СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 19.04.2022 г.

ФИО: Раскина Ульяна Константиновна

Тема урока: В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

Класс: 2

Цель: Создание условий для ознакомления обучающихся с творчеством В.Д. Берестова.

Задачи урока:

Дидактические: познакомить обучающихся с творчеством В.Д. Берестова.


Развивающие: способствовать развитию у детей речевой активности, творческих способносте обучающихся.


Воспитательные: содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу обучения.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации УД (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

1.Самоопределение к деятельности

Словесный

Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Проверьте свою готовность к уроку.

Ф


Р: обеспечение обучающимся организации их учебной деятельности.

К: обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

2. Актуализация знаний. Введение в проблему

Речевая разминка

Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку.


Посмотрите, на экране скороговорка «У четырех черепашек четыре черепашонка».


Сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. Теперь прочитает первый ряд. Теперь прочитает второй ряд. Теперь прочитает третий ряд. Первый ряд читает медленно. Второй ряд читает в среднем темпе. Третий ряд читает в быстром темпе. Молодцы ребята!

Выполняют речевую разминку

Ф

Презентация

Л: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

П: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем.

К: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера.

3. Постановка учебной задачи

Беседа

Подводящий диалог

-Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы работаем?

-С какими писателями вы познакомились в этом разделе?

-А с какими произведениями уже знакомы?

-Сегодня мы продолжим работать над разделом  «И в шутку, и всерьез» и познакомимся с новым автором.

-Откройте учебник на странице 150 и скажите мне, с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся.

-Верно.

-И в шутку и в серьез

Б. Заходер, Э. Успенский

«Чебурашка», стихотворения «Если бы я был девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

Ф

Учебник

П: знать пройденный ранее материал. Уметь систематизировать знания, отличать новое от уже изученного.

4. "Открытие" новых знаний

Словесный

Практический

Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и в серьез» и познакомимся со стихотворениями В.Д.Берестова.

Посмотрите на экран - это В.Д. Берестов.

Поднимите руки, кто из вас знает этого поэта? А какие произведения этого автора вы читали?

Вы такие молодцы.

Я расскажу о В.Д.Берестове для тех, кто еще не знаком с этим поэтом.

Родился он 1 апреля 1928 г. в городе Мещевске Калужской области  в семье учителя истории. Валентин Берестов в 4 года научился читать. Сам поэт вспоминает: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером журнала». Очень любил детскую литературу. Учился В. Берестов в московском университете на историческом факультете, стал археологом.

Ребята, а кто такой археолог?


Ребята, но В.Д.Берестов не только сочинял стихотворения, но и музыку, даже выступал с музыкальными группами.

Вот такой разносторонний человек.

А с каким стихотворением мы сейчас познакомимся, узнаем, открыв станицу 150 . Итак, как называется стихотворение?

Ребят, а что значит слово «знакомый»? Кого так можно называть?


Посмотрите, что изображено на иллюстрации?

Они рады видеть друг друга? А как вы это поняли?

Как вы думаете, о каком знакомом пойдёт речь?

Ребята, давайте проверим, правильно ли мы догадались, о каком знакомом пойдет речь. Для этого сядьте ровно и послушайте стихотворение, следите пальчиком в учебнике.

Чтение учителем.

Ребята, мы с вами правильно догадались?

Сейчас прочитаем стихотворение по цепочке для того, чтобы найти доказательство в тексте, что говорится о собаке.


Найдите в тексте доказательство, что говорится о собаке.


А чем закончилась встреча?

А почему мальчик не смог его удержать?


А как вы это поняли?


Найди эти строки, где описывается, как кошка проходила.

А почему она кралась?

Да, верно.

Ожидали ли вы такую концовку?

А кого вы представляли?

Ребята, как вы считаете, какое отношение было у мальчика к собаке?

Да, автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу.

Ребят, а сколько ролей в стихотворении?

Прочитайте стихотворение про себя и выделите карандашом в учебнике слова автора, мальчика и собачки.

Как мы будем читать слова автора?

Найдите слова автора (прошу ученика прочитать вслух)

Найдите предложение с вопросительным знаком. Кто это говорит? Как нужно прочитать это предложение? Прочитай с вопросительной интонацией.

А теперь найдите предложения с восклицательным знаком. Кто говорит? Как нужно прочитать эти предложения?

Прочитай слова мальчика с восклицательной интонацией. А теперь собаки.

А теперь давайте прочитаем по ролям, чтобы лучше усвоить смысл стихотворения.

Назначаю чтецов. Чтение по ролям.

Молодцы, ребята.

Так о какой встрече рассказывает автор?

Давайте немного отдохнем.


ФИЗКУЛЬ МИНУТКА



«За игрой», «Гляжу с высоты»


Археолог – это человек, который проводит раскопки и изучает быт и культуру древних людей, живших много тысяч, сотен, а может и миллионов лет назад.


«Знакомый»

Так можно назвать человека, с которым вы недавно познакомились и совсем немного знаете друг о друге.


Мальчик и собака.

Да, они улыбаются.

О собаке.


Да.


Чтение по цепочке.


«Смотрю – навстречу мой знакомый бежит по снегу босиком». По снегу босиком только собаки бегают. «Гав! Гав! – сказал знакомый строго. Махнул хвостом и убежал». Только собаки гавкают.

Собака убежала.

Потому что собака погналась за кошкой.

Собаки всегда бегают за кошками, а в стихотворении проходила мимо кошка.

«Вдруг видим, кошка вдоль забора, как тень, на цыпочках пошла»

Хотела, чтобы ее не заметила собака.

Нет

Человека

Доброе, хорошее.


3: автор, собака, мальчик

Читают, выделяют.


Спокойно

Читает ученик


Находят

Мальчик

С вопросительной интонацией, читает ученик

Находят

Мальчик и собака.

Восклицательно, громко

Читает ученик.

Читает ученик.


Читают ученики.


О встрече собаки и мальчика, о встрече друзей.

Ф. И

Презентация

Учебник

Р: волевая саморегуляция.
К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


5. Закрепления новых знаний и способов действий

Словесный

Практический

Ребята, поднимите руку, кто путешествовал.

А кто попробует объяснить слово «путешествие»?


А как называют людей, кто путешествует?

Давайте узнаем, о каких путешественниках написал В.Д.Берестов. Посмотрите на иллюстрации. Кто изображен?

Как вы думаете, о каких путешественниках пойдет речь в стихотворении?

Давайте узнаем правильно ли мы догадались.

Для этого я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и думайте, о каких путешественниках идет речь.

Чтение.

Ребята, так о каких путешественниках идет речь?

А сколько их было? Давайте перечислим.


А чтобы лучше усвоить смысл стихотворения, закройте ушки и прочитайте в полголоса стихотворение. А я пройду и послушаю, как вы это делаете.

Ребят, о чем говорится в 1ом четверостишии?


Как вы думаете, какое у них настроение? Почему?


А о чем говорится в 2ом четверостишии?



А о чем говорится в 3ем четверостишии?



А о чем говорится в 4ом четверостишии?


Ребят, а как вы думаете, зимой на лыжах хватит запаса сушеных груш, чтоб наесться и ехать дальше?

Почему вы так думаете?



Как вы думаете, зачем тогда автор так написал про этих мальчиков, что они не пропадут с запасом сушеных груш?

Да, ребята, произведения, где есть шутка и смешные моменты называются юмористическими.

Ребята, а это произведение можно назвать юмористическим? Почему?



Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы было понятно, что оно юмористическое.


А какими вы представили этих путешественников?

Вот такие путешественники в стихотворении В.Д.Берестова, запаслись грушами и отправились в далекий путь. Ребят, а как вы думаете, далеко они уехали на лыжах? Почему?

Путешествие - это поездка куда-либо. Люди отправляются в путь и посещают разные места, города, страны.

Путешественники


Мальчики на лыжах


О лыжниках


Слушают.


О лыжниках.

3: сам рассказывающий, Старков и Красильников.


Читают.


Дети одни собираются в лесную глушь.

Радостное, потому что дети отправляются в путешествие.

О том, как были расположены мальчики. Сначала Старков, потом автор и Красильников.

О том, что мальчики уже едут на лыжах, их палки взлетают, а лыжи скрипят на снегу.

О том, что у мальчиков запас сушеных груш, и они не пропадут.


Нет

Зимой на лыжах хочется скушать чего-то горячего и сытного, а сушеными грушами не наесться.


Автор решил пошутить так.


Да, потому что это смешно, когда маленькие мальчики отправляются в лесную глушь на лыжах с сушеными грушами.


Читают 4 ученика по строфе.


Смелыми, отважными, веселыми.


Нет, потому что они в скором времени захотят кушать и вернутся домой.

Ф, И

Учебник

Р: волевая саморегуляция.
К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

6.Включение в систему знаний и повторения

Словесный

Практический

У В.Д. Берестова есть цикл стихотворений «Кто живёт в моём портфеле?». Одно из стихотворений есть в нашем учебнике на с152. Как оно называется?

Как вы думаете, почему так назван цикл?


Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению.

Что изображено?



А сейчас прочитайте про себя стихотворение, чтобы ответить на вопрос «С каким животным сравнивается кисточка»?

Ребята, почему о кисточке говорят, что она машет хвостом? С кем ее сравнивают?

Да, ее автор сделал живой и сравнивает с хвостом кошки. Какой литературный прием использует автор?

А теперь будем читать по очереди. Сначала 1 вариант в полголоса читает 2му варианту (делю на варианты). А 2 вариант внимательно слушает.

А теперь 2 вариант читает 1му. А 1 вариант внимательно слушает.

Молодцы, ребята.

А кто попробует выразительно прочитать?

Ребят, что у меня в руках? Каких они цветов?


А на что они похожи?

Давайте представим, что они живые и придумаем про них историю. О чем они могут разговаривать?

Вот видите, ребята, что учебные вещи могут быть живыми.

Кисточка

Это цикл о предметах, находящихся в портфеле.


Девочка в окружении игрушек рисует. Около нее лежат краски, карандаши, баночка.



Чтение


Потому что она красит, с кошкой


Олицетворение




Чтение


Чтение


Читает ученик

Карандаш и ластик. Карандаш зеленый, а ластик желтый.

Карандаш на змею, кузнечика, а ластик на солнышко.

Придумывают историю.

Ф, П

Учебник

Р: волевая саморегуляция.
К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

7. Рефлексия деятельности

Заключительная беседа

-Посмотрите внимательно на своих одноклассников и назовите имена тех ребят, которые особенно хорошо работали на уроке.

-А что бы вы посоветовали тем ребятам, кто недостаточно хорошо работал?

-Я считаю, что вы все отлично поработали на уроке.

Каждый очень старался.

-Вы большие молодцы!

-Спасибо за урок, досвидания!

-Цели: познакомиться с биографией и творчеством В. Берестова; познакомиться с произведениями

«Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

Ф, И


П: уметь грамотно построить свою речь

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!