СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кислоты"»

Технологическая карта урока

Дата проведения:


Предмет: 

химия

Класс: 

8

Учебник:

О.С. Габриелян 8 класс. Москва. Дрофа, 2014 г.

Тип урока:

комплексное применение знаний, умений и навыков.

Тема урока

Кислоты. ЛР № 11 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды». ЛР № 12 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов».

Цель урока

формирование понятия о кислотах как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением кислот.

Задачи урока:

  • образовательные;

  • развивающие;

  • воспитательные.

  • сформировать у учащихся представление о кислотах;

  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала; развивать память, химический язык; формировать положительную мотивацию учебной деятельности;

  • развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах; воспитывать умение работать в коллективе; развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Предполагаемые результаты:

  • предметные;

  • личностные;

  • метапредметные


предметные: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот, называть их, классифицировать, описывать физические свойства;

личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью.

Основные понятия и термины темы

Кислота, кислородсодержащие, бескислородные, основность, pH-среды.

Ресурсы урока

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

1. Презентация «Кислоты».

2. Таблица растворимости.

3. ОМС «Кислоты».

3. Дидактические карточки (УЭ).

4. Пробирки, реактивы (индикаторы, H2SO4 конц. и разб.) и оборудование для проведения опытов.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся

Формы работы:

• фронтальная;

• индивидуальная;

•групповая.

Методы обучения:

• по источнику знаний – словесные, наглядные, практические;

• по характеру деятельности обучающихся – проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами.

Межпредметные связи:


• биология

• география













Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД



познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока»

1.Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

2.Организует деятельность по актуализации понятий «оксиды», «основания», организует работу в группах по карточкам (приложение 1)

3.Учитель - предлагает самостоятельно выполнить задание;

- контролирует процесс выполнения задания



Работают в группах

Выполняют задание в рабочей тетради.

Обсуждают вопросы в группах, озвучивают ответы, контролируют правильность ответов учащихся



Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания



Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания



Умение вести диалог, слушать и слышать, общаться в группе, излагать свои мысли в письменной и устной форме




Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

4. Задает вопросы (приложение 2)

Фронтальная

Беседа

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ


Отвечают на вопросы учителя






Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания

Строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни

Этап выявления места и причины затруднения

5.Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3)

Записывает на доске тему урока.

Показывает ЭОР, демонстрирует образцы кислот.


Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества.

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.



Применяют методы Информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Понимать границы собственного знания и «незнания»

II. Этап «Изучение нового материала»

1. Организует проведение лабораторных опытов, оформление и обсуждение их результатов:

- предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;


- предлагает в парах выполнить лабораторные опыты № 10 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды»; № 11 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов»;

- предлагает оформить результаты эксперимента;

- предлагает обсудить результаты эксперимента и выставить оценки в листок контроля

(приложение 8)








Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.


В парах проводят лабораторные опыты


Выполняют задание



Обсуждают результаты эксперимента.

Определяют состав кислот.

Оформляют в тетрадях результаты эксперимента.

Приводят примеры кислот, используемых в повседневной жизни







Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.





Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.







Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии; обобщать и интерпретировать информацию.

Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы








Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания.

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.







Преобразовывать практическую задачу в познавательную









Строить понятные для собеседника речевые высказывания.




Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.










Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью









Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту




















Понимать значимость химической науки в практической жизни

2. Знакомит с классификацией кислот. Предлагает составить схему (приложение 4)


Обсуждают названия кислот и их классификацию

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками

Понимать значимость классификации неорганических соединений для формирования целостной естественнонаучной картины мира

3. Организует контроль усвоения новых понятий:

- предлагает ответить на вопросы (приложение 5) и выполнить упр. 1 стр.126 учебника

Проговаривают материал, анализируют записи (классификацию) кислот, их растворимость в воде.

Приводят примеры.

Создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию соединений химических элементов

Принимать и сохранять учебную задачу.

Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника

Понимать значимость химических знаний в практической жизни

4. Организует обсуждение степени окисления элементов в соединениях кислот выполнить упр. 1 стр.126 учебника.

Анализируют изменение степеней окисления одинаковых элементов в различных кислотах

Понимать и интерпретировать информацию, представленную в знаках и символах (аспект смыслового чтения).

Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную и письменную речь

Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира

III. Этап «Домашнее задание»

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

1. §21 учебника.

2. Составить кроссворд по теме «Кислоты»

3. Сделать презентацию «Кислоты в нашей жизни» (по выбору учащегося)

Слушают учителя.







Записывают домашнее задание









Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? (приложение 6, 7)

Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

Умение анализировать результаты своей деятельности.


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.






























Приложение 1

Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа).

оксиды

основания

неметаллов

металлов

растворимые

нерастворимые





Перед вами листы цветной бумаги.

- Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

- Голубой цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

Лечение цветом называется хромотерапией. Возьмите тот цвет листа, который улучшит ваше настроение и укрепит здоровье. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

Карточка № 1: распределите по классам формулы указанных веществ (формулы написаны на доске)

- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-

- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

Приложение 2

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: H3PO4 ; H2SO4; HNO3; HCl

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из водорода, неметаллов и кислорода.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: у летучих водородных соединений, оксидов.

5.Можно ли, используя водород и неметаллы, получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

Приложение 3

1. Посмотрите на эти вещества (учитель демонстрирует склянки с кислотами). Они вам знакомы? Ответ: да, некоторые, уксусная, лимонная, аскорбиновая.

2. Какие они на вкус? Ответ: кислые.

3. Перед вами продукты: лимон, щавель, киви, лайм. Что их объединяет? Ответ: Кислый вкус.

4. Какой класс соединений мы с вами сегодня будем изучать? Ответ: Кислоты!

5. А что вы хотите узнать о них? Из ответов формулируем и проговариваем цель и план урока.

Учитель: Показывает ЭОР

http://school-collection.edu.ru

Приложение 4

Учебник, стр. 120

С хема: Кислоты



одноосновные двухосновные трехосновные

HNO3; HCl H2S; H2SO4 H3PO4

___________________________________________________________



бескислородные кислородсодержащие

HCl; H2S H2SO4; H3PO4





Приложение 5

Карточка № 2

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

- Как называются предложенные вам кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.

- Выполните упр. № 1 стр.126

-Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Ответ: индикаторами.

Проведите исследование проб, которые даны вам в пробирках № 1-2, и определите кислоту.

























Приложение 6

(Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде)

Рефлексия, совмещенная с пальчиковой гимнастикой

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ответьте на вопросы:

  • МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?

  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?



































Лист контроля знаний _____________________

(Ф.И.)

Карточка №1

Работа с учебником

Составление схемы

Карточка №2

Исследование

Дополнительный

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)








25-30 баллов – «5»

20-24 баллов – «4»

13-19 баллов – «3»



Лист контроля знаний _____________________

(Ф.И.)

Карточка №1

Работа с учебником

Составление схемы

Карточка №2

Исследование

Дополнительный

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)








25-30 баллов – «5»

20-24 баллов – «4»

13-19 баллов – «3»



Лист контроля знаний _____________________

(Ф.И.)

Карточка №1

Работа с учебником

Составление схемы

Карточка №2

Исследование

Дополнительный

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)

(0-5 баллов)








25-30 баллов – «5»

20-24 баллов – «4»

13-19 баллов – «3»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!