Учитель | | Класс | Предмет ОДНКНР |
Тема урока | Хранить память предков (Раздел IV. Как сохранить духовные ценности – 4 ч.) |
Цель | Формирование знаний о функциях, формах памяти. |
Задачи | Сформировать восприятие памяти как уважительного отношения к прошлому: традициям и событиям. Организовать проведение сравнительного анализа особенностей (традиций) благотворительности в России в разные периоды истории. Выявить степень усвоения материала. Продолжить формирование навыка анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки. Развивать умение извлекать знания из различных источников (текст, визуальные источники). Сформировать навык преобразования данных в таблицу. Содействовать воспитанию нравственных качеств, в особенности патриотизма. |
Тип урока | ОНЗ (открытие новых знаний) |
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Знать основы культурного наследия человечества; осознавать ответственность и долг перед Родиной; проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | Познавательные: Использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь определять понятия, устанавливать аналогии; умение работать с текстом, иллюстрациями; уметь передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, в виде таблицы. Регулятивные: Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Уметь доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Уметь работать индивидуально и в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Владеть базовыми социокультурными знаниями, представлением о закономерностях развития общества; знать термины, события, явления, факты, хронологию по теме; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями в прошлом. |
Основные понятия | Монумент, памятник истории и культуры, реликвия, благотворительность, меценат, память, беспамятство, богадельня. |
Междисциплинарные связи | История, литература, русский язык |
Ресурсы | Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, листы бумаги в форме лепестков и сердцевина, клей. Информационный материал: учебник (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – М.: Вентана-Граф, 2018). Демонстрационный материал: презентация к уроку (П-15), мультипликационный фильм «Салют» (Киевнаучфильм, 1975) - https://www.youtube.com/watch?v=wJcwxVU17YE. |
Этап урока | Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся |
Организационный этап (2 мин.) | Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | Проверяет готовность обучаемых приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой. Отмечает отсутствующих. Комментирует общий уровень выполнения предыдущего письменного домашнего задания. Просит раздать тетради. | Проверяют свою готовность. Докладывают об отсутствующих. Раздают тетради. |
2.Актуализация знаний и постановка проблемы (3 мин.) . | Метапредметные: взаимодействовать со сверстниками и учителем. Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Предметные: устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями в прошлом. Научатся коллективно формулировать задачи, исходя из цели. Получат возможность научиться самостоятельно формулировать цели и задачи. | Задает вопросы к слайду №1,2: Что объединяет изображения? Демонстрирует слайд №3 и просит записать тему и план урока. | Исходя из собственного мнения отвечают на вопросы с места, формулируют цель и задачи урока, записывают тему урока и план: ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ ПРЕДКОВ Память и беспамятство Формы сохранения памяти Благие дела |
Изучение новых знаний (5 мин.) | Метапредметные: Использовать навык аналитического чтения. Личностные: Знать основы культурного наследия человечества. Предметные: Владеть базовыми представлениями о нравственных качествах человека. | Организует формулирование характеристики слов «память» и «беспамятство» на основе текста учебника с. 136 (привести существительные в качестве слов-ассоциаций). Проводит опрос. Подходящие варианты ответов просит записать на «лепестках», которые учащиеся приклеивают к «цветку» на доске. Демонстрирует слайд №4. | Формулируют характеристики слов «память» и «беспамятство» на основе текста учебника с. 136. Обсуждают полноту характеристик, дополняют друг друга, записывают результат. |
Дискуссия (10 мин.) | Метапредметные: использовать средства ИКТ, визуальных источников для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Демонстрирует мультфильм «Салют», просит поразмышлять над вопросом «Возможно ли помнить то, свидетелем чего не являлся? В каких случаях это необходимо и для чего?». Организует дискуссию. Подводит к изучению форм коллективной памяти. Подводит к значению явления благотворительности. | Смотрят мультфильм. В соответствии с полученной задачей делятся своим мнением, участвуют в дискуссии. |
Проверка знаний по предшествующей теме (10 мин.) | Метапредметные: уметь определять понятия, устанавливать аналогии; уметь передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде Уметь доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Уметь работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Личностные: знать основы культурного наследия человечества; осознавать ответственность и долг перед Родиной; проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Предметные: устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями в прошлом. | Делит по группам (по четыре человека – две парты). Объясняет задание: на основе изученного прежде материала, в частности темы «Забота государства о сохранении духовных ценностей», религии мира, перечислить как можно больше форм сохранения коллективной памяти (с примерами). Проводит опрос, акцентируя внимание на терминах. Организует записи в тетрадях, направляет обучающихся к выводу. | Разделяются на группы. Сообща формулируют перечень форм сохранения памяти. Группа, за 2,5 минуты записавшая больше всего пунктов, озвучивает результат, остальные дополняют, записывают в тетрадь, формулируют вывод. |
Изучение новых знаний (12 мин.) | Метапредметные: Уметь доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Предметные: уметь передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, в виде таблицы. | Демонстрирует слайд №6, предлагает трансформировать информацию из учебника (с. 136-138) в таблицу – каждый ряд заполняет одну строку. Просит желающих прочитать результаты, организует записи в тетрадях. Разрешается обсуждение в парах для формулирования вывода. | Заполняют таблицу, дополняют друг друга. Формулируют собственное отношение к событиям и записывают вывод. |
5. Итог урока. Рефлексия. (3 мин.) | Метапредметные: Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Отвечает на вопросы. Просит оценить результат работы двумя оценками – за устную и письменную работу по 5-бальной шкале. Собирает тетради. Объясняет домашнее задание: по выбору сообщения о деятельности ламы Итигэлова, С. Мамонтова, рассказ о семейной реликвии (памятной вещи для семьи). | Задают вопросы. Оценивают свою результативность. Сдают тетради. Записывают домашнее задание. |