СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Ключевые слова" с применением приема "Клоуз-тест"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создаёт условия для повторения и систематизации обучающимися сведений о тексте, развития и совершенствования их творческих возможностей, действий при работе с текстом, его анализе, умений в определении типа текста, его основной мысли, нахождения ключевых слов, структурировании текста.  

Просмотр содержимого документа
«Мельникова_Технологическая карта урока с использованием приёма клоуз-тест»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе


Тема: Ключевые слова.

Цели деятельности педагога:

создание условий для повторения и систематизации обучающимися сведений о тексте, развития и совершенствования их творческих возможностей,

действий при работе с текстом, его анализе, умений в определении типа текста, его основной мысли, нахождения ключевых слов, структурировании

текста

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты:

личностные

осознание эстетической ценности русского языка

уважительное отношение к русскому языку, гордость за него

потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры

потребность выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь

предметные

1 уровень - обучающийся научится определять текст, смысловые типы текстов, наименьшую часть текста (микро тему), содержание понятия

«ключевое слово»

2 уровень – обучающийся получит возможность научиться составлять текст на заданную тему, в том числе из указанных предложений, находить

ключевые слова в тексте, использовать их при составлении текста, определять тип текста, доказывать принадлежность текста к определенному типу

метапредметные

1 уровень – обучающийся научится осознавать цели учебной деятельности и их объяснить,

2 уровень – обучающийся получит возможность научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

выбирать оправданные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

познавательные

уметь использовать текстовую информацию

регулятивные

ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации

коммуникативные

уметь слушать и понимать партнера

согласованно выполнять совместную работу

контролировать действия друг друга

умение учиться, искать решения

Методы обучения:

• беседа

• инструктаж

• упражнения

• работа с книгой

• демонстрация

Формы обучения:

• групповая

• фронтальная

• индивидуальная

Оборудование:

• интерактивная доска (экран)

• компьютер

• мультимедийный проектор

• карточки с заданиями

• ПК

• толковый словарь

• жетоны

• таблички для определения группы

• фишки

Демонстрационный материал:

• презентация

• таблица «Признаки текста»

• памятка «Как работать в группе»,

• памятка «Как организовать работу в группе»

Основные понятия:

текст

ключевое слово

признаки текста.

Межпредметные связи:

литература

обществознание
информатика


Этап урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность

Формы

организации

взаимодействия

на уроке

Универсальные

учебные действия

Промежуточный

контроль





Учителя

Обучающихся







Организационный

момент



Приветствие.

Проверка готовности

обучающихся к уроку.

Организует работу

групп.

Приветствуют

учителя.

Демонстрируют свою

готовность к уроку.

Берут жетоны,

определяются с

группой.

Фронтальная



Индивидуальная

Личностные: имеют

желание обучаться,

познавать,

осваивать.

3 группы







Актуализация и

проблемное учебное

действие

Работа с текстом

эпиграфа (слайд)

Воспроизведение

ранее изученного,

установление

преемственных

связей прежних и

новых знаний и

применение их в

новых ситуациях.

Создание

проблемной

ситуации,

эвристическая

беседа. Работа с

таблицей

«Признаки текста»

Слайд

Высокая культура

разговорной и

письменной речи,

хорошее знание и

развитие чутья

родного языка, умение

пользоваться его

стилистическим

многообразием – самая

лучшая опора, самое

верное подспорье и

самая надежная

рекомендация для

каждого человека в его

общественной жизни и

творческой

деятельности

(В.В. Виноградов)

- Что подсказывает,

чем делится с нами

известный ученый?

- Как вы это

определили?

- Можно ли назвать это

текстом?

- Почему? По каким

признакам вы это

определили?

- Что нужно сделать,

чтобы получился

текст?

- Примем за

руководство эти

рекомендации?



Выделяют части высказывания.

Ищут главную информацию в каждой части.

Оформляют главную информацию в виде предложения.



- Зачем мы это сделали?

(выход на тему урока)

Корректирует

сказанное

обучающимися, точно

формулирует тему

урока:

Ключевые слова.

Читают предложение,

анализируют его

содержание,

обдумывают и

представляют ответы

на вопросы,

принимают участие в

обсуждении.

































































Выполняют задания





















Отвечают на вопрос



Озвучивают

предполагаемую тему

урока.

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные:

выполняют учебно-

познавательные

действия в

материализованной

и умственной

форме.

Регулятивные:

принимают и

сохраняют учебную

задачу.

Коммуникативные:

слушают, отвечают

на вопросы

Устные ответы

Целеполагание и

построение выхода

из затруднения

Работа с толковым

словарем (ключ)

Работа с текстом

учебника (с.42)

Раскрытие сущности

новых понятий,

усвоение новых

способов учебной и

умственной

деятельности

обучающихся.

Беседа по вопросам.























- какое значение (я)

имеет слово «ключ»?

- зачем нужны ключи?

-… ключевые слова?

- … как их найти?

- что можно с их

помощью сделать?

Так какие цели и

задачи мы можем

поставить перед собой

на сегодняшний урок?

Корректирует,

дополняет.

Один человек находят

значение слова

«ключ» в толковом

словаре и делает его

презентацию.

Читают статью

учебника на с.42

Отвечают на вопросы.

Озвучивают цели и

задачи урока.

Индивидуальная



Фронтальная

Познавательные:

извлекают

необходимую

информацию из

объяснения

учителя, текста,

высказываний

одноклассников,

систематизируют

собственные

знания.

Регулятивные:

планируют

необходимые

действия, операции,

действуют по

плану,

контролируют

учебные действия,

замечают

допущенные

ошибки.

Коммуникативные:

строят небольшие

монологические

высказывания,

осуществляют

совместную

деятельность в

парах и групповую.

Личностные:

осознают свои

возможности в

учении, где и как

можно применить

полученные знания

(профориентация)

Задают вопросы

для уточнения

информации.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка!

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Влево-вправо, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!



Выполняют

упражнения под

руководством одного

из обучающихся.

Фронтальная

Регулятивные:

контролируют

действия при

выполнении

физических

упражнений







Физические

упражнения

Первичное

закрепление с

комментированием

во внешней речи.

Работа с

деформированным

текстом:

  1. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

  2. - Кто этот почтенный господин?

  3. Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. –

  4. - Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".

  5. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- Это текст?

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Восстановите текст.

- Что вы сделали для этого? Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

- Давайте внесём этот признак в нашу схему.

- Озаглавьте получившийся текст. Слайд

- Докажите, что это текст, опираясь на нашу схему.







































Читают, анализируют

предложенный

материал, формируют

вопросы, ответы.



Выполняют задания в

группах, готовятся

представлять свои

работы, анализируют

работы других групп,

используя памятки

Индивидуальная



















Фронтальная

Личностные: имеют

желание осваивать

новые виды

деятельности

Познавательные:

осуществляют для

решения учебных

задач операции

синтеза, сравнения,

классификации,

устанавливают

причинно-

следственные связи,

делают обобщения,

выводы.

Регулятивные:

оценивают свои

достижения,

осознают

возникающие

трудности, ищут их

причины и пути

преодоления.

Коммуникативные:

строят небольшие

монологические

высказывания

Практическая

работа в тетрадях.

Выступление.

Применение знаний на практике

... беззвучно опускался на дома и деревья. ... садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, ... болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда ... привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки ... . Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал …. – Если бы я тоже так умел!» И он стал ... … Это пока … только скрипит. ##



Вопрос на восприятие текста:

К какому жанру относится текст?

Языковой анализ текста:

Восстановите текст.

Какие слова пропущены?

Можно ли назвать эти слова ключевыми?

С какой целью автор использует лексический повтор?

Можно озаглавить этот текст?

Ваши варианты названия?

Читают, анализируют

предложенный

материал, формируют

вопросы, ответы.



Выполняют задания в

группах, готовятся

представлять свои

работы, анализируют

работы других групп,

используя памятки















Групповая





Проверка выполнения задания

Снег и скрипка.

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.

(сказка Виктора Хмельницкого.)

Какая мысль объединяет эти тексты?









Включение в

систему знаний и

повторение

Создание алгоритма

создания текста.

Инструктирует

обучающихся.

1. Тема текста

отражается в его

названии.

2. У текста нет четких границ.

3. У каждого текста

есть основная мысль.

4. Существует три

типа текста.

5. Текст состоит из 2-х частей.

6. Текст – это три и

более предложения.

7. Все предложения в тексте имеют

границы.

8. В тексте не важна

последовательность

изложения.

9. В тексте всегда о

чем-то или о ком-то

говорится.

10. Текст нельзя

разделить на части.

11. Каждая часть

текста записывается с красной строки.

12. По ключевым

словам можно

воспроизвести

текст.

Отвечают на вопросы,

убирают лишнее,

добавляют

недостающее,

выстраивают

пошаговую

последовательность,

создают и

представляют

алгоритм.

Групповая

Личностные: имеют

желание осваивать

новые виды

деятельности.

Познавательные:

приобретают

умения

использовать

знания и умения в

практической

деятельности

Регулятивные:

оценивают работу,

объясняют и

исправляют

допущенные

ошибки.

Алгоритм

Домашнее задание

1)Подобрать миниатюру и доказать, что это текст

2)Составить кластер на тему «Ключевые слова»

Дает инструктаж

выполнения

разноуровневых

заданий

Слушают, задают

вопросы

Групповая,

индивидуальная (по

запросу)



Понимание

последовательности при выполнении

задания, прогноз

результата.

Повторный анализ

содержания эпиграфа

- найдите ключевое

слово в этом

предложении



Подтверждение достижения цели и

задач урока

выполните синквейн

«Текст»

Настроение

(3 магнита разных

цветов)

Отвечают на вопросы

Фронтальная,



групповая,







индивидуальная

Личностные:

осознают свои

возможности в

учении, где и как

можно применить

полученные знания

Коммуникативные:

строят небольшие

монологические

высказывания.

Регулятивные:

анализируют и

оценивают работу




Урок был проведён в 6 классе 14.09.2015. В результате все слова попали в зону ближайшего развития. Детьми были предложены слова:

  1. человечек, птенец, волшебник, снег

  2. музыки, ветра, голосов людей, птиц, скрипки

  3. петь, смеяться, учиться играть, учиться

Предложенные слова были продуктивными. Они указывают на осмысленное чтение. Когда был предъявлен недеформированный текст и ученики прочитали его с заглавием, то они сделали вывод, что были пропущены ключевые слова. Подтвердили, что они правильно искали подсказки в тексте.

Приём очень полезен при изучении темы «Ключевые слова» помогает активизировать внимание обучающихся к информации, содержащейся в тексте, выделять главную и второстепенную информацию, учит их разбираться в «законах» текста.

Просмотр содержимого презентации
«Мельникова_Презентация к уроку»

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В. Виноградов

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

В.В. Виноградов

Ключевые слова

Ключевые слова

Ключ

Ключ

  • 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка.  Запереть на к. Подобрать ключи  (найти подходящие ключи; перен., к кому: найти нужный подход к кому-н.; разг.).
  • 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма.  К. для часов. Гаечный к. Телеграфный к.  (для передачи по азбуке Морзе).
  • 3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н.  К. к разгадке тайны. К. к шифру. К. местности (господствующая позиция; спец.).
  • 4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот (спец.).  Музыкальный к. Скрипичный к. Басовый к. Поэма написана в оптимистическом ключе  (перен.: звучит оптимистически).
  • 5. Верхний камень, замыкающий свод сооружения (спец.).
  • 6. В царской России: отличительный знак камергера в виде золотого ключа, носимого на фалде мундирного фрака или на талии фрака либо мундира.  Камергерский к.
Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.  - Кто этот почтенный господин? Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов.  - Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
  • Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.
  • - Кто этот почтенный господин?
  • Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов.
  • - Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев.
  • Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

"Мастер чемоданных дел"

3. Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. 1. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

5. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

2. - Кто этот почтенный господин?

4. - Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев.

... беззвучно опускался на дома и деревья. ... садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, ... болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.  И вот однажды, когда ... привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки ... . Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал ... … Это пока снег только скрипит. ##

... беззвучно опускался на дома и деревья. ... садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, ... болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками. И вот однажды, когда ... привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки ... . Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал ... … Это пока снег только скрипит. ##

Снег и скрипка. Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.  И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит. (сказка Виктора Хмельницкого)

Снег и скрипка.

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками. И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! –подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.

(сказка Виктора Хмельницкого)

Пропущенные слова: снег, снег, снег, скрипки, учиться

Пропущенные слова:

снег, снег, снег, скрипки, учиться

Верно «+», неверно «-» 1. Тема текста отражается в его названии. 2. У текста нет четких границ. 3. У каждого текста есть основная мысль. 4. Существует три типа текста. 5. Текст состоит из 2-х частей. 6. Текст – это три и более предложения. 7. Все предложения в тексте имеют границы. 8. В тексте не важна последовательность изложения. 9. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. 10. Текст нельзя разделить на части. 11. Каждая часть текста записывается с красной строки. 12. По ключевым словам можно воспроизвести текст.

Верно «+», неверно «-»

1. Тема текста отражается в его названии.

2. У текста нет четких границ.

3. У каждого текста есть основная мысль.

4. Существует три типа текста.

5. Текст состоит из 2-х частей.

6. Текст – это три и более предложения.

7. Все предложения в тексте имеют границы.

8. В тексте не важна последовательность изложения.

9. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

10. Текст нельзя разделить на части.

11. Каждая часть текста записывается с красной строки.

12. По ключевым словам можно воспроизвести текст.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!