Технологическая карта урока
Дата проведения: | |
Предмет: | химия |
Класс: | 8 |
Учебник: | О.С. Габриелян 8 класс. Москва. Дрофа, 2014 г. |
Тип урока: | комплексное применение знаний, умений и навыков. |
Тема урока | Кислоты. ЛР № 11 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды». ЛР № 12 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов». |
Цель урока | формирование понятия о кислотах как об одном из классов неорганических соединений, ознакомление с составом, строением кислот. |
Задачи урока: образовательные; развивающие; воспитательные. | сформировать у учащихся представление о кислотах; формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала; развивать память, химический язык; формировать положительную мотивацию учебной деятельности; развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах; воспитывать умение работать в коллективе; развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность. |
Предполагаемые результаты: предметные; личностные; метапредметные | предметные: давать определение «кислоты», распознавать кислоты среди других веществ, составлять формулы кислот, называть их, классифицировать, описывать физические свойства; личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений; познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью. |
Основные понятия и термины темы | Кислота, кислородсодержащие, бескислородные, основность, pH-среды. |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) | 1. Презентация «Кислоты». 2. Таблица растворимости. 3. ОМС «Кислоты». 3. Дидактические карточки (УЭ). 4. Пробирки, реактивы (индикаторы, H2SO4 конц. и разб.) и оборудование для проведения опытов. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся | Формы работы: • фронтальная; • индивидуальная; •групповая. Методы обучения: • по источнику знаний – словесные, наглядные, практические; • по характеру деятельности обучающихся – проблемное изложение, частично-поисковый. Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами. |
Межпредметные связи: | • биология • география |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| | познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Этап «Актуализация знаний и постановка цели урока» |
1.Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока 2.Организует деятельность по актуализации понятий «оксиды», «основания», организует работу в группах по карточкам (приложение 1) 3.Учитель - предлагает самостоятельно выполнить задание; - контролирует процесс выполнения задания | Работают в группах Выполняют задание в рабочей тетради. Обсуждают вопросы в группах, озвучивают ответы, контролируют правильность ответов учащихся | Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания | Умение вести диалог, слушать и слышать, общаться в группе, излагать свои мысли в письменной и устной форме | Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
4. Задает вопросы (приложение 2) Фронтальная Беседа - предлагает осуществить самооценку; - предлагает озвучить правильный ответ | Отвечают на вопросы учителя | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания | Строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний в практической жизни |
Этап выявления места и причины затруднения |
5.Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3) Записывает на доске тему урока. Показывает ЭОР, демонстрирует образцы кислот. | Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Применяют методы Информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Понимать границы собственного знания и «незнания» |
II. Этап «Изучение нового материала» |
1. Организует проведение лабораторных опытов, оформление и обсуждение их результатов: - предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории; - предлагает в парах выполнить лабораторные опыты № 10 «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды»; № 11 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов»; - предлагает оформить результаты эксперимента; - предлагает обсудить результаты эксперимента и выставить оценки в листок контроля (приложение 8) | Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории. В парах проводят лабораторные опыты Выполняют задание Обсуждают результаты эксперимента. Определяют состав кислот. Оформляют в тетрадях результаты эксперимента. Приводят примеры кислот, используемых в повседневной жизни | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии; обобщать и интерпретировать информацию. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента, строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников по существу поставленного задания. Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Осознанно использовать речевые средства, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту Понимать значимость химической науки в практической жизни |
2. Знакомит с классификацией кислот. Предлагает составить схему (приложение 4) | Обсуждают названия кислот и их классификацию | Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения) | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками | Понимать значимость классификации неорганических соединений для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
3. Организует контроль усвоения новых понятий: - предлагает ответить на вопросы (приложение 5) и выполнить упр. 1 стр.126 учебника | Проговаривают материал, анализируют записи (классификацию) кислот, их растворимость в воде. Приводят примеры. | Создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию соединений химических элементов | Принимать и сохранять учебную задачу. | Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, уметь слушать собеседника | Понимать значимость химических знаний в практической жизни |
4. Организует обсуждение степени окисления элементов в соединениях кислот выполнить упр. 1 стр.126 учебника. | Анализируют изменение степеней окисления одинаковых элементов в различных кислотах | Понимать и интерпретировать информацию, представленную в знаках и символах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отклонения и отличия от эталона | Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную и письменную речь | Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
III. Этап «Домашнее задание» |
Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. §21 учебника. 2. Составить кроссворд по теме «Кислоты» 3. Сделать презентацию «Кислоты в нашей жизни» (по выбору учащегося) | Слушают учителя. Записывают домашнее задание | | | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? (приложение 6, 7) | Проводят рефлексию. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. | Умение анализировать результаты своей деятельности. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. |
Приложение 1
Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа).
оксиды | основания |
неметаллов | металлов | растворимые | нерастворимые |
| | | |
Перед вами листы цветной бумаги.
- Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.
- Голубой цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.
Лечение цветом называется хромотерапией. Возьмите тот цвет листа, который улучшит ваше настроение и укрепит здоровье. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.
Карточка № 1: распределите по классам формулы указанных веществ (формулы написаны на доске)
- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния.
- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-
- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.
Приложение 2
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: H3PO4 ; H2SO4; HNO3; HCl
2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.
3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из водорода, неметаллов и кислорода.
4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: у летучих водородных соединений, оксидов.
5.Можно ли, используя водород и неметаллы, получить эти вещества? Ответ: видимо, да.
Приложение 3
1. Посмотрите на эти вещества (учитель демонстрирует склянки с кислотами). Они вам знакомы? Ответ: да, некоторые, уксусная, лимонная, аскорбиновая.
2. Какие они на вкус? Ответ: кислые.
3. Перед вами продукты: лимон, щавель, киви, лайм. Что их объединяет? Ответ: Кислый вкус.
4. Какой класс соединений мы с вами сегодня будем изучать? Ответ: Кислоты!
5. А что вы хотите узнать о них? Из ответов формулируем и проговариваем цель и план урока.
Учитель: Показывает ЭОР
http://school-collection.edu.ru
Приложение 4
Учебник, стр. 120
С хема: Кислоты
одноосновные двухосновные трехосновные
HNO3; HCl H2S; H2SO4 H3PO4
___________________________________________________________
бескислородные кислородсодержащие
HCl; H2S H2SO4; H3PO4
Приложение 5
Карточка № 2
- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.
- Как называются предложенные вам кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.
- Выполните упр. № 1 стр.126
-Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Ответ: индикаторами.
Проведите исследование проб, которые даны вам в пробирках № 1-2, и определите кислоту.
Приложение 6
(Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде)
Рефлексия, совмещенная с пальчиковой гимнастикой
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ответьте на вопросы:
МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
Лист контроля знаний _____________________
(Ф.И.)
Карточка №1 | Работа с учебником | Составление схемы | Карточка №2 | Исследование | Дополнительный |
(0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | |
| | | | | |
25-30 баллов – «5»
20-24 баллов – «4»
13-19 баллов – «3»
Лист контроля знаний _____________________
(Ф.И.)
Карточка №1 | Работа с учебником | Составление схемы | Карточка №2 | Исследование | Дополнительный |
(0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | |
| | | | | |
25-30 баллов – «5»
20-24 баллов – «4»
13-19 баллов – «3»
Лист контроля знаний _____________________
(Ф.И.)
Карточка №1 | Работа с учебником | Составление схемы | Карточка №2 | Исследование | Дополнительный |
(0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | (0-5 баллов) | |
| | | | | |
25-30 баллов – «5»
20-24 баллов – «4»
13-19 баллов – «3»