СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока краеведения «Писатели-краеведы. Николай Колодяжный »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка можт быть использована на уроке литературы или на внеаудиторном меропиятии 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока краеведения «Писатели-краеведы. Николай Колодяжный »»

Технологическая карта урока краеведения

«Писатели-краеведы. Николай Колодяжный »

Предмет: Литература

Класс:10

Учитель: Попова Любовь Ивановна, преподаватель ДМК им.С.С.Прокофьева

Тип урока: урок «открытия» нового  знания 

Тема

Писатели-краеведы. Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края». Сборник статей по краеведению. Исторический очерк.

Цели

 

Образовательные: ознакомить учащихся с биографией, историческими очерками и статьями писателя-краеведа Донбасса Н. Колодяжного.

Развивающие: работать над развитием мышления, речи обучающихся.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою республику и любовь к родному краю.

Формировать УУД: формировать умения проникать в смысл прочитанного, выделять главное и делать анализ.

Личностные УУД:  вызвать эмоциональный отклик на прочитанное и увиденное, определить нравственно-этическую ориентацию.

Регулятивные УУД: оценка и прогнозирование

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера, умение структурировать знания

Планируемый результат

Метапредметные: самостоятельно формулировать тему и цели урока, систему  вопросов, рассматриваемую на уроке, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, устанавливать причинно-следственные связи; участвовать в диалогах и дискуссиях, строить монолог, задавать вопросы по прочитанному или прослушанному произведению , выражать осмысление поставленной задачи и предлагать вариант её решения, исходя из своих установок и ценностей, передавать свое отношение к прочитанному; делиться своими впечатлениями.

Предметные: познакомиться с биографией и творческой деятельностью Н. Колодяжного.

Знать: биографию и творчество писателя, осознавать смысл и назначение деятельности писателя.

Уметь: оперировать основными понятиями урока, находить ключевую информацию, принимать решения и анализировать ситуацию, строить монологическую и диалогическую речь.

Основные понятия

Исторический очерк, летопись, тема, проблема, аргументы, герой, изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора.

Межпредметные связи

История, этнография, русский язык, уроки гражданственности и духовности Донбасса

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

 

Книжная и фотовыставка (Прил.5).

Средства ИКТ: проектор, компьютер, мультимедийная доска

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся для достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Мотива-ция к учебной деятель-ности (2 мин)Цели:

подготовить аудиторию к работе на уроке 

Настраивают-ся на урок. Приветствуют учителя, выражают готовность включиться в деятельность.

Приветствует и орга-низует класс. На муль-тимедиадоске видео и звучит музыка «Спят курганы темные» (сл. Б. Ласкина, муз.Н. Бого-словского) в исп. И.Кобзона.Обращает внимание на книжную и фотовыставку.

Просмотр визуального материала

 

Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта  

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточ-нять ,высказывать мнения по существу 

II. Форму-лирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: подго-товка мыш-ления уча-щихся и ор-ганизация осознания ими внут-ренней по-требности к построению нового спо-соба дей-ствий

 

Отвечают на вопросы, вы-ражают свои чувства от прослушива-ния, выдви-гают различ-ные версии , причины на-звания, опре-деляют тему и идею автор-ского произ-ведения.

 

Предлагает сформули-ровать цель урока,зада-ет вопросы. Комменти-рует ответы.

-Определите цели уро-ка, используя опорные слова.

– Поднимите руку, кто знает Н. Колодяжного.

– Сегодня на уроке бу-дем учиться осознан-ному чтению, ориенти-роваться в тексте и вы-сказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Н.Коло-дяжного. 

– Как вы думаете, какова тематика его произведений?

Работа над эпиграфом урока «Историю малой родины нужно знать, чтобы не повторить жизненных ошибок, совершённых пред-ками»(Н.Колодяж-ный).

Сформулируйте тему и проблему урока, цели и задачи

 Высказать свое мнение по поводу эпиграфа к уроку.

 

Анализ предло-женных объектов с целью выявления общих признаков.

 

Коммуникативные: развитие умение ставить вопросы

Личностные:  выявление тесной связи между целью учеб-ной деятельности и присущим ей мотивом.

Познавательные:

 формулирование темы и проблемы без посторонней помощи.

 Регулятивные: 

определение целей, задач урока. 

III. Изуче-ние нового

(15 мин)

Цели:

сформулировать алго-ритм дей-ствия

 

 

1.Знакомство с биографией Н.Колодяжно-го (Прил.1)

2.Чтение от-рывка «Загад-ки и тайны Дикого поля» из книги Н.Колодяж-ного « Из ис-тории родного края» (гл.1,стр 17-20)

3.Работа в ма-лых группах. Формулировкаопределения термина «исторический очерк».

 Не секрет, что именно искажение истории привело к вражде наро-дов и расколу стран. Не зря говорят: «Разделяй и властвуй». Подта-совка исторических фактов и подмена по-нятий стали инстру-ментом манипуляций в руках мировой элиты. Однако, история это не прошлое, история – это настоящее, которое мы сегодня творим своими руками. Эту историю нужно донести буду-щим поколениям, нуж-но сохранить досто-верные факты о собы-тиях, которые происхо-дят сегодня в мире и в ДНР в частности.

1.Прослушать факты биографии краеведа

2.Выразительно прочитать очерк-раздумье.

3.Дать собственную оценку прочитанного.

4.Выписать изобразительно-выразительные средства ( эпитет, сравнение, метафора и т.д.), которыми пользуется автор очерка.

5.Доказать,что прочи-танное произведение можно обозначить как исторический очерк . Дать определение термина «историче-ский очерк».

 Анализ текста прозаического характера (очерк). Знать основные признаки очерка.

Находить основ-ную мысль, клю-чевые слова, об-разные средства, осуществлять идейно-художе-ственный анализ; умение строить логические высказывания на заданные темы с учетом правил ведения беседы, дискуссии.

Формулировка алгоритма действия.

Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверкинавыков выразительного чтения.

Коммуникативные: умение слушать и слышать

IV. Закрепление  ново-го знания(10 мин)

Цель: , отработать алгоритм действия на практике;написание очерка.

Работа в группах. Составление отзыва об очерке. 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 Создаёт проблемную ситуацию: важно ли молодому поколению знать свои истинные корни, знать истинную историю своего края? Аргументируйте свой ответ.

Ответьте на вопрос:

Какие исторические факты вы узнали из прочитанного очерка?

 

Учитель раздаёт каж-дой рабочей группе памятку для напи-сания отзыва (Прил.2)

Написать отзыв об очерке Н. Колодяж-ного «Из истории родного края».

 

 


Фиксация полученных знаний в виде отзыва . 


 

 

 

 

 

Коммуникативные: демонстрация плодотворного сотрудничества  

при работе в малых группах.

Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления.

V. Контро-лирующее задание (12 мин)Цель: проверить умение работать с пройденным материалом самостоя-тельно, развивать творческие навыки


 Индивидуальное выполне-ние заданий теста.Созда-ние синквейна.

Само-проверка.

 

 

 

 

 

 

 Организует работу над созданием синквейна. Акцентирует внимание на алгоритм составления синквейна (Прил.3) со словами : Донбасс, очерк.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

 

 

 

 

 

 

 

 Составить синквейны со словами: очерк, Донбасс.



 

Выполнение продукта мысли-тельной деятельности

Личностные:  осознание связи меж-ду целью деятель-ности и её резуль-татом; развитие творческих спо-собностей уча-щихся.

Регулятивные: 

умение реально оценить степень своей результатив-ности на уроке, видеть достижения и просчёты; осу-ществление само-контролясовер-шенствование на-выков создания продукта мысли-тельной деятель-ности.

Коммуникатив-ные: умение чётко и связно формули-ровать собствен-ные мысли.

VII. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (3 мин)Цели: проверка результата,

сообщение домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы.

Организует класс на рефлексию.

 Дома вам предстоит выполнить следующее задание: подготовить коллаж по мотивам очерка из книги «Из истории родного края» Н.Колодяжного.

Цветовая рефлексия с помощью карточек.

(Прил.4)


 Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач


Личностные:

формирование навыков рефлексии





ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Человек, влюблённый в родной край»

Историко-краеведческий кружок «Поиск» ОШ № 46 г. Макеевки Руководитель: Божко Ольга Николаевна

Историю малой родины нужно знать,

чтобы не повторить жизненных ошибок,

совершённых предками.

У всех народов во все времена существовали люди, интересующиеся своим краем, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории, быт и обычаи населения, проникающие вглубь времени,доставая из прошлого новые факты, события, даты, имена. Таких исследователей называют краеведами или людьми, занимающимися изучением своего края. Ими могут стать как профессиональные ученые, так и просто любители истории.

Краеведение, это не только научная, но еще и важная общественная деятельность. Краеведы занимаются поиском исторических источников по истории родного края: работают в библиотеках, архивах и музеях, проводят исследовательские экспедиции, встречаются с участниками важных исторических событий. Они занимаются также и охраной памятников истории, культуры, старины, народных промыслов, распространяют знания о своей местности – проводят выставки, экскурсии, выступают на радио и телевидении, привлекают молодежь к краеведческой работе.

Есть люди, которых все считают чудаками. Они нас постоянно удивляют.

Ну почему людям неймётся? Всякий раз умудряются находить дело, мало того, что хлопотное, но и материальной пользы им не приносящее. Воюют с ветряными мельницами, гоняются за туманами. Зачем? Жили бы, как все, не тревожили бы привычный ритм бытия, не создавали бы хлопот себе и другим.






Ан нет! Не могут. Потому, что так беспокойно устроена их душа. Чудаки постоянно жаждут новизны, то и дело стремятся исправить какие-то исторические неточности, могут жизнь положить, чтобы восстановить справедливость в отношении постороннего для них человека. Из такого роду племени и был краевед-любитель, наш односельчанин Колодяжный Николай Александрович, доказавший и документально подтвердивший точную дату основания Макеевки, написавший не один исторический очерк о своих родных местах и людях, живущих рядом с ним, за тридцать лет своей поисковой деятельности. Мы встретились с его сыном Владимиром Николаевичем, бывшими учениками, ознакомились с трудами Николая Александровича.Много нового и интересного узнали мы о нашем земляке-краеведе.

Родился Николай Александрович 4 июля 1921 года в семье рабочего.

Голод в этот год от небывалой засухи не дал познать родившемуся Коле живительного материнского молока. Но малыш хватался за жизнь и рьяно высасывал из полотняной куклы жёваный матерью чёрный хлеб, испечённый пополам с половой. Оставались одни устючки. Мать радовалась. Прижимая кроху к себе, часто повторяла: «Выживи, сынок!».

Рос Николай подвижным, трудолюбивым, любознательным мальчиком.Учился в школе хорошо, в спортивных соревнованиях по бегу всегда занимал первые места. Дома помогал родителям по хозяйству. В голодном 33-м за кусок хлеба пропалывал многокилометровые ряды колхозной свеклы, кукурузы, подсолнуха. Необходимо было ещё кормить младших брата и сестёр.Ещё в детстве возник у юного Николая интерес к истории. Вот как вспоминал об этом сам Николай Александрович: «После революции рушили в селе церковь. Люди бежали на то смотреть. Ну и отец пошёл. Многие спасали иконы, разбирали их по домам. Отец пришёл позже и увидел, что прямо на земле лежат красивые, хорошо иллюстрированные старинные книги, ещё с буквой «ять». Он и принёс их домой. Были то былины о богатырях, их подвигах. Я зачитывался ими. Очень мне было всё интересно. Тогда и заинтересовался историей».




Семилетку окончил в своей Ясиновке и стал студентом Макеевского металлургического техникума, затем учился на рабфаке при Макеевском металлургическом комбинате. За три года учёбы не пропустил ни одного занятия, не было и опозданий, хотя каждый день, в любую погоду преодолевал 16 км (от Ясиновки до завода и обратно). Эта вынужденная закалка и тренировка помогли Николаю окрепнуть. Осенью 1939 г. попытался поступить в Одесское артиллерийское училище, однако не прошёл по конкурсу.

Глубокой осенью 1939 г. юного Колодяжного призвали на действительную службу. Солдатское пополнение погрузили в товарняки на узловой станции Ясиноватая. Вагоны были забиты будущими солдатами до отказа. Даже сесть было негде, спали, прислонившись спинами друг к другу.

