2.Актуализация знаний | Слайд 2. Речевая разминка - Читаем выделяя голосом по одному слову. Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли, Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле. - Читаем с грустью. - Читаем с понижением голоса. - Читаем с повышением голоса. - Скажите, как называется раздел, над которым мы работаем? - С какими произведениями познакомились? Кто автор? Ратота с тестом (индивидуально). Работа с классом. Слайд 3 . 1.Портрет В. И. Белова 2.Портрет И.С.Соколова-Микитова 3.Портрет М.М.Пришвина - Найдите портрет М.М.Пришвина, просигнальте нужным цветом. - О какой любви говорится в рассказе М.М.Пришвина? - Найдите портрет И.С.Соколова-Микитова, просигнальте нужным цветом. - О какой любви говорится в сказке И.С.Соколова-Микитова? | Выполняют упражнения. Отвечают на вопрос: - Мы работаем над разделом «Люби живое». - «Моя Родина» М.М.Пришвин. - «Листопадничек» И.С.Соколов –Микитов. Дети поднимают сигнальную карточку. - О любви к своей родине, природе. - О любви к родному дому, к своей семье, о любви ребёнка к маме. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; уметь слушать и понимать других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей. Личностные: учатся проводить оценку деятельности товарищей на основе критерия успешности учебной деятельности |
3.Постановка темы и задач урока учениками | - А знаете ли писателя, портрет которого на первом месте ? Слайд 4. - Фамилию писателя вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили? Y N Б Q W Е R S Л U О Y V О Z В - Узнайте, как называется произведение. Нужно прочитать, что зашифровано в этой записи.. Слайд 5. «М про А ви Л ни Ь ла К сь А» - Сформулируйте тему урока полностью. На доске. - Давайте определим цели нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова . Слайд 6. Узнать о жизни … (В.И.Белова). Познакомиться с произведением … («Малька провинилась»). Учиться … (Выразительно читать и анализировать текст). | Определяют фамилию автора название произведения. - Фамилия автора Белов. Мы её составили из букв русского алфавита. - «Малька провинилась» - Тема урока « В.И.Белов «Малька провинилась». - Узнать о жизни В.И.Белова. -Познакомиться с произведением «Малька провинилась». Учиться выразительно читать и анализировать текст. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей. Регулятивные: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока. |
4. Знакомство со сведениями из биографии Василия Ивановича Белова | Слайд 7. - Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб на фронте в 1943 году, когда Васе было 10 лет. Слайд 8. Мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Слайд 9. Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера. Слайд 10. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах. Слайд 11. После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году. Слайд 12. После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно. Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Василий Иванович писал о деревне, о простом человеке – труженике, о судьбе женщины – матери, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. Слайд 13. Российский писатель Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни. - Что вам больше всего запомнилось? - Чем писатель любил заниматься в детстве? - О чем писал? | Рассматривают. Дети отвечают на вопросы. | Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: проявляют готовность слушать, участвуют в учебном диалоге. |
5. Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия | 1. Антиципация. Слайд 14. -Как же называется произведение, которое будем читать? Что значит «провинилась»? -Во время разминки мы говорили с вами о каком животном? - Кто это щенок? Слайд 15. Рассмотри запись. Прочитай слово. Объясни его значение. - Какое слово вы прочитали? (слово-отгадка) - Как вы понимаете его значение? -Значение слова из словаря Ожегова нам прочитает ... (Кутенок - щенок собаки). Слайд (иллюстрация)16. - Рассмотрите иллюстрацию к произведению. -_Что происходит? Какая ситуация изображена? - Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к нему , предположите, о чём в нем пойдёт речь? 3.Чтение произведения учителем. Приём «Чтение с остановками». Словарная работа в процессе чтения. - Некоторые дети получили ндивидуальное задание, найти значение некоторых слов в « Толковом словаре» Ожегова. В процессе чтения мы будем работать над значением непонятных слов. Слайд 17. Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний. Батявка - образовалось от праславянского "батать" - искать, бегая. Слово имело оттенок неодобрения, означало "лентяй", "бездельник". В этом рассказе «батявка» - гуляющая, болтающаяся без смысла. 4.Проверка первичного восприятия. Слайд 18. - Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чём она провинилась? - От чьего имени ведётся повествование? - Где происходят события, описанные в произведении? - Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете? - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». Словарь чувств | Восторга | Ответственности | Сомнения | Восхищения | Патриотизма | Сопереживания | Красоты | Печали | Сострадания | Любви | Прекрасного | Справедливости | Обиды | Равнодушия | Страха | Огорчения | Радости | Стыда | Ожидания | Разочарования | Тревоги | Уважения | Уверенности | Юмора | | - Провинилась – сделала что- то не так, чувствует свою вину. - О щенке. - Детёныш собаки. - Кутёнок. Рассматривают иллюстрацию. Высказывают предположения. - Хозяйка сердится на собаку Ученики слушают. Определяют совместно с учителем толкование слов. Честить – ругать, обзывать обидными словами. Шельма - нечестный человек; мошенник, плут. Шаромыжник - человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик. Деловито - не отвлекаясь, толково, серьёзно, озабоченно. Всё впустую - всё зря, ничего не достигая Отвечают на вопросы учителя. -Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков! | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; проявляют готовность слушать; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
6.Чтение и анализ произведения. | 1. Словарная работа Слайд 19. Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка. - Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически. 2. Вторичное чтение детьми. 3. Анализ произведения. - Определите жанр произведения. - Определите тему рассказа. - Назовите главных действующих лиц рассказа. - Кто такая Малька? - Почему ей дали такую кличку? - Найдите в тексте рассказа и зачитайте, как автор оказался свидетелем описываемых событий? - Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? - Она породистая собака или дворняжка? - Прочитайте, как ругала ее Лидия? - За что ее ругала Лидия? Прочитайте. - Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место. - Как вела себя Малька, когда автор поглядел под лавку? Почему? - Как хозяйка поступила со щенками? - Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился? - Куда и зачем каждый день бегала Малька? - Что делала хозяйка, чтобы Малька не бегала в соседнюю деревню? - Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день? - Как вы считаете, какой характер имела Малька? - Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста. - Как нужно читать эти строки, с каким чувством? - Прочитайте с восхищением. - Какими словами, из из этих предложений, можно выразить основную мысль рассказа? - Ребята, а как вы относитесь к поступку Лидии? Давайте обсудим. - Ребята, как Лидия обозвала щенят? Найдите в тексте. - Почему Лидия щенят назвала шаромыжниками? - Почему Лидия отдала щенят? - Как вы думаете, какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? - Чему можно научиться у Мальки? - О какой любви идёт речь в этом рассказе? - В чем заключается основная мысль рассказа? Офтальмотренаж - Выполним упражнения для глаз по тренажёру. Работа в группах. Слайд 20,21,22,23. -Сейчас вы будете работать в группах . - Найдите пословицу, которую можно отнести к нашей героине Мальке, выражает основную мысль произведения. 1 группа 1.Единство горы рушит. 2.Отец и мать – священные слова. 3.Материнское сердце не знает покоя. 4.Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. 2 группа 1.Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. 2. Для матери ребёнок до ста лет детёнок. 3.Единство горы рушит. 4.Отец и мать – священные слова. 3 группа 1. Всякой матери своё дитё мило. 2.Отец и мать – священные слова. 3. Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. 4.Единство горы рушит. Проверка. | Читают. - Мы прочитали рассказ. - Этот рассказ о животных. - Малька, Лидия, рассказчик. - Собака. - Она маленькая. Читают. - Кривоногая. - Дворняжка. Читают. - Одного щенёнка забрал тракторист, второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню. Читают. -Она бегала в соседнюю деревню. Читают. - Она бегала через лаву. - Малька была храбрая, имела материнский инстинкт, верная, настырная. -С восхищением. - ВЕРНАЯ МАМАША Высказывают своё мнение. - Шаромыжниками. - Потому что щенята будут проживать в ее доме, и вскоре, когда они подрастут, их придется кормить. - Если бы Лидия оставила у себя щенят, ей бы пришлось заботиться о собаках, а трех взрослых собак прокормить трудно. Ответы детей. - Преданности, верности, любви. - О любви матери к своему ребёнку. -Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака. Выполняют упражнения. Работают в группах. | Познавательные: уметь извлекать информацию из текста; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: проявление внимания к суждению товарищей, выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке . | - Какие цели перед собой ставили? - Удалось достичь поставленных целей? - Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке. - Какой рассказ прочитали? О ком он? - Что вы узнали? Чему научились? - Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому . - А захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями В.И.Белова? - Перед вами сборники его произведений, которые есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и почитать, поделиться с друзьями своими впечатлениями. - Оцените свою работу на уроке в своих листочках. Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и «-», если не согласны. Оценка моей работы. Внимательно слушал | | Активно работал | | Рассуждал | | Правильно отвечал | | Проявлял старание | | Красиво писал | | Усвоил тему урока | | - Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше. -У кого шесть плюсов и больше? Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки. Слайд . Домашнее задание: Учебник, стр.68 - 70, подготовить пересказ от имени Мальки, по желанию нарисовать иллюстрацию к рассказу. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и качество усвоения материала. Учащиеся выслушивают комментарий учителя | Познавательные: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: учатся участвовать в диалоге, в общей беседе . Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Личностные: учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |