СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Художественная культура второй половины XIX века».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

Сформировать представление об изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, скульптуре и театре второй половины XIX века; познакомить с наиболее выдающимися деятелями и произведениями художественной культуры второй половины XIX века.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Художественная культура второй половины XIX века».»

Технологическая карта открытого урока по теме «Художественная культура второй половины XIX века».

Предмет

История

Класс

9 класс

Учитель

Струтинская О.А.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Сформировать представление об изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, скульптуре и театре второй половины XIX века; познакомить с наиболее выдающимися деятелями и произведениями художественной культуры второй половины XIX века.

Планируемые результаты

  1. Предметные: характеризовать основные направления в развитии искусства изучаемого периода; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей).

  2. Метапредметные УУД: коммуникативные организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить необходимую информацию; регулятивныесоставлять пландействий, соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; познавательные устанавливать причинно-следственные связи; использовать дополнительные материалы для получения информации; анализировать материал учебника;

  3. Личностные УУД: развивать интерес к культурному наследию своего народа и своего родного края.

Основные вопросы изучения материала

  1. Живопись.

  2. Музыка, театр.

  3. Скульптура и архитектура.

Проблемный вопрос

Какие общие идеи прослеживаются в произведениях представителей разных видов художественной культуры второй половины XIX века

Применяемые технологии

Технология развития критического мышления, проблемное обучение.

Методы и формы

Методы: Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, практический, проектно-исследовательский метод.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные приемы

Работа с фактическим материалом учебника, систематизация полученной информации, анализ и обобщение.

Основные понятия, термины

Критический реализм, «передвижники», реализм, «Могучая кучка», эклектика, псевдорусский стиль,

Персоналии

В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К., Крамской И.Н., Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, М.М. Васнецов В.М., Серов В.А., Суриков В.И., Поленов В.Д., Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин, М.А., Мемахер М.Е., Кракау А.И, Семенов А.А., Шервуд В.О, Чичагов Д.Н, Померанцев А.Н., Балакирев, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Рубинштейн Н.Г., А.Н. Островский.

Основные даты

1870 г. – создание Товарищества передвижных художественных выставок.

1880 г. – открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.

1892 г. – открытие Третьяковской галереи.

Ресурсы урока

Мультимедийная система, наглядный материал, индивидуальные комплекты с теоретическими материалами.



На доске “Русская культура XIX века – это вершина многовековой культуры России, её золотой век”. (Л.Б. Яковер, Н.А. Троицкий).



Модули урока/ примерное время

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

- Посмотрите на доску. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (На доске незаполненная ментальная карта с картинками, обозначающими направления художественной культуры: живопись (палитра), музыку (скрипка, ноты), скульптуру, архитектуру и театр (театральная маска).

- Помогите мне определить цель урока. (Познакомиться с выдающимися живописцами, музыкантами, скульпторами, архитекторами, театральными деятелями и их произведениями искусства)


- Сегодня нам также предстоит найти ответ на вопрос

Проблемный вопрос Какие общие идеи прослеживаются в произведениях представителей разных видов художественной культуры второй половины XIX века


Беседа

Актуализация знаний



2 мин


Если мы вернемся на сто семьдесят – сто пятьдесят лет назад, свидетелями каких важных исторических событий мы станем? (1855 г. - смерть императора Николая I, на престол вступил его сын Александр II, 1859 г. - поражение в Крымской войне, 1861 г. – манифест об отмене крепостного права, а в 60-70- х годах проведен еще ряд либеральных реформ: земская, городская, судебная, военная, реформы в области народного просвещения).



Мы знаем, что развитие культуры неразрывно связано с политическими, экономическими, социальными изменениями общества. Наша задача – выяснить, как перечисленные изменения отразились на искусстве второй половины 19 века.