Как вспоминал ветеран, что они даже не думали об удобствах, воспринимали всё как должное. Ведь в то время не служить в армии было позором. Девушки не выходили замуж за того, кто не служил, значит - ущербный, больной.

Ясиновцы держались вместе. Куда везут, - спрашивать было не принято.

Но слух прошёл: будут участвовать в боях на Карельском перешейке. Финская война тогда была в разгаре.

Привезли новобранцев в Царское Село под Ленинградом. В Донбассе ещё было тепло и влажно, а под Ленинградом – морозы. Выдали обмундирование, новое оружие и, даже как следует, не обучив стрелять, бросили в бой на Карельском перешейке. Мороз и глубокие снега косили легко одетых и незакалённых восемнадцатилетних ребят.

Пятый отдельный миномётный батальон, в котором служил Николай, был брошен на поддержку наступающей дивизии. Командование решило в честь юбилея Красной Армии сделать подарок Родине – взять город-крепость Выборг. Вот как вспоминал Николай тот день: «Одели нас тепло, накормили сытно, выдали по 250 грамм водки и без артподготовки бросили в бой. С большим трудом мы прорвали оборонительную линию правее города, оставляя сотни погибших и раненых. Кровь, дым, стоны, крики, взрывы, стрекот и визг рикошетных пуль – всё смешалось в одно – страх, от чего у солдат были перекошены лица и тряслись руки, державшие винтовку или миномёт. Команда «Вперёд!» поднимала в атаку. Огромные валуны-надолбы не давали ходу. За ними умело прятался враг, в упор расстреливая наших. Вот уже виден и Выборг… но финны открыли шлюзы и вода преградила нам путь». В этом кромешном аду был ранен Николай. Пуля попала прямо в локоть правой руки.

А потом были госпитали. Руку сохранили, но она стала почти нежизнеспособной. Определили Колодяжного в инвалиды и отправили домой, в Ясиновку.

Пока добирался Николай до родных мест, многое передумал. Решил стать учителем.

Окончил годичные педагогические курсы, выбрал точные науки: математику и физику. К тому времени понял, что любимую историю могут трактовать и так, и эдак. Пришёл молодой педагог в 46-ю школу, которую сам окончил до призыва в армию. На вид щуплый, а уже видел смерть в лицо.

Понял, какой она бывает безжалостной. Старшеклассники восприняли нового педагога как своего одногодка. Но он быстро нашёл к ним подход, научил понимать и любить точные науки. Полюбили ребята преподавателя, слушали, затаив дыхание, воспоминания ещё такого молодого бойца. В школе забот всегда было много. А вечером, после занятий, приходил в родной дом, и допоздна беседовали с отцом о событиях в мире, иногда спорили. Так дороги были те минуты отдыха! Село спит, только кое-где светятся огни в окнах.

Хорошо, спокойно в Ясиновке. Но уже знали, что собираются тучи на Западе.

Успокаивали газеты: подписан пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом. Но понимали, врагу нужна их земля. Похоже, войны не миновать.

И война грянула. Отец работал на металлкомбинате, участвовал в демонтаже оборудования, которое отправляли на Урал. Уехать с заводом не успел. Стремительно враг вошёл в Макеевку. Больно и горько было оставаться Николаю в оккупированном городе в грозном 41-м. Подвела рука – на фронт не взяли. Сердце обливалось кровью при виде фашистских зверств. 25 ясиновцев расстреляли фашисты для устрашения населения. Однако он ни на минуту не сомневался, что победа будет за нами. И думал: придут наши, обязательно попрошусь на фронт.

Так и получилось. В 1943 году, после освобождения Донбасса, попал в зенитную артиллерию 4-го Украинского фронта. Сначала охраняли Макеевку в степи, а потом армия двинулась на Днепропетровск, с боями прошли Румынию.

Сбылась его юношеская мечта – стать артиллеристом. Николай служил в 1843 зенитном полку. Смерть часто ходила рядом, вырывая из жизни товарищей, но он честно выполнял сыновний долг перед Родиной. Имел ветеран награды командования, дорожил орденом Отечественной войны. Не менее дороги ему были медали «Защитник Отечества», «За победу над Германией».

