2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Речевая разминка | Для того, чтобы на уроке чтение не вызывало у вас затруднений, давайте проведем речевую разминку. Посмотрите, на экране скороговорка «У четырех черепашек четыре черепашонка». Сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. Теперь прочитает первый ряд. Теперь прочитает второй ряд. Теперь прочитает третий ряд. Первый ряд читает медленно. Второй ряд читает в среднем темпе. Третий ряд читает в быстром темпе. Молодцы ребята! | Выполняют речевую разминку | Ф | Презентация | Л: сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. П: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. К: Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. |
3. Постановка учебной задачи | Беседа Подводящий диалог | -Ребята, давайте вспомним над каким разделом мы работаем? -С какими писателями вы познакомились в этом разделе? -А с какими произведениями уже знакомы? -Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и всерьез» и познакомимся с новым автором. -Откройте учебник на странице 150 и скажите мне, с произведениями какого автора мы сегодня познакомимся. -Верно. | -И в шутку и в серьез Б. Заходер, Э. Успенский «Чебурашка», стихотворения «Если бы я был девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | Ф | Учебник | П: знать пройденный ранее материал. Уметь систематизировать знания, отличать новое от уже изученного. |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный Практический | Сегодня мы продолжим работать над разделом «И в шутку, и в серьез» и познакомимся со стихотворениями В.Д.Берестова. Посмотрите на экран - это В.Д. Берестов. Поднимите руки, кто из вас знает этого поэта? А какие произведения этого автора вы читали? Вы такие молодцы. Я расскажу о В.Д.Берестове для тех, кто еще не знаком с этим поэтом. Родился он 1 апреля 1928 г. в городе Мещевске Калужской области в семье учителя истории. Валентин Берестов в 4 года научился читать. Сам поэт вспоминает: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером журнала». Очень любил детскую литературу. Учился В. Берестов в московском университете на историческом факультете, стал археологом. Ребята, а кто такой археолог? Ребята, но В.Д.Берестов не только сочинял стихотворения, но и музыку, даже выступал с музыкальными группами. Вот такой разносторонний человек. А с каким стихотворением мы сейчас познакомимся, узнаем, открыв станицу 150 . Итак, как называется стихотворение? Ребят, а что значит слово «знакомый»? Кого так можно называть? Посмотрите, что изображено на иллюстрации? Они рады видеть друг друга? А как вы это поняли? Как вы думаете, о каком знакомом пойдёт речь? Ребята, давайте проверим, правильно ли мы догадались, о каком знакомом пойдет речь. Для этого сядьте ровно