- овладение умениями смыслового, выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
- развитие творческих способностей, речи, памяти, логического мышления, чувства дружбы и взаимоуважения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
1.Рефлексия к учебной деятельности | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. -Здравствуйте! Меня зовут Дарья Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас! Улыбнитесь себе, своему соседу по парте, а теперь нашим гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. - Каким вы хотите видеть наш урок? - Что для этого нужно? -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям у нас получится интересный и продуктивный урок. | Приветствуют учителя. Принимают установку учителя. - Успешным. - Активно работать. | | |
2.Актуализация опорных знаний | Организует речевую разминку. - Сегодня мы будем работать со скороговоркой Елены Благининой. Она построена так же, как и народная. Но это авторская скороговорка, так как у неё есть автор. У Вари на бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя Вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара. У вас на столах лежат карточки с этой скороговоркой. Давайте сначала прочтём эту скороговорку медленно все вместе. - Теперь прочтите скороговорку немного быстрее. - А теперь очень быстро. - Какие звуки часто повторяются в этой скороговорке? - Молодцы! Вы отлично справились с речевой разминкой. - Ребята, с каким произведением Даниила Хармса вы познакомились на прошлом уроке? - Что необычного в этом произведении? - Кто играл, во что и как? - Зачем автор повторяет слова, строки, а иногда даже целые отрывки текста? -Какой мы выберем ритм для чтения этого стихотворения? - Почему? - Найдите в тексте и прочитайте выразительно диалог детей. | Слушают учителя. Читают скороговорку медленно. Читают скороговорку быстрее. Читают скороговорку быстро. -Звуки [в] и [р] - Мы познакомились со стихотворением «Игра» - Необычная игра детей - Петька - автомобиль, Васька - почтовый пароход, Мишка – советский самолет. - Он тоже играет, только со словами - Быстрый - Дети бегают, игра подвижная Читают диалог детей. | | |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | Подводит обучающихся к теме и цели урока. - Мы познакомились со стихотворением Д.Хармса «Игра», в котором увидели игры детей того времени, в которое было написано это произведение. - Интересно, а в какие игры играете вы? - Откройте учебники на стр. 165 перед вами ещё одно интересное, весёлое стихотворение Даниила Хармса. Посмотрите внимательно на это стихотворение, что необычного вы увидели в этом стихотворении? - Как мы можем назвать его? - Верно! В таких стихотворениях мы определяем название по первой строчке. - Как вы думаете о чём оно? - Итак, ребята с каким произведением мы сегодня познакомимся? - Как вы думаете, чему мы будем учиться? Какая цель урока? | Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Открывают учебники на с.165. Рассматривают стихотворение. - У стихотворения нет названия. - По первой строчке «Вы знаете?..». Высказывают свои предположения. - Мы познакомимся со стихотворением Д.Хармса «Вы знаете?» - Мы будем учиться выразительно читать и анализировать стихотворение. Цель нашего урока: уметь понимать стихотворение Д.Хармса «Вы знаете?..» через смысловое, выразительное чтение | | |
3.2. Открытие нового знания Физминутка | Словарная работа. Установка лексического значения слов. - В стихотворении нам встретятся несколько незнакомых для вас слова и выражения. Давайте вместе их сначала разберем. 1 слово: не-сом-нен-но - оценочная характеристика чего-либо как не вызывающего никаких сомнений, являющегося бесспорным, очевидным (определение из словаря) 2 слово: здо-ро-вен-ный - очень большой, высокого роста. (показ иллюстрации) 3 слово: я-стре-бы - то дневные хищные птицы (показ иллюстрации) 4 слово: е-рун-да - Что-либо несерьезное, пустое; чепуха, нелепость 5 слово: соба-ки пус-то-лай-ки - Собаки, лающие попусту, без нужды. (словарь) 6 слово: ча-со-вой - то военный, который охраняет порученное ему место. (показ иллюстрации) 7 слово: с за-ря-жен-ным ружьем – это когда, в ружье есть патроны и оно готово к выстелу. (словарь) - Сейчас я прочту стихотворение Д.Хармса, а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. Первичное чтение стихотворения учителем. - Понравилось ли вам стихотворение? Почему? Что понравилось? | Слушают учителя. Читают слова по слогам, потом целым словом. Высказывают своё предположение о значении слова. Смотрят на экран. Слушают учителя. Высказывают свои предположения. Смотрят на экран, слушают учителя. Высказывают свои предположения. Внимательно слушают чтение учителя. Высказывают свои предположения. | | |
3.3.Первичное закрепление | Организует первичное закрепление. - Теперь проверим как вы внимательно слушали. Ответьте на вопросы? - Как вы представляете себе ситуацию, которая описана в стихотворении? - Как нам лучше назвать главного героя? - Отличается ли ложь от фантазии? Чем? - Верно! Ложь- это целенаправленное действие, а фантазия не имеет злого умысла. - Как вы думаете, зачем автор использует повторы слов? - Какое настроение хотел передать нам автор? - Получилось у него это? - Какое название лучше подойдёт этому стихотворению? Придумайте. - Теперь выборочное чтение. Работайте в парах. Рассмотрите иллюстрации на с. 165 – 169 и к каждой найдите соответствующие строчки. - Давайте, посмотрим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы учителя: - Один мальчик стоит напротив группы детей и рассказывает им небылицы, а они кричат, удивляются и не верят ему Придумывают название герою. Высказывают свои предположения - Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько Высказывают свои предположения. Придумывают название стихотворению. Работают в парах над иллюстрациями на с.165 – 169, соотносят их с соответствующими строчками. Читают в парах строчки к иллюстрациям. | | |
3.4.Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. - Предлагаю прочитать вам стихотворение по ролям. Выберем фантазёров и несколько недоверчивых ребят. | Читают стихотворение по ролям. | | |
3.5.Повторение и включение в систему знаний | Подводит итог урока. - Какое настроение создают стихи Д. Хармса? - Хочется ли вам познакомиться с другими его произведениями? - Что мы делали сегодня на уроке? - С каким стихотворением Д.Харма вы сегодня познакомились? - Достигли ли мы цели поставленной в начале урока? - Дружно ли вы работали? Выразительно ли читали? | Отвечают на вопросы учителя. - Радостное - Да - Познакомились со стихотворением Д.Хармса «Вы знаете?», читали выразительно, анализировали стихотворение. - Да, достигли - Да | | |
4.Рефлексия учебной деятельности | Организует самооценку деятельности детей. -Вот и подходит наш урок к концу. Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. - У вас на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. Поднимите зелёную карточку, если вы были активны и остались довольны своей работой. Поднимите красную, если вы были недостаточно активны на уроке и остались довольны своей работой. Объявляет домашнее задание, фиксирует на доске. - Подготовиться к выразительному чтению стихотворения, найти в журналах или в книгах другие стихи Д.Хармса, приготовиться читать их в классе. | Слушают учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | | |