СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока" Конструирование урока в системно-деятельностном подходе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенологическая карта будет полезна учителям физики, работающим по ФГОС в ОШ. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока" Конструирование урока в системно-деятельностном подходе"»

Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе

Пестерева Валентина Федоровна

МОУ Юрьевская сош

учителя Ф.И.О., место работы



Предмет, класс

Физика 7 класс


Тема « Механическая работа»

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Настроить учащихся на работу.

Деятельность уча­щихся

Готовятся к работе, организуют рабочее место.

Деятельность преподавателя

Проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Формируемые УУД

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Мотивация обучающихся к изучению новой темы.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Фронтальная беседа, словесные методы

Деятельность уча­щихся

1.Зачитывают высказывания великих людей о работе
Великая радость, - работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом!
В.Я. Брюсов

Называют профессии своих родителей.

Находят отличия в профессиях.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Делают вывод:

1.В обыденной жизни под словом «работа» мы называем различные действия человека или устройства или процесс получения какого-либо продукта.




Деятельность преподавателя

Задает вопросы

1.Что вы понимаете под словом работа?

2. Какая из физических величин необходима человеку для совершения работы?

3.Что такое сила?

4.От чего зависит результат действия силы?

5.Какие силы бывают и как они направлены?

6.Какие силы были изучены нами в этом учебном?

В физике также существует понятие «работа», но его смысл несколько отличается от привычного. Физика прежде всего, изучает физическую величину, которая называется «механической работой

Формируемые УУД

Планирование (Р).

Построение логической цепи (П).

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Определение темы, цели и задач урока

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы


Деятельность уча­щихся

Рассматривают рисунки

Ученики отвечают на вопрос учителя:

1. Какие силы действуют на тела?

2. Как изменяется положение тел под действием сил?

3. Формулируют тему и цель урока


«Механическая работа. Единицы работы.

Научиться объяснять совершается работа или нет, найти формулу для расчета работ.

Вывод 1: Из этих примеров видно, что под действием силы тело перемещается.

4. Тему урока записывают в тетрадь.


Деятельность преподавателя

Задает вопросы

1. Какая из физических величин необходима человеку для совершения работы?

Обобщает высказывания учащихся  

Работа в физике выполняется лишь тогда,когда к телу прикладывают силу и оно перемещается.


Впервые понятие РАБОТА в физике ввел французский ученыйЖан-Виктор Понселе

Сегодня мы познакомимся с механической работой .

Формируемые УУД

Умение выражать мысли (К).

Планирование, целеполагание (Р).

Смыслообразование (Л).

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы


Деятельность уча­щихся

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос

Выясняют отчего зависит механическая работ

 Делают запись в тетради.



Деятельность преподавателя

Разбирает с учащимися жизненную ситуацию.

1 Ситуация

На субботнике по уборке территории вашей школы, решили

выкопать канаву для оттока воды от здания. Работать

пришли все ученики. Юноши и мальчики вооружились лопатами и начали копать. Через полчаса  закончили работуКто их парней, учащийся 1 класса или учащийся 7 класса совершили большую работу, то есть выкопал большую канаву?Почему?

Правильно! Потому что у него силы больше. Значит, от чего зависит работа? 

2 Ситуация

2.Скажите мне, пожалуйста, когда вам надо будет большепоработать, втаскивая свой тяжелый портфель на первый этажшколы или на третий?

Правильно! Потому, что надо его на большее расстояние переместить. Значит, от чего зависит работа? Отдлины пути! (делаю запись на доске, а учащиеся в тетради)

А как зависит работа от силы и пути очень хорошо понятно  из приведенных выше примеров. 
(делается запись на доске учителем, учениками в тетрадях,поясняется)

Занисывает формулу на доске


Читают учебник стр. 130 абз.4,5,6.


Составляет таблицу и записывает ее




Формируемые УУД


Рефлексия способов и условий действия (П).

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р).

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К).

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К).

Умение выражать мысли (К).

Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами содержания новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Работа по карточкам с последующей роверкой

Деятельность уча­щихся

1.Работают в группе в группе по 4 человека

2.Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы.

3.Фиксируют в тетрадь выводы каждой группы.


Карточка 1

ВЫВОД 1.

Под действием силы тело перемещается.


Карточка 2

Вывод 2.
Механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием силы.


Карточка 3


Вывод 3

Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.


Карточка 4

Вывод 4

Если есть перемещение, а нет силы, то нет и работы.
Механическая работа равна нулю, т.к.результирующая сила F=

Выполняют экспериментальное задание на индивидуальных рабочих листах результаты заносят в таблицу.

1.Сначала к крючку динамометра, который учащиеся держат в руке, прицепляют брусок и определяют его вес, например, 0,50 ± 0,05 н. Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 50 см ± 1 см, т. е. на высоту линейки трибометра, заранее измеренной лентой. Вычисляют величину совершенной работы: А1= 0,50 Н • 0,50 м = 0,25 Дж.

Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести.

После этого кладут линейку на. стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги,которая развивалась при этом, например, 0,10 Н ± 0,05Н. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу: А= 0,10 Н • 0,50 м = 0,05 Дж.

Эта работа была совершена, по преодолению силы трения, а не силы тяжести.
Затем повторяют опыт еще 2—3 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1Н, 2Н и 3Н, и каждый раз вычисляют работу силы тяги.
Сравнивают полученные результаты и делают вывод,что работа, совершенная при подъеме груза, во всех случаях значительно больше работы при передвижении этого груза на такое же расстояние по горизонтальному пути.


Деятельность преподавателя

Проверяет глубину понимания учащимися в форме коммуникативного взаимодействия


Формируемые УУД

Оценивание усваиваемого содержания (Л).

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы


Деятельность уча­щихся

Записывают условие задачи, решают по предложенному алгоритму

Самостоятельно решают задачу упр 28(2)

С последующей взаимопроверкой

Деятельность преподавателя

Предлагает учащимся алгоритм решения задач по данной теме на примере учебника стр.130

Формируемые УУД

адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи


Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы


Деятельность уча­щихся

Самостоятельно решают тест, повторяя, систематизируя изученный материал

  1. Какую работу изучают в физике?
    А. труд рабочего;
    Б. труд инженера;
    В. механическую работу

  2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
    А. ... на тело действует сила.
    Б. ... тело движется.
    В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

  3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
    А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
    Б. Автопогрузчик поднимает груз
    В.Кирпич лежит на земле

  4. Как обозначается механическая работа?
    А. F
    Б. S.
    В. A.

  5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
    А. силу умножить на путь.
    Б. сложить силу и путь
    В. путь поделить на силу.

  6. В каких единицах измеряется механическая работа?
    А) Н
    Б) Па.
    В) Дж

  7. В каком случае сила совершает положительную работу?
    А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.
    Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела
    В) Работа всегда имеет положительное значение.

  8. Может ли сила совершать отрицательную работу?
    А) Не может.
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
    В) Может, если тело не двигается

  9. Может ли механическая работа равняться нулю?
    А) Не может
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
    В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

  10. Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
    А)16 Н.
    Б)48 Н
    В) 4 Н


Деятельность преподавателя

Проверяет усвоение материала, выявляет пробелы в понимании материала

Формируемые УУД

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

Оценивание усваиваемого содержания (Л).

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи


Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы


Деятельность уча­щихся

Учащиеся дают ответы на вопросы.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

(Механическая работа совершается в случае, когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы. Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1Н, на пути, равном 1м.Анализируют работу на уроке через самооценку.Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

Заполняют карточки

Деятельность преподавателя

Раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  • Достигнута ли наша цель?

  • Что нового Вы узнали на уроке?

  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?

  • Отметьте положительные моменты урока.

  • Что можно было сделать еще лучше?

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Формируемые УУД

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных

Итоговый контроль, подведение итогов




 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!