Класс | 9 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Урок 45 |
Тема урока | Кислородные соединения углерода |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): |
Личностные –излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; -эмоционально воспринимать учебные задачи; -рассматривать химическую науку как сферу человеческой деятельности. |
Метапредметные Регулятивные: -ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, контролировать процесс и результат учебной химической деятельности Познавательные: -формулировать проблему, выдвигать гипотезы, создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективный способ. Коммуникативные: -выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других, принимать точку зрения партнера, сотрудничать и проявлять активность при работе в группе при выполнении химических задач. |
Предметные -работать с текстом; - описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; - описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; - классифицировать изученные объекты и явления; - наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):Достижение планируемых результатов: учащиеся получат возможность |
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Электронные образовательные ресурсы | Учебно-методические ресурсы | Оборудование | http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://school-collection.edu.ru/collection/chemistryЕстественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала | Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман Химия 9 класс учебник для общеобразовательных организаций Москва «Просвещение»2021 Программы. Химия 9класс. | Компьютер ,проектор, набор для моделирования прибор для получения газов, реактивы. | |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность. |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Цель: создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок химии в вашем классе буду вести я -Чистякова Татьяна Михайловна. Я, надеюсь, что наша совместная деятельность будет успешной. В 1890г. торговый парусник «Малборо» вышел из Новой Зеландии в английский порт Глазго. Через несколько недель корабль исчез в районе мыса Горн. Расследование было безрезультатным. Парусник сочли пропавшим без вести. Но спустя 23 года «Малборо» объявился у берегов Огненной Земли. Все было на своих местах, только вместо людей его населяли скелеты в истлевших лохмотьях. Что случилось с командой? Спасибо за ваши ответы. Я уверена, что к концу урока у вас будет больше аргументов для утвердительного ответа. Я надеюсь, что знания полученные на нашем уроке, помогут вам ответить на этот вопрос. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания Формы : Работа в парах; индивидуальная работа; фронтальная работа На слайде Даны вещества NO, HCL, Ca3(PO4)2, CL2O7, Na CL, H2SO4, KHSO4, N2O, Nа2O, СО На какие классы можно разделить эти вещества и по каким признакам.? Со свойствами какого химического элемента мы познакомились на прошлом уроке? И, присутствуют ли соединения этого элемента среди этих веществ? |
Этап1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Кто может сформулировать тему нашего урока? Какая цель нашего урока. Запишите в тетрадях дату, тему урока Цель: Изучить кислородные соединения углерода; Исследовать их химические свойства; Провести химическое исследование на получение и распознавание данных веществ; Объяснить процессы происходящие в окружающем мире |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Исследовательская работа. Технология сотрудничества. Технология проблемного диалога Исследовательская работа -Чтобы узнать какие оксиды углерода существуют группа «Исследователи» выполнили проектную работу с результатом которой познакомят( у доски 2 ученика на магнитах составляют и демонстрируют схемы образования СО и СО2,опираясь на знания строение атома и химическую связь, 1 ученик моделирует молекулы оксидов) .. : С. + .O: - :C :: O: - C O : : Работа с учебником. Работа в парах Индивидуальная работа Предлагаю вам, выполнить работу по учебнику параграф 33-34 Сравнить физические свойства этих соединений. Какими физическими способами можно различить СО и СО2? Запишите в тетрадь Предполагаемый ответ А)по растворимости Б)СО2 лучше поглощается различными адсорбентами В)путем конденсации(перевод в жидкое или твердое состояние)»сухой лед» Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Изучив физические свойства. Как вы считаете ,можем ли мы получить СО в лаборатории? Самостоятельная работа :параграф 33 Получать не будем, но запишем химические уравнения получения оксида углерода(II) Предлагаю слово группе «Биологи» Какое влияние оказывает угарный газ на организм человека? |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
|