Вскоре Николай вернулся в школу. Там он встретил свою судьбу – учительницу младших классов Екатерину Гавриловну, с которой прожили всю жизнь в мире и согласии, родили и воспитали двоих детей – сына Владимира и дочь Людмилу, дождались внуков.




Школе он посвятил всю свою жизнь. За 40 лет работы учителем у него было 12 выпусков, в каждом классе не менее 30 учеников. Нет в посёлке семьи, в которой бы не было учеников Николая Александровича. Он был учителем для многих ясиновцев. И пусть не каждому пригодились математика и физика, но уроки человечности они запомнили на всю жизнь. По воспоминаниям его бывших учеников, он умел доходчиво объяснять даже самый трудный материал на житейских примерах. Это был добрый и знающий, любящий свою работу учитель, но одновременно строгий и справедливый. В дальнейшем, при обучении в высших учебных заведениях эти знания им очень пригодились.

Ведь они не заучивали материал, а понимали его, вникали в суть. Среди его учеников – бывший директор ЯКХЗ Алексей Венжега, бывший директор шахты «Чайкино» Владимир Дроздов и многие, многие другие. Некоторые живут в Макеевке, кого-то судьба забросила далеко от Ясиновки. Когда приезжали они в село, приходили в родную школу, чтобы поблагодарить своего учителя за его труд.

Николай Александрович всегда говорил, что перед человеком, как перед витязем на распутье – три дороги: жить честно, попрошайничать или воровать.

Он выбрал самую трудную, но прямую – жить честно, и прошёл по ней всю жизнь, не сворачивая. Закалка, выдержка, кропотливость в труде, неугомонность в интересных делах, настойчивость позволили ему окончить ещё два института, твёрдо определиться в жизни, смело заявить о себе.

Ещё в детстве Николай заслушивался рассказами о старине, народными песнями, зачитывался легендами о богатырях земли русской. Тогда же он и заинтересовался историей.

Когда по указанию партии школа и старожилы собрали материалы о слободе Ясиноватке (посёлке Ясиновке) для книги «История городов и сёл», то после её издания выяснилось, что авторы внесли некоторые изменения и многое стало неправдоподобным. Обиделись ясиновцы и поручили Николаю Александровичу разобраться в этом деле. Двадцать три года собирал исторические данные Колодяжный. Побывал в архивах Донецка, Макеевки, Ростова, Киева, Днепропетровска, Новочеркасска, Харькова, Москвы. И всётаки правду доказал! Окунувшись в далёкое прошлое родного края, Николай Александрович не смог уйти от него сердцем. Стал писать статьи, очерки, издал несколько книг.

Удивительный Николай Александрович человек, неугомонный. Ещё когда в 1977 году праздновали 200-летие Макеевки, он заявлял, что она основана гораздо раньше. И были у него исторические сопоставления.

Недалеко от села проходили два больших шляха: один из Московского государства на Мариуполь, другой – из Запорожья на Азов. Останавливались путешественники на постоялых дворах в Ясиновке передохнуть, подкрепиться, провизией запастись, водой. Основали Ясиновку выходцы из Запорожской Сечи. Выводы выводами, но нужны были документальные подтверждения.

Убеждать было трудно. Многие просто отмахивались от назойливого деда, другие слушали в пол-уха, третьи откровенно насмехались над его доводами.

Другой давно бы плюнул на бесперспективную затею. А Николай Александрович лишь глубоко вздыхал и вновь ехал в архивы, посылал запросы в музеи, писал письма учёным. Он верил в свою правду и знал, что найдёт ей доказательства.

Больше двух десятков лет бывший школьный учитель доказывал чиновникам разного калибра, что общепринятая дата основания Макеевки, значащаяся и на гербе, неправильна. Он понимал, что подобранная партийцами дата – 1777 год – была не только красива сама по себе, но и совпадала с самым важным на тот момент для страны Советов историческим событием – Октябрьской революцией. Это позволяло властям в нужный момент вспомнить, что случилась она ровно через 140 лет после основания Макеевки. Чем не повод подтвердить собственную «советскую» гордость? Он довёл, что год её рождения не 1777-й, а 1690-й. На запрос Николая Александровича пришло официальное письмо из «Центра памяткознавства Українського товариства охорони пам’яток історії та культури НАН України», в котором директор Центра, доктор исторических наук С.Заремба сообщил, что самыми древними посёлками современной Макеевки, как свидетельствуют архивные источники, считаются Ясиновка. Макеевка, Землянки. Все они возникли в конце XVII века как казацкие заимки. В мировой исторической практике принято считать датой основания города или иного населённого пункта первое письменное о нём упоминание. Исходя из этого, заключал С.Заремба, исторической датой образования Макеевки следует считать 1690 год. Прав оказался краеведлюбитель! И с недавних пор это отражено на гербе нашего города.

Сколько бы десятилетий ни пронеслось над Макеевкой, а в летопись города войдёт имя Николая Колодяжного, как краеведа, который установил истинную дату создания нашего города. 28 августа 2006 г. Николаю Александровичу было присвоено высокое звание «Почётный гражданин города» за особые заслуги перед городом. По результатам «народного рейтинга», объявленного в 2003 г. в городе, Николай Александрович Колодяжный был назван «Человеком-душевностью», а это дорогого стоит.




Свои исследования Николай Александрович собирал долгие годы и хотел, чтобы с ними могли познакомиться и его земляки. Первым был исторический очерк «Ясиновка» тиражом 1000 экземпляров. Этой книжечкой в пару десятков страниц Николай Александрович выполнял обет, данный на финской войне. Он собирался сохранить память о своих убитых товарищах.

Разошёлся этот тираж почти мгновенно. Многие ясиновцы с удовольствием покупали эту книгу за символическую плату – 1 рубль. Затем для школьников он специально написал сборник «Из истории родного края». Составил он его для уроков краеведения, которые считал очень важными в формировании личности каждого ученика. В предисловии к книге написано, что не все выдвинутые краеведом исторические версии стоит трактовать однозначно.

Многие предположения требуют документального подтверждения, являясь лишь неожиданным предположением или смелой гипотезой. Почти весь тираж был передан в школьные библиотеки.

Жители Ясиновки издавна были хлеборобами. Именно им и посвятил Николай Александрович свой исторический очерк с незатейливым названием «Из истории совхоза «Ясиновский». Этот исторический очерк он посвятил последнему директору хозяйства, ныне покойному Виктору Нарижному.

Конечно, издать брошюру на собственные средства он не мог. Но неутомимый и настойчивый Николай Александрович отыскал спонсора. Нашёл издательство и, в конце концов, в простой хозяйственной сумке привёз в село сотню экземпляров бесценного для Ясиновки издания. Он сохранил имена и даты, события, которые помнили лишь старожилы, дни недавних перемен.

Незатейливо написал, но сберёг историческую достоверность о конкретных людях, создал летопись, которая стала ценнейшим историческим материалом.

Самой заветной мечтой Николая Александровича, можно сказать – целью в жизни, было желание издать свои труды одной книгой. Но препятствием к этому было отсутствие средств. Но мир оказался не без добрых людей. Книга «Сборник статей по краеведению» была издана небольшим тиражом – 500 экземпляров, 200 из которых были переданы в городские и школьные библиотеки. Эти книги в настоящее время являются наиболее востребованными пользователями библиотек, особенно учащимися школ и учащейся молодёжью, так как учебной программой предусмотрены уроки по краеведению. Однако материалов по изучению родного края, к сожалению, катастрофически мало.

Поэтому исторические факты, объединённые Николаем Александровичем в сборник, помогают в некоторой степени удовлетворить спрос. Конечно, не все версии можно трактовать однозначно: некоторые требуют документального подтверждения, являясь лишь неожиданным предположением или смелой гипотезой, обоснованной логическим мышлением. Тем не менее, использование этих материалов на уроках истории помогает «оживить» далёкое прошлое ярким штрихом, интересны нам, побуждают нас к предметному изучению истории родного края, активному анализу исторического материала, более аргументированному взгляду на ту или иную проблему.

Кроме брошюр, Николай Александрович много печатался в городских и областных средствах массовой информации. Николай Колодяжный считал, что люди, не помнящие своего родства, моральные калеки. Ведь каждая человеческая жизнь – состоявшийся исторический факт. Николай Александрович, сам ветеран двух войн, с большим рвением организовал сбор сведений об односельчанах, участниках Великой Отечественной войны. Чтобы сохранить их имена, вначале оформил альбомы. Это он добился установления памятных плит, где собраны пофамильно все односельчане, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. Двенадцать плит. Двенадцать списков жителей Ясиновки, которые обрели бессмертие. Остановитесь! Склоните голову, помолчите у этого святого места!

Он потратил гонорар за первую книгу «Ясиновка» - 970 рублей, деньги по тем временам немалые, на то, чтобы установить гранитную плиту с поимённым списком 25 жителей сёл Ясиновка и Землянки, расстрелянных фашистами.

Памятником при жизни Николаю Александровичу стала аллея из абрикос, идущая вдоль дороги от Макеевки до Ясиновки. По его инициативе ученики собирали косточки абрикос, а затем весной вместе с учителями и родителями высаживали вдоль дороги. Особенно красива эта аллея весной, когда абрикосы цветут.

По инициативе Николая Александровича исполком Ясиновского поселкового Совета народных депутатов своим решением от 17 февраля 1988 года увековечил память павших воинов-интернационалистов. Улица Красногвардейская переименована в улицу Табашевского, а улица Садовая – в улицу Баранова. Владимир Табашевский и Александр Баранов служили в Афганистане и оба погибли, выполняя свой воинский долг. За свои ратные подвиги они посмертно отмечены боевыми наградами Родины. В школьном музее им посвящён стенд и экспозиция с материалами, которые передали родные и близкие.

Николай Александрович всегда был в гуще событий. Он был частым гостем у школьников. Именно для них он написал сборник статей по краеведению. Более двухсот экземпляров передал Николай Александрович в библиотеки школ. Николай Александрович был прекрасным собеседником. Он так рассказывал об исторических событиях, как будто они происходили вчера, интересовался всем, что делается в мире, и, конечно же, в городе. Об одной такой встрече с учащимися нескольких школ образовательного округа №1 города Макеевки был снят видеофильм «О человеке, влюблённом в родной край».

Мечтал ветеран установить точную дату славного города Донецка. По его инициативе состоялся круглый стол по вопросу относительно даты основания Донецка. Николай Александрович утверждал, что и Донецк гораздо старше, чем принято считать. Однако так и не успел завершить это дело, ушёл из жизни.

Не стало Николая Александровича 9 марта 2012 года, на 91 году жизни.Полным энергии, интересных замыслов – таким мы запомним нашего уважаемого земляка, краеведа Колодяжного Николая Александровича, обучившего и воспитавшего не одно поколение односельчан, преданно влюблённого в свой край родной. Все прожитые годы он отдал людям, переживал всем сердцем за лучшее будущее поколений, стремился советом и личными делами внести в это благородное дело и свою лепту.

Приложение 2

Памятка. Алгоритм написания отзыва :
1. Вспоминаем и перечитываем те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды.
2. Пишем вступление.Указываем автора, название произведения, рассказываем историю прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.), указываем жанр, тему, выражаем основную мысль.
3. Пишем  основную часть отзыва.
В основной части необходимо отразить вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т.д.
4. Пишем заключение отзыва.
Не забываем, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва: чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу.
5. Проверяем и переписываем отзыв.


Приложение 3.Памятка по созданию синквейна





Приложение 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ФОТОВЫСТАВКИ
































ЛИТЕРАТУРА

1.Открытие страны огня. Произведения русских писателей о Донбассе. / сост. К.Ф. Спасенко. — Донецк: Донбасс. – 1980

2. «Литературное наследство». Том 78. «Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны». Книга вторая. – М.: Изд. «Наука», 1966, стр. 526-528.

3. Весна Победы. «Лики победителей» : произведения писателей и поэтов Донбасса о Великой Отечественной войне / составитель и редактор В.Ф. Вовенко. – Донецк: Донбасс, 2010. – 431 с.

4.Колодяжный Н. Из истории родного края/Н.Колодяжный.- Макеевка: «Вечерняя Макеевка», 1998.- 144с.

В книге помещены исторические факты, объединенные краеведом Николаем Колодяжным, от скифских курганов до наших дней.


Интернет –ресурсы  

http://donrctk.ru/Donbass/Moj_kraj/Slavnie_imena/chelovek-vljubljonnyj_v_rodnoj_kraj.pdf







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!