Систематизация информации






Беседа










Изучение нового материала





Работа с историческим источником 2 мин































До 7 мин

-Возьмите рабочий лист. Задание № 1. Прочитайте отрывок из работы Николая Гавриловича Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Опираясь на текст, сформулируйте вывод: какое значение приобретает искусство для человека согласно взглядам Чернышевского? С какой областью знаний Чернышевский сравнивает искусство?

«Первое и общее значение всех произведений искусства, сказали мы, – воспроизведение интересных для человека явлений действительной жизни… Но мы говорили выше, что, кроме воспроизведения, искусство имеет еще другое значениеобъяснение жизни… Но, интересуясь явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о них своего приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в его произведении, – вот новое значение произведений искусства, по которому искусство становится в число нравственных деятельностей человека…

Искусство относится к жизни совершенно так же, как история; различие по содержанию только в том, что история говорит о жизни человечества, искусство – о жизни человека, история – о жизни общественной, искусство – о жизни индивидуальной. Первая задача истории – воспроизвести жизнь; вторая, исполняемая не всеми историками, – объяснить ее…»

- Какие кардинально новые значения искусства называет Чернышевский?

- С какой областью знаний Чернышевский сравнивает искусство?

Античные герои, мифы, история древней Греции и Рима теперь стали никому не интересны. Всех привлекала современная жизнь во всех её проявлениях.

Работать над следующим заданием будем в парах. Первая пара будет работать над изучением живописи (учебник стр. 48 – 49).

Вторая пара займется изучением музыки и театра (учебник стр. 50-52)

Изучите материал учебника. На основе прочитанной информации, составьте схему на доске. Опираясь на текст учебника и составленные вами схемы, подготовьте рассказ по изученному вами направлению искусства по предложенную плану в рабочих листах. (рабочий лист, задание № 2). На выполнение этого задания вам отводится не более семи минут.

Можете приступать к выполнению задания

Во время работы пар у доски звучит музыка


Во время ответа пар у доски, вторая пара работает над выполнение задания № 3 в рабочих листах.


Работа 1 пары у доски (план ответа)

Назовите ведущее направление в живописи второй половины XIX в.

Расскажите об историческом событии, которое произошло в 1863 году.

Какое название получила организация, созданная в 1870 году.

Кто стал главным идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок»?

Назовите художников-участников Товарищества.


Что нового внесли передвижники в русское искусство? (Изображение реальной жизни со всеми ее проявлениями)


В чем состояла принципиальная новизна их идей? (Организация передвижных выставок не только в крупных, но и провинциальных городах, с целью просвещения народа. Таким образом они стремились приобщить к живописи широкие слои населения).


- С 16 по 24 октября 1899 года в Курске проходила IV передвижная выставка. На ней было представлено 49 картин. Среди них были работы А.М.Васнецова, И.И. Левитана, И.Е. Репина и др.


Огромный вклад в развитие передвижничества в России внес Павел Михайлович Третьяков. Многие картины, выставляемые художниками, были приобретены им для частной коллекции, которую он начал собирать в 1856 г. Именно работы передвижников составили драгоценное ядро его коллекции.


Задание № 4 Решим историческую задачу: 31 августа 2024 года исполнится 132 года с даты передачи частной коллекции Павла Третьякова в собственность Москве. В каком году произошло это событие? (1892 г)

Сколько лет Павел Михайлович собирал свою коллекцию? (36 лет)


Защита проекта. Видео Артем работал над краткосрочным проектом «Живопись Курского края второй половины 19 века» и подготовил видеоролик по этой теме.


Во время просмотра ролика выполняем задание № 5 «Установи соответствие» в рабочих листах


1В 2А 3Г 4Д 5Б


Выступление 2 пары у доски (план ответа)

Назовите ведущее направление музыкального творчества второй половины 19 века.

Назовите главную тему музыкальных произведений.

Продолжите предложение «Могучая кучка» - это…

Назовите фамилии русских композиторов , входивших состав содружества и их произведения.

Назовите имя дирижера симфонического оркестра, стараниями которого появилось Московское отделение Русского музыкального общества, а затем была открыта Консерватория

Драматург, имя которого неразрывно связано с историей Малого театра.


Рита работала над индивидуальным краткосрочным проектом «Развитие музыкальной культуры Курской губернии второй половины 19 века».


Алина выяснила, как развивался театр в Курской губернии во второй половине 19 в.


Со времен Петра I российская архитектура ориентировалась на западноевропейскую стилистику. Но в середине 19 века архитекторы задумались о национальном стиле и стали искать вдохновение в далеком прошлом. Посмотрим, какие примеры они выбрали для подражания и что у них получилось.

(На доске карточки с изображениями памятников архитектуры в стиле эклектика и псевдорусском стиле).

- На какие две группы по вашему мнению можно разделить эти памятники архитектуры? (делят по внешнему виду)

Над первой группой разместить карточку с названием стиля эклектика, над второй – псевдорусский стиль)


Задание № 6 прочитайте определения «эклектика», «псевдорусский стиль». Рассмотрите схемы «Архитектурные стили второй половины 19 века». Назовите их отличительные признаки.


Почему псевдорусский стиль получил такое название?


- К какому архитектурному стилю отнесем здание дореволюционного Ямского (Курского) железнодорожного вокзала, строительство которого было завершено в 1869 г. (Эклектика)


Скульптура. Самым известным скульптором второй пол 19 в. был Марк Матвеевич Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Мастер создал серию исторических портретов «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый»


Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие памятника А.С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автор памятника – известный скульптор Опекушин Александр Михайлович.


Микешин Михаил Осипович в памятнике «Тысячелетие России воплотил в бронзе 129 скульптурных фигур. Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. Посвящен не одному человеку, а всему народу. На торжественном открытии памятника «Тысячелетие России» присутствовал император Александр II, а композитор Балакирев к открытию памятника написал увертюру «Русь»

Рабочий лист задание № 7. Рассмотрите изображение памятника «Тысячелетие России»

- Как называется верхний ярус памятника?

- Что символизирует средний ярус?

- Кого скульптор поместил на нижний ярус?


Чтение текста, анализ информации






























формулирование вывода,









заполнение ментальной карты.

















Решение творческих задач, представление результатов своей деятельности в различных формах.




Сотрудничество с одноклассниками в ходе работы в парах.












Читательская грамотность










































Работа в парах: заполнение схем у доски, ответы на вопросы


Представление результатов работы у доски





Презентации проектов по живописи, музыке, театре Курского края второй половины 19 века






























Математическая грамотность






Представление результатов проекта












Контроль знаний

  • Что нового внесли передвижники в русское искусство? (Устраивали выставки не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных городах с целью популяризации живописи среди разных слоев населения. Отражали в картинах жизнь со всеми ее проблемами, откровенно высмеивали пороки русского общества).

  • Какие темы стали ведущими в русском музыкальном и театральном искусстве? (Героический народный эпос, народные песенные мотивы)

  • Какие новые стили появились в архитектуре? (эклектика и псевдорусский стиль)

  • С чем было связано появление этих стилей? (поиск нового русского стиля)


Обобщим все вышесказанное и ответим на проблемный вопрос Какие общие идеи прослеживаются в произведениях представителей разных видов художественной культуры второй половины XIX века (для разных видов искусства второй половины 19 века характерен реализм, показ жизни такой, какая она есть, со всеми ее проблемами. Приобщение к культурной жизни широких слоев общества)

Обсуждать и оценивать результаты своей деятельности и достижения — свои и одноклассников: личный вклад каждого участника, в том числе собственный вклад в работу по достижению целей урока.

Беседа

Итог урока. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Наибольшую гордость у меня вызвало…

Трудности у меня вызвало выполнение задания №…


Самооценка результатов своей деятельности

Д/з

Создайте страничку для социальных сетей одного из деятелей художественной культуры второй половины 19 века.

Учебник стр. 47-53












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!