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Работа в группах( лабораторная работа) Вы не раз наблюдали получение и распознавание углекислого газа в лаборатории. Согласно инструкции получите СО2 и изучите его свойства. Запишите свои действия, результаты видео или фото Получение углекислого газа и исследование его химических свойств. Инструкция к практическому эксперименту | Что наблюдали? | Вывод | 1.Соберите прибор для получения газов .Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку кусочки мела и прилейте соляную кислоту в таком количестве, чтобы кислота слегка покрывала мел(соблюдайте правила техники безопасности при работе с кислотами).Вспомните, каким способом собирают газ. | Признаки реакции: изменение цвета, выпадение осадка ,появление запаха ,выделение газа. | | 2Пропустите выделившийся газ поочередно в заранее приготовленные пробирки: А)в пробирку №1с водой поместите полоску универсальной индикаторной бумаги и оставьте окрашенный раствор в открытой пробирке на некоторое время. Изменяется ли окраска? Одновременно в пробирку №2 с соляной кислотой также поместите этот же индикатор. Б)в пробирку№3 с известковой водой(раствор гидроксида кальция)-качественная реакция. Продолжайте пропускать газ через образовавшуюся взвесь | | | 3.В пробирку №4 опустите зажженную лучину | | | |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Где можно встретить такого «монстра» как угарный газ? Где применяется угарный газ? Запишите уравнения химических реакций? В сравнении с СО, что вы можете сказать о влиянии СО2 на жизнь человека? Подводя итог лабораторной работы, где применяется СО2? Ответ:1.при тушении пожаров 2.»сухой лед» хранение продуктов 3. пищевая промышленность 4 получение соды 5.Нельзя использовать углекислотные огнетушители при тушении пиротехники СО2 +2Mq=2MqO+C |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Давайте результаты совместной работы проведем с помощью тестирования. Тест 1.СО2-это.оксид углерода(IV) 2.угольная кислота 3.угарный газ 4.окид углерода(II) 2.Оксид углерода(II)взаимодействует: 1. водой 2.кислородом 3.гидроксидом калия 4.оксидом натрия 3.Вещество Х в цепочке превращений : С -- Х -- СО 1..СН4 2.СаС2 3.Н2СО3 4.СО2 4.В молекулах оксидов углерода химическая связь: 1.ионная 2.ковалентная неполярная 3.ковалентная полярная 4.водородная 5.Углекислый газ можно распознать 1.известковой водой 2.уксусной кислотой 3.бромной водой 4.нитратом серебра 6.Вещества,с которыми взаимодействует оксид углерода (IV): 1.магний 2.гидроксид натрия 3.оксид серы (IV) 4.соляная кислота 5.кислород 7.Вещество с молекулярной кристаллической решеткой: 1.СО2 2.NO 3.NaCL 4.Cu 5.C 6.CO 8.Выберите характеристики физических свойств оксида углерода(II): 1.газ без цвета и без запаха 2.поддерживает дыхание 3.ядовит 4.хорошо растворяется в воде 5.малорастворим в воде 6.тяжелее воздуха |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Рыхление – это процесс образования газов в тесте, которые образуются в химических реакциях или под действием дрожжей, или при добавлении специальных химических веществ – разрыхлителей. Самый распространённый из них – «порошок Либиха» (смесь пищевой соды и лимонной кислоты). В домашних условиях хозяйки часто используют пищевую соду, которую «гасят» лимонным соком. Задание: Предложите гипотезу о роли кислоты в случаях использования химических разрыхлителей теста. Как можно при помощи простого эксперимента проверить эту гипотезу? Кратко опишите ход эксперимента и вероятный результат этого эксперимента. Сформулируйте вывод и опишите ход проверочного эксперимента. Составьте формулы упомянутых веществ, определите класс соединений. Запишите уравнение химической реакции. Ответы: Сформулирована гипотеза: если в тесте присутствует кислота, то она вступает в реакцию с пищевой содой, в результате выделяется углекислый газ. Для проверки гипотезы предложен простой эксперимент: немного порошка пищевой соды поместить в стакан и добавить немного раствора кислоты (уксусной или соляной). Начинается бурная реакция с выделением газа. Можно наблюдать вспенивание из-за выделения углекислого газа. Сделан вывод: эксперимент подтверждает гипотезу о том, что кислота вступает в реакцию с содой и выделяется газ. Пищевая сода NaHCO3 – кислая соль, уксусная кислота СH3COOH или соляная кислота HCl – кислоты, углекислый газ СO2 – оксид кислотный. NaHCO3 + СH3COOH = СO2 + СH3COONa + H2O NaHCO3 + HCl = СO2 + NaCl |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Формулируют тему урока и цель Индивидуальная работа Моделируют Вступают в диалог Работают в парах Работают в группах исследовательская работа Оценивают правильность своих выводов Отвечают на вопросы Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Цель: установить степень соответствия поставленной цели и результатам деятельности. Что было самым важным на уроке? Какую мы ставили цель? Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами? Я хочу особо отметить работу (имена учащихся) Как вы думаете, чему будет посвящен следующий урок химии? Сейчас заполните листы самооценки. Те кого устраивает оценка, обведите ее для выставления в журнал, и продолжите предложения Сегодня на уроке я понял Теперь я могу Мне было трудно На уроке меня удивило В заключении урока, мне хотелось бы вернуться к вопросу который я задала вам в начале урока Как объяснить роковую причину гибели экипажа? Предполагаемый ответ. Одной из достоверных причин является попадание парусника в зону извержения вулканов, которых огромное множество около островов Огненной земли. Среди вулканических газов всегда присутствуют оксид углерода (II),который и оказался роковым для членов экипажа. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Запишите домашнее задание :параграф33,34 тестстр.120 Для желающих дополнительно: задача 140г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до прекращения уменьшения массы (т.е. пока не разложился весь NaHCO3).Масса остатка после нагревания 137г.Сколько карбоната натрия в ℅ содержалось в смеси? Творческое :подготовьте презентацию на тему карбонат кальция в живой и неживой природе. |