2.Актуализация знаний | Слайд 3. Речевая разминка - Теперь читаем выделяя голосом по одному слову. Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. И.З. Суриков - Читаем с радостью. - Читаем с вопросительной интонацией. - Читаем тихо. - Читаем с понижением голоса. - Читаем с повышением голоса. - Кто-то узнал это стихотворение? Как оно называется? - Скажите, как называется раздел, над которым мы работаем? - Назовите стихотворный жанр «Поэтической тетради». - Как вы думаете, почему именно отрывок из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Детство»я взяла для разминки? - Чьи воспоминания мы уже прочитали? С какими стихотворениями познакомились. - И домашним заданием у вас было выразительное чтение стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова «Детская». -Проверяем и оцениваем выразительное чтение наизусть | Выполняют упражнения. Отвечают на вопрос: - Это стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» - Мы работаем над разделом «Поэтическая тетрадь». - Жанр воспоминаний. - Он относится к этому жанру. -Валерия Яковлевича Брюсова, «Опять сон»,«Детская». Дети слушают выразительное чтение стихотворения «Детская». Оценивают ответы учащихся. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; уметь слушать и понимать других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей. Личностные: учатся проводить оценку деятельности товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности |
3.Постановка темы и задач урока учениками | - Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. - Фамилию автора стихотворения, которое мы будем сегодня читать, вы узнаете, если решите правильно кроссворд. Работаем в группах. На столе у вас карточка. Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы должны добавить слово. Слайд 4. | р | а | с | ц | в | е | л | а | | | | с | ж | а | т | ы | | л | е | с | | о | к | н | а | с | е | р | е | б | р | и | т | | о | к | н | о | м | | 1.Черемуха душистая С весною …(расцвела) 2.Нивы …, рощи голы, От воды туман и сырость. 3.Поет зима – аукает, Мохнатый … баюкает (лес) 4.Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у…(окно) 5.Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит, Своим блеском луна Все вокруг…(серебрит) 6.Белая береза Под моим…(окном) - Прочитайте фамилию поэта. - Кто автор стихотворений, с отрывки из которых мы сейчас работали? Слайд 5. - Мы уже знакомы с произведениями Сергея Александровича Есенина. Назовите их. - Откройте учебники на стр. 71 и прочитайте название стихотворения - Сформулируйте тему урока полностью. Зная тему, поставьте задачи урока. | Работают в парах. Отгадывают кроссворд. Определяют фамилию автора. Отвечают: - Это Есенин. - «Черёмуха», «Белая берёза», «Воробушки», «Поет зима – аукает», « Ночь», «Нивы сжаты, рощи голы». Работают с учебником. Определяют тему урока. Тема урока: С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Задачи урока: Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его стихотворением «Бабушкины сказки». Учиться правильно, выразительно читать стихотворение. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей. Регулятивные: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока. |
4. Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина | - Посмотрите на портрет Есенина. - Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт. - Родился Сергей Александрович 3 октября 1895, умер 28 декабря 1925 года. Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина жизни пришлась на его творчество. Ho и за это время поэт достиг очень многого. И мы, русские люди, гордимся им. - Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина. - А познакомит вас со сведениями из биографии С.А.Есенина Ведёхина Василиса. Слайд6. - Родина поэта – село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Слайд 7. Слайд 8. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери) Слайд 9. "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю. Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. Слайд 10. - Что или кто, вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина? Образование было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детских журналах. | Рассматривают. - Родная природа, - Бабушка и дедушка. | Коммуникативные: проявляют готовность слушать, участвуют в учебном диалоге. |
5. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия | - Стихотворение «Бабушкины сказки» опубликовано в 1915 году в детском журнале «Доброе утро». - Рассмотрите в учебнике иллюстрацию к стихотворению. -Спрогнозируем по названию и иллюстрации, о чём и о ком стихотворение? Каков сюжет? -Как вы думаете, кому посвятил стихотворение С.Есенин? Почему? - После анализа стихотворения проверим ваши предположения. Аудиозапись стихотворения. - Стихотворение прочитает вам актер, сыгравший Есенина в худ.фильме «Есенин» С.Безруков . Слушая, постарайтесь увидеть картины, которые поэт нарисовал в стихотворении. - От чьего имени ведётся повествование? - О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? - Какие картины вы представили ? - Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете стихотворения? - Наверное, нет такого человека, который не любил бы сказки, особенно дети. С.Есенин тоже их любил. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. - Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение: тёмного или светлого? | Рассматривают иллюстрацию. Высказывают предположения: - О детях, о бабушке. Бабушка рассказывает сказки детям перед сном. - Посвятил своей бабушке. В названии стихотворения упоминается о бабушке. Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают - От имени автора –ребёнка С.Есенина. - Поэт вспоминает о своём детстве. - Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки. -Да. Определяют. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; уметь слушать и понимать других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6.Чтение и анализ стихотворения | Самостоятельное чтение. - Прочитайте стихотворение про себя. - Подчеркните непонятные вам слова. - Какие незнакомые слова встретились? Слайд 11. Словарная работа. - Индивидуальное задание, найти значение некоторых слов в « Толковом словаре» Ожегова, получили…(Ф.И.) - Прочитаем слова. Определим их значение. Задворки – место за дворами, позади изб.(Ожегов) Разухабистой гурьбой — молодцеватой, задорной толпой.( Ожегов) Брести – идти с трудом, тихо.(Ученики.) Опостылеть – надоесть.(Словарь в учебнике) - Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта. Прочитаем ещё раз Слайд 12. Работа в парах, деление текста на смысловые части. - Прочитайте стихотворение и поработайте в парах. Задание: разделите текст на 3 смысловые части. - Проверим. Первая часть – 4 строки, вторая – 9 строк, третья – оставшиеся 7 строк. - Прочитаем первую часть. - Когда происходят события в стихотворении? - Какими выглядят дети? - Какие слова на это указывают. - Подберите синоним к слову «бредём» . - Подберите антоним к слову «бредём» . - На какое настроение у детей? - Какие слова на это указывают? - Какие средства выразительности речи использовал поэт? - Как должны звучать эти строки? Нам нужно голосом показать, что дети радостные, но уставшие. - Где сделаем интонационные паузы? - Отметьте карандашом. - Давайте ещё раз прочтём эти строки о возвращении детей с зимних забав. - Прочитаем вторую часть. - Почему детям «опостылели» салазки? - Какие сказки рассказывала бабушка? - С каким чувством дети садились слушать сказки? - Да, дети предвкушали радость от встречи со сказкой. Какие слова на это указывают? - Как мы должны прочитать эти строки? - Отметьте понижение голоса в этом месте. Это самые тихие строки в стихотворении. - На какие хитрости шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? Прочитайте. - Дети хитрые и озорные. Как прочитаем эти строки? - Как долго дети могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте. - Какие средства выразительности речи использовал поэт? - Каким знаком препинания заканчивается эта часть? Что он обозначает? - Что хотелось поэту, что бы вы додумали и сказали сами? - Да, сказка удерживает и детей и взрослых. Поэтому взрослые так снисходительны к непослушанию детей. - Карандашиком определите интонационные паузы.- Давайте ещё раз прочтём эти строки, соблюдая нтонацию и передавая голосом чувства детей: предвкушение радости, от которого захватывает дух, озорство. - Прочитаем третью часть. - Хотят ли дети спать? Подтвердите это строками из стихотворения. - Какое это предложение по интонации? - Этот вопрос каждый из детей задаёт сам себе.Почему возникает такой вопрос? Какие чувства он передает? - Как прочитаем это предложение? - Прочитайте, как ведут себя дети. - Кто галдит в природе? - Назовите синоним к слову «загалдели». - Назовите антоним. - Почему С.Есенин использовал именно это слово, говоря о детях? - Какое средство выразительности речи использовал поэт? - Это метафора – скрытое, неявное сравнение . - Дети галдят и пристают. Как нужно прочитать эти строки? - А как ведёт себя бабушка? - Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам? - Но ведь бабушка понимает, что надо детям идти спать, почему же она не отказывает им? Только ли потому, что любит? - Как чувствуют себя дети? - Как бабушка несмело отговаривается, прочитайте? - Это тоже вопрос. Но в нём не утверждение, а отрицание. Бабушка готова продолжать сказку. - Как прочитаем этот вопрос? - Прочитайте последние две строки. Что они содержат? - Какие чувства передадим при чтении? - Определите расстановку пауз. - Выразительно прочитаем эту часть стихотворения, в которой должны передать недоумение в вопросе, шум детей, несмелость, неуверенность в вопросе бабушки и радость детей. | Читают, отмечают непонятные слова, называют их. Работают над произнесением слов и их значением. Читают. Делят произведение на смысловые части. Отвечают: - Частей получилось три. Проверяют деление на части. Читают, следят, слушают. Отвечают: - В зимний вечер. - Они очень устали. Катались до самого вечера. - «Мы идём, бредём домой» - Брести – плестить, тянуться, тащиться. - Антонимы: нестись, мчаться. - У детей радостное настроение, им весело. - «Разухабистой гурьбой по сугробам, по пригоркам» - Эпитет «разухабистой гурьбой» - Сначала читаем весело, задорно, затем тише, с чувством усталости. - В конце каждой строки, где запятые и точка. Читают вызванные дети. Читают. - Дети долго катались, что им надоело. - Русские народные про Ивана. - С чувством радости, восторга. - « И сидим мы, еле дышим». - Тихо, затаив дыхание. - «Притворимся, что не слышим, если мама спать зовёт». - С озорством , хитростью. - «Время к полночи идёт». - Олицетворение: время идёт. - Это многоточие. Обозначает недосказанность, умолчание. - Все понимают, что уже поздно, нужно отправлять детей спать. Но совсем не хочется расходиться. Отмечают. Выразительно читают. Читают, слушают. Отвечают: - Нет, дети не хотят спать. «Но а как теперь уж спать?» - Вопросительное. - Дети недоумённо спрашивают, они не понимают, как же уйти, не узнав, чем закончится сказка. - С вопросительной интонацией и чувством недоумения. - «И опять мы загалдели, Начинаем приставать.» - Галдят галки. - Загалдели – зашумели, раскричались. - Антоним – замолчали. - Сравнивает их с галчатами. - Сравнение. - Громко, шумно, весело! - Бабушка говорит «несмело»? - Бабушка любит внуков. - Ей нравилось рассказывать сказки. - Они весёлые, радостные. - «Что ж сидеть-то до зари?» - Несмело, неуверенно. - Дети чувствуют , что бабушка согласна продолжить рассказ сказки. - Радость. Определяют. Выразительное чтение. | Познавательные: уметь извлекать информацию из текста; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей. |
7. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина вслух. | - Подготовтесь к выразительному чтению. Работаем в парах читаем друг другу. - Слушаем выразительное чтение стихотворения С.Есенина вслух. - С каким чувством автор вспоминает детские годы? - Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? - Какие изменения вы внесли бы в иллюстрацию? - С.А. Есенин… Это стихотворение он действительно посвятил своей бабушке Титовой Наталье Евтихиевне. Он был «нежно болен воспоминаньем детства». И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к родным «рязанским раздольям». Так вышло и в последний год его жизни, когда перед мысленным взором поэта вновь ожили впечатленья далеких дней. Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя. Божница старая, Лампады кроткий свет. Как хорошо, Что я сберег те Все ощущенья детских лет. | Читают друг другу стихотворение. Читают 2-3 ученика. - Вспоминает с любовью, теплотой, нежностью, детство связано с любимым человеком – бабушкой. - Кудрявый мальчик. - Нарисовали бабушку... | Познавательные: уметь выразительно читать текст стихотворения. Коммуникативные: уметь слушать и давать оценку работе товарищей Личностные: понимают эмоции других людей. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке . | - Какие цели перед собой ставили? - Удалось достичь поставленных целей? - Что вы узнали? Чему научились? - А захотелось ли вам познакомиться с другими стихотворениями С.Есенина? - Перед вами сборники его произведений, которые есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать, поделиться с друзьями своими впечатлениями. - Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и покажите сигнальчик. Я хорошо работал на уроке, мне всё удалось… (жёлтый) Я старался работать хорошо, мне многое удавалось… (зелёный) Я испытывал затруднения, мне необходимо поработать …(красный) Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки. Слайд 14. Домашнее задание: Учебник, стр.70, выучить наизусть, найти другие стихи С.Есенина, по желанию нари5совать иллюстрацию к стихотворению. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и качество усвоения материала. Учащиеся выслушивают комментарий учителя | Познавательные: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные: учатся строить монологическое высказывание Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Личностные: учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |