвы, ковка металла, горение спирта, почернение медной проволоки при прокаливании, замерзание воды, прокисание молока, образование инея. Организует работу по решению проблемной ситуации. Демонстрирует опыт: выделение света и тепла при горении магниевой ленты. Какое определение можно дать реакциям горения? Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Демонстрирует опыт: при прокаливании медной проволоки на ней образуется черный налет, произошло изменение цвета, что свидетельствует о химической реакции. Демонстрирует опыт: выделение газа при взаимодействии соды с соляной кислотой, следовательно, что свидетельствует о химической реакции. Демонстрирует опыт: при добавлении бесцветного раствора гидроксида к голубому раствору сульфата меди (II), выпадает голубой осадок - химическое явление. - Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. Вспомните, что делали с веществами в опытах, которые мы наблюдали? - Назовите признаки химических реакций (выделение или поглощение света и тепла, изменение окраски, выделение газа, образование осадка, появление запаха). - Какое определение можно дать химическому явлению? Химическое явление - явление, в результате которого происходит образование нового вещества. Химические реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими (экзо- «наружу»), а протекающие с поглощением теплоты- эндотермическими (эндо- «внутрь»). | Воспринимают информацию, сказанную учителем. Работают со слайдами, учебником. Записывают в тетрадях новые понятия и правила. При помощи учителя дают определение | Наблюдают и анализируют. Участвуют в беседе. Устанавливают причинно-следственные связи, выбирают необходимую информацию и систематизируют её. Организуют обсуждение на основе результатов опытов, принимают совместное решение | Фронтальная беседа |
5.Первичное закрепление (5 мин.) | Фронтальная беседа | - Установите соответствие между признаком и химической реакцией (№3 стр.129 ТПО). - Верны ли следующие суждения (№5 стр.129 ТПО). Проводит контроль выполненных заданий, побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. По окончании работы проводит обсуждение выполненных заданий, подводит к выводу о химических реакциях и их признаках. | Адекватно оценивают правильность выполнения учебных действий. | Выполняют задания, исходя из заданной цели | Наблюдение. Ответы учащихся. |
6.Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | Фронтальная работа | Делает акцент на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Достигли ли мы цели урока? - Что нового узнали на уроке? -Что мешало в работе, какие возникли затруднения? -На что необходимо обратить особое внимание при изучении данной темы? | Анализируют свои результаты. Проводят самооценку своей деятельности на уроке | | Вопросы учителя. Ответы учащихся |
7.Подведение итогов урока (2 мин.) | Беседа | Комментирует и оценивает работу обучающихся во время урока. Объясняет суть домашнего задания. §27, ответить на вопросы 2,3 после параграфа. Привести примеры химических явлений, которые встречаются в домашнем хозяйстве. | Записывают домашнее задание. | | |
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., исправленное, М., «Дрофа», 2018.
5. Штремплер И.Г. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1996.
6. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов: Кн. для учит. – М.: Просвещение, 1989. – 191с.
1. Учебник Химия О.С. Габриелян 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ 7-е изд., исправленное, М., «Дрофа», 2018.