СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кислородные соединения углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кислородные соединения углерода"»

технологическая карта урока по теме: «Кислородные соединения углерода»




1.ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Чистякова Татьяна Михайловна

Место работы

МБОУ Лицей №3 г.Курчатов

2.Общая информация по уроку

Класс

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 45

Тема урока

Кислородные соединения углерода

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;

-эмоционально воспринимать учебные задачи;

-рассматривать химическую науку как сферу человеческой деятельности.


Метапредметные

Регулятивные:

-ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, контролировать процесс и результат учебной химической деятельности

Познавательные:

-формулировать проблему, выдвигать гипотезы, создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективный способ.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера, сотрудничать и проявлять активность при работе в группе при выполнении химических задач.


Предметные

-работать с текстом;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):Достижение планируемых результатов: учащиеся получат возможность

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)



Электронные образовательные ресурсы

Учебно-методические ресурсы

Оборудование

http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://school-collection.edu.ru/collection/chemistryЕстественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала



Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман Химия 9 класс учебник для общеобразовательных организаций Москва «Просвещение»2021

Программы. Химия 9класс.

Компьютер

,проектор,

набор для моделирования

прибор для получения газов,

реактивы.





3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность.

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Цель: создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.


Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок химии в вашем классе буду вести я -Чистякова Татьяна Михайловна. Я, надеюсь, что наша совместная деятельность будет успешной.

В 1890г. торговый парусник «Малборо» вышел из Новой Зеландии в английский порт Глазго. Через несколько недель корабль исчез в районе мыса Горн. Расследование было безрезультатным. Парусник сочли пропавшим без вести. Но спустя 23 года «Малборо» объявился у берегов Огненной Земли. Все было на своих местах, только вместо людей его населяли скелеты в истлевших лохмотьях.

Что случилось с командой?

Спасибо за ваши ответы.

Я уверена, что к концу урока у вас будет больше аргументов для утвердительного ответа.

Я надеюсь, что знания полученные на нашем уроке, помогут вам ответить на этот вопрос.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Формы : Работа в парах;

индивидуальная работа;

фронтальная работа

На слайде

Даны вещества NO, HCL, Ca3(PO4)2, CL2O7, Na CL, H2SO4, KHSO4, N2O, Nа2O, СО

На какие классы можно разделить эти вещества и по каким признакам.?

Со свойствами какого химического элемента мы познакомились на прошлом уроке?

И, присутствуют ли соединения этого элемента среди этих веществ?

Этап1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Кто может сформулировать тему нашего урока?

Какая цель нашего урока.

Запишите в тетрадях дату, тему урока

Цель:

Изучить кислородные соединения углерода;

Исследовать их химические свойства;

Провести химическое исследование на получение и распознавание данных веществ;

Объяснить процессы происходящие в окружающем мире



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Исследовательская работа. Технология сотрудничества. Технология проблемного диалога

Исследовательская работа

-Чтобы узнать какие оксиды углерода существуют группа «Исследователи» выполнили проектную работу с результатом которой познакомят( у доски 2 ученика на магнитах составляют и демонстрируют схемы образования СО и СО2,опираясь на знания строение атома и химическую связь, 1 ученик моделирует молекулы оксидов)

..

: С. + .O: - :C :: O: - C O

: :

Работа с учебником. Работа в парах Индивидуальная работа

Предлагаю вам, выполнить работу по учебнику параграф 33-34

Сравнить физические свойства этих соединений.

Какими физическими способами можно различить СО и СО2?

Запишите в тетрадь

Предполагаемый ответ

А)по растворимости

Б)СО2 лучше поглощается различными адсорбентами

В)путем конденсации(перевод в жидкое или твердое состояние)»сухой лед»

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища.

Изучив физические свойства.

Как вы считаете ,можем ли мы получить СО в лаборатории?

Самостоятельная работа :параграф 33

Получать не будем, но запишем химические уравнения получения оксида углерода(II)

Предлагаю слово группе «Биологи»

Какое влияние оказывает угарный газ на организм человека?




Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)





БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в группах( лабораторная работа)

Вы не раз наблюдали получение и распознавание углекислого газа в лаборатории. Согласно инструкции получите СО2 и изучите его свойства. Запишите свои действия, результаты видео или фото

Получение углекислого газа и исследование его химических свойств.

Инструкция к практическому эксперименту

Что наблюдали?

Вывод

1.Соберите прибор для получения газов .Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку кусочки мела и прилейте соляную кислоту в таком количестве, чтобы кислота слегка покрывала мел(соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами).Вспомните, каким способом собирают газ.

Признаки реакции: изменение цвета, выпадение осадка ,появление запаха ,выделение газа.


2Пропустите выделившийся газ поочередно в заранее приготовленные пробирки:

А)в пробирку №1с водой поместите полоску универсальной индикаторной бумаги и оставьте окрашенный раствор в открытой пробирке на некоторое время. Изменяется ли окраска?

Одновременно в пробирку №2 с соляной кислотой также поместите этот же индикатор.

Б)в пробирку№3 с известковой водой(раствор гидроксида кальция)-качественная реакция. Продолжайте пропускать газ через образовавшуюся взвесь



3.В пробирку №4 опустите зажженную лучину








Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Где можно встретить такого «монстра» как угарный газ?

Где применяется угарный газ?

Запишите уравнения химических реакций?

В сравнении с СО, что вы можете сказать о влиянии СО2 на жизнь человека?

Подводя итог лабораторной работы, где применяется СО2?

Ответ:1.при тушении пожаров

2.»сухой лед» хранение продуктов

3. пищевая промышленность

4 получение соды

5.Нельзя использовать углекислотные огнетушители при тушении пиротехники


СО2 +2Mq=2MqO+C


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Давайте результаты совместной работы проведем с помощью тестирования.

Тест

1.СО2-это.оксид углерода(IV)

2.угольная кислота

3.угарный газ

4.окид углерода(II)


2.Оксид углерода(II)взаимодействует:

1. водой

2.кислородом

3.гидроксидом калия

4.оксидом натрия


3.Вещество Х в цепочке превращений :

С -- Х -- СО

1..СН4

2.СаС2

3.Н2СО3

4.СО2


4.В молекулах оксидов углерода химическая связь:

1.ионная

2.ковалентная неполярная

3.ковалентная полярная

4.водородная


5.Углекислый газ можно распознать

1.известковой водой

2.уксусной кислотой

3.бромной водой

4.нитратом серебра


6.Вещества,с которыми взаимодействует оксид углерода (IV):

1.магний

2.гидроксид натрия

3.оксид серы (IV)

4.соляная кислота

5.кислород


7.Вещество с молекулярной кристаллической решеткой:

1.СО2

2.NO

3.NaCL

4.Cu

5.C

6.CO


8.Выберите характеристики физических свойств оксида углерода(II):

1.газ без цвета и без запаха

2.поддерживает дыхание

3.ядовит

4.хорошо растворяется в воде

5.малорастворим в воде

6.тяжелее воздуха



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Рыхление – это процесс образования газов в тесте, которые образуются в химических реакциях или под действием дрожжей, или при добавлении специальных химических веществ – разрыхлителей. Самый распространённый из них – «порошок Либиха» (смесь пищевой соды и лимонной кислоты). В домашних условиях хозяйки часто используют пищевую соду, которую «гасят» лимонным соком.

Задание:

  1. Предложите гипотезу о роли кислоты в случаях использования химических разрыхлителей теста.

  2. Как можно при помощи простого эксперимента проверить эту гипотезу?

  3. Кратко опишите ход эксперимента и вероятный результат этого эксперимента.

  4. Сформулируйте вывод и опишите ход проверочного эксперимента.

  5. Составьте формулы упомянутых веществ, определите класс соединений.

  6. Запишите уравнение химической реакции.

Ответы:

  1. Сформулирована гипотеза: если в тесте присутствует кислота, то она вступает в реакцию с пищевой содой, в результате выделяется углекислый газ.

  2. Для проверки гипотезы предложен простой эксперимент: немного порошка пищевой соды поместить в стакан и добавить немного раствора кислоты (уксусной или соляной).

  3. Начинается бурная реакция с выделением газа.

Можно наблюдать вспенивание из-за выделения углекислого газа.

  1. Сделан вывод: эксперимент подтверждает гипотезу о том, что кислота вступает в реакцию с содой и выделяется газ.

  2. Пищевая сода NaHCO– кислая соль, уксусная кислота СH3COOH или соляная кислота HCl – кислоты, углекислый газ СO2 – оксид кислотный.

  3. NaHCO+ СH3COOH = СO+ СH3COONa + H2O

NaHCO+ HCl = СO+ NaCl



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Формулируют тему урока и цель

Индивидуальная работа

Моделируют

Вступают в диалог

Работают в парах

Работают в группах исследовательская работа

Оценивают правильность своих выводов

Отвечают на вопросы

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Цель: установить степень соответствия поставленной цели и результатам деятельности.

Что было самым важным на уроке?

Какую мы ставили цель?

Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами?

Я хочу особо отметить работу (имена учащихся)

Как вы думаете, чему будет посвящен следующий урок химии?

Сейчас заполните листы самооценки. Те кого устраивает оценка, обведите ее для выставления в журнал, и продолжите предложения

Сегодня на уроке я понял

Теперь я могу

Мне было трудно

На уроке меня удивило

В заключении урока, мне хотелось бы вернуться к вопросу который я задала вам в начале урока

Как объяснить роковую причину гибели экипажа?

Предполагаемый ответ.

Одной из достоверных причин является попадание парусника в зону извержения вулканов, которых огромное множество около островов Огненной земли. Среди вулканических газов всегда присутствуют оксид углерода (II),который и оказался роковым для членов экипажа.




Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Запишите домашнее задание :параграф33,34 тестстр.120

Для желающих дополнительно: задача

140г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до прекращения уменьшения массы (т.е. пока не разложился весь

NaHCO3).Масса остатка после нагревания 137г.Сколько карбоната натрия в ℅ содержалось в смеси?

Творческое :подготовьте презентацию на тему карбонат кальция в живой и неживой природе.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!