СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "В.И.Белов "Малька провинилась".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "В.И.Белов "Малька провинилась".»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла









Технологическая карта

урока литературного чтения

в 3б классе

по теме

В.И.Белов «Малька провинилась».


УМК «Школа России»



Учитель Теряева Светлана Викторовна, ВКК.






Технологическая карта урока литературного чтения

Дата урока___25.02.2021г.__

Учитель ___Теряева С.В.___, класс _3 «Б_

Тема урока В.И. Белов «Малька провинилась».

Тип урока: изучение нового материала

УМК: « Школа России»

Тема

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».


Цель

Цели урока:

Образовательная:

- обеспечить полноценное восприятие детьми рассказа В.И. Белов «Малька провинилась»”;

- учить анализировать произведения;

Развивающая:

- развивать умения выдвигать предположения, использовать в работе полученные знания, рассуждать, делать выводы;

- пополнять словарный запас учащихся через словарную работу;

- развивать умение анализировать произведения, выразительно читать .

Воспитательная:

- воспитывать уважение друг к другу;

- содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Здоровьесберегающая:

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Формируемые УУД

Предметные :

- учить прогнозировать содержание произведения; выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Личностные:

-проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные:

1. определять, понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения


Познавательные:

  1. 1.читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  2. 2. сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива.


Коммуникативные:

1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.


Планируемый результат

Предметные:

  • - прогнозировать содержание произведения; читать вслух

  • -уметь делать выводы и обобщения, при изучении новой темы

Личностные:

  • -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

  • -принятие мысли о том, что правильная, точная устная речь – это показатели культуры человека;

  • -проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

Метапредметные:

  • -уметь определять и формулировать цель урока,

  • -работать по плану,

  • -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

  • -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  • -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

  • - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

  • - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:


УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Учебник :

3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

компьютер;

презентация в программе Power Point;

дидактический раздаточный материал.




Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Прочитаем высказывание на доске

«Книга – это друг, советчик. Это источник многих добрых мыслей, чувств, знаний.»

Ю.А.Гагарин.


- Как вы понимаете это высказывание Ю.А.Гагарина?

- Предлагаю взять данное высказывание девизом нашего урока.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.





Высказывают свои мысли.



Коммуникативные : выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

Самоорганизация

Личностные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Актуализация знаний


Слайд 2. Речевая разминка

- Читаем выделяя голосом по одному слову.

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.

- Читаем с грустью.

- Читаем с понижением голоса.

- Читаем с повышением голоса.

- Скажите, как называется раздел, над которым мы работаем?

- С какими произведениями познакомились? Кто автор?

Ратота с тестом (индивидуально).

Работа с классом. Слайд 3 .

1.Портрет В. И. Белова

2.Портрет И.С.Соколова-Микитова

3.Портрет М.М.Пришвина

- Найдите портрет М.М.Пришвина, просигнальте нужным цветом.

- О какой любви говорится в рассказе М.М.Пришвина?

- Найдите портрет И.С.Соколова-Микитова, просигнальте нужным цветом.

- О какой любви говорится в сказке И.С.Соколова-Микитова?

Выполняют упражнения.











Отвечают на вопрос:

- Мы работаем над разделом «Люби живое».

- «Моя Родина» М.М.Пришвин.

- «Листопадничек» И.С.Соколов –Микитов.





Дети поднимают сигнальную карточку.

- О любви к своей родине, природе.

- О любви к родному дому, к своей семье, о любви ребёнка к маме.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; уметь слушать и понимать других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Личностные: проявление внимания к суждению товарищей.

Личностные:

учатся проводить оценку деятельности товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности





3.Постановка темы и задач урока учениками



















-  А знаете ли писателя, портрет которого на первом месте ?

Слайд 4.

- Фамилию писателя вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Б Q W Е R S Л U О Y V О Z В

- Узнайте, как называется произведение. Нужно прочитать, что зашифровано в этой записи..

Слайд 5.

«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»

- Сформулируйте тему урока полностью. На доске.

- Давайте определим цели нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова .

Слайд 6.

Узнать о жизни … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … («Малька провинилась»).

Учиться … (Выразительно читать и анализировать текст).






Определяют фамилию автора название произведения.

- Фамилия автора Белов. Мы её составили из букв русского алфавита.


- «Малька провинилась»


- Тема урока « В.И.Белов «Малька провинилась».



- Узнать о жизни В.И.Белова.

-Познакомиться с произведением «Малька провинилась».

Учиться выразительно читать и анализировать текст.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: проявление внимания к суждению товарищей.

Регулятивные: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока.




4. Знакомство со сведениями из биографии Василия Ивановича Белова

Слайд 7. - Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб на фронте в 1943 году, когда Васе было 10 лет.

Слайд 8. Мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки.

Слайд 9. Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера.

Слайд 10. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах.

Слайд 11. После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году.

Слайд 12. После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно. Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Василий Иванович писал о деревне, о простом человеке – труженике, о судьбе женщины – матери, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

Слайд 13. Российский писатель Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.


- Что вам больше всего запомнилось?

- Чем писатель любил заниматься в детстве?

- О чем писал?

Рассматривают.






























Дети отвечают на вопросы.





Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: проявляют готовность слушать, участвуют в учебном диалоге.









5. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

1. Антиципация.

Слайд 14.

-Как же называется произведение, которое будем читать? Что значит «провинилась»?

-Во время разминки мы говорили с вами о каком животном?

- Кто это щенок?

Слайд 15.

Рассмотри запись. Прочитай слово. Объясни его значение.

- Какое слово вы прочитали?

(слово-отгадка)

- Как вы понимаете его значение?

-Значение слова из словаря Ожегова нам прочитает ... (Кутенок - щенок собаки).

Слайд (иллюстрация)16.

- Рассмотрите иллюстрацию к произведению.

-_Что происходит? Какая ситуация изображена?

- Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к нему , предположите, о чём в нем пойдёт речь?

3.Чтение произведения учителем. Приём «Чтение с остановками». Словарная работа в процессе чтения.

- Некоторые дети получили ндивидуальное задание, найти значение некоторых слов в « Толковом словаре» Ожегова. В процессе чтения мы будем работать над значением непонятных слов. Слайд 17.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка - образовалось от праславянского "батать" - искать, бегая. Слово имело оттенок неодобрения, означало "лентяй", "бездельник". В этом рассказе «батявка» - гуляющая, болтающаяся без смысла.


4.Проверка первичного восприятия. Слайд 18.

- Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чём она провинилась?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Где происходят события, описанные в произведении?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств».

Словарь чувств

Восторга

Ответственности

Сомнения

Восхищения

Патриотизма

Сопереживания

Красоты

Печали

Сострадания

Любви

Прекрасного

Справедливости

Обиды

Равнодушия

Страха

Огорчения

Радости

Стыда

Ожидания

Разочарования

Тревоги

Уважения

Уверенности

Юмора



- Провинилась – сделала что- то не так, чувствует свою вину.

- О щенке.


- Детёныш собаки.






- Кутёнок.




Рассматривают иллюстрацию.

Высказывают предположения.

- Хозяйка сердится на собаку





Ученики слушают.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

Честить – ругать, обзывать обидными словами.

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Шаромыжник - человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Деловито - не отвлекаясь, толково, серьёзно, озабоченно.

Всё впустую - всё зря, ничего не достигая

Отвечают на вопросы учителя.









-Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; проявляют готовность слушать; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.



Физминутка.

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек,            (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек.           (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел,             (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел.               (руки в стороны, голову на бок)

Выполняют упражнения, упражнения для глаз.

Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни.

6.Чтение и анализ произведения.



























































1. Словарная работа

Слайд 19.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
2. Вторичное чтение детьми.

3. Анализ произведения.

- Определите жанр произведения.

- Определите тему рассказа.

- Назовите главных действующих лиц рассказа.

- Кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- Найдите в тексте рассказа и зачитайте, как автор оказался свидетелем описываемых событий?

- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки?

- Она породистая собака или дворняжка?

- Прочитайте, как ругала ее Лидия?

- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

- Как вела себя Малька, когда автор поглядел под лавку? Почему?

- Как хозяйка поступила со щенками?


- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

- Что делала хозяйка, чтобы Малька не бегала в соседнюю деревню?

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Как вы считаете, какой характер имела Малька?


Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством?

- Прочитайте с восхищением.

- Какими словами, из из этих предложений, можно выразить основную мысль рассказа?

- Ребята, а как вы относитесь к поступку Лидии?

Давайте обсудим.

- Ребята, как Лидия обозвала щенят? Найдите в тексте.

- Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками?




- Почему Лидия отдала щенят?



- Как вы думаете, какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

- Чему можно научиться у Мальки?

- О какой любви идёт речь в этом рассказе?

- В чем заключается основная мысль рассказа?



Офтальмотренаж

- Выполним упражнения для глаз по тренажёру.

Работа в группах. Слайд 20,21,22,23.

-Сейчас вы будете работать в группах .

- Найдите пословицу, которую можно отнести к нашей героине Мальке, выражает основную мысль произведения.


1 группа

1.Единство горы рушит.

2.Отец и мать – священные слова.

3.Материнское сердце не знает покоя.

4.Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

2 группа

1.Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

2. Для матери ребёнок до ста лет детёнок.

3.Единство горы рушит.

4.Отец и мать – священные слова.

3 группа

1. Всякой матери своё дитё мило.

2.Отец и мать – священные слова.

3. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

4.Единство горы рушит.


Проверка.

Читают.






- Мы прочитали рассказ.

- Этот рассказ о животных.

- Малька, Лидия, рассказчик.


- Собака.

- Она маленькая.

Читают.

- Кривоногая.

- Дворняжка.

Читают.






- Одного щенёнка забрал тракторист, второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Читают.


-Она бегала в соседнюю деревню.

Читают.


- Она бегала через лаву.

- Малька была храбрая, имела материнский инстинкт, верная, настырная.

-С восхищением.


- ВЕРНАЯ МАМАША


Высказывают своё мнение.


- Шаромыжниками.

- Потому что щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить.

- Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно.

Ответы детей.


- Преданности, верности, любви.

- О любви матери к своему ребёнку.

-Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака.


Выполняют упражнения.


Работают в группах.

Познавательные: уметь извлекать информацию из текста; на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные:

уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.


Личностные: проявление внимания к суждению товарищей,

выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения



























7. Работа с планом текста.

Краткий пересказ.

1.Работа в парах. Слайд 24.

- Возьмите карточки. На них план произведения. Обсудите в парах и расставьте пункты плана в нужном порядке.
Дети составляют план пересказа.

1. Негодование Лидии.

2. Лидия раздала щенков.

3. Встреча с Малькой на реке.

4. Верная мамаша.


Проверка.

2. Краткий пересказ.

-- Пользуясь планом , попробуем пересказать текст кратко.

Работают в парах.











Пересказывают.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

- Какие цели перед собой ставили?

- Удалось достичь поставленных целей?

- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

- Какой рассказ прочитали? О ком он?

- Что вы узнали? Чему научились?

- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства.

Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому .

- А захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями В.И.Белова?

- Перед вами сборники его произведений, которые есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать, поделиться с друзьями своими впечатлениями.

- Оцените свою работу на уроке в своих листочках. Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и «-», если не согласны.

Оценка моей работы.

Внимательно слушал


Активно работал


Рассуждал


Правильно отвечал


Проявлял старание


Красиво писал


Усвоил тему урока


- Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше.

-У кого шесть плюсов и больше?

Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки.

Слайд . Домашнее задание:

Учебник, стр.68 - 70, подготовить пересказ от имени Мальки, по желанию нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.









Оценивают свою работу и качество усвоения материала.








Учащиеся выслушивают комментарий учителя

Познавательные: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности


Коммуникативные: учатся участвовать в диалоге, в общей беседе .


Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели


Личностные:

учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





Ратота с тестом (индивидуально)


                          И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».


Возьмите лежащие перед вами листочки, в которые вы впишите правильные, по вашему мнению, ответы на вопросы теста.

1.Как называют охотники осенних зайчат:

А)осенничками Б)русачками В)листопадничками

2. Зачем убежал из родного гнезда маленький зайчонок?

А) искать сочную вкусную травку

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) искать друзей в лесу

3. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

4. Как зайчонок попал на болото?

А) прилетел с журавлями

Б) перешёл через лес

В) выплыл на берег и побежал

5. Бобровое кушанье -  это …

А) репка                     Б) рыбина                     В) ивовая  и осиновая  кора

6. Маленький зайчонок стал нянькой для

А) долговязых журавлят

Б) маленьких зайчат

В) пушистых бобрят

7. Незнакомый зверь  сидит, весь мокрый,  в  зубах  большая  рыбина.  Делает много  зла,  портит  и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха           Б) Разбойница – выдра        В) Злая  рысь

8.По всему лесу Листопадничек прослыл:

А) сильным и умным

Б) храбрым и отчаянным

В) смелым и отважным



Ратота с тестом (индивидуально)


                          И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».


Возьмите лежащие перед вами листочки, в которые вы впишите правильные, по вашему мнению, ответы на вопросы теста.

1.Как называют охотники осенних зайчат:

А)осенничками Б)русачками В)листопадничками

2. Зачем убежал из родного гнезда маленький зайчонок?

А) искать сочную вкусную травку

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) искать друзей в лесу

3. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

4. Как зайчонок попал на болото?

А) прилетел с журавлями

Б) перешёл через лес

В) выплыл на берег и побежал

5. Бобровое кушанье -  это …

А) репка                     Б) рыбина                     В) ивовая  и осиновая  кора

6. Маленький зайчонок стал нянькой для

А) долговязых журавлят

Б) маленьких зайчат

В) пушистых бобрят

7. Незнакомый зверь  сидит, весь мокрый,  в  зубах  большая  рыбина.  Делает много  зла,  портит  и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха           Б) Разбойница – выдра            В) Злая  рысь

8.По всему лесу Листопадничек прослыл:

А) сильным и умным

Б) храбрым и отчаянным

В) смелым и отважным






Обсудите в парах и расставьте пункты плана в нужном порядке.


План

1. Встреча с Малькой на реке.

2. Негодование Лидии.

3. Верная мамаша.

4. Лидия раздала щенков.

__________________________________



Обсудите в парах и расставьте пункты плана в нужном порядке.


План

1. Встреча с Малькой на реке.

2. Негодование Лидии.

3. Верная мамаша.

4. Лидия раздала щенков.

__________________________________



Обсудите в парах и расставьте пункты плана в нужном порядке.


План

1. Встреча с Малькой на реке.

2. Негодование Лидии.

3. Верная мамаша.

4. Лидия раздала щенков.

__________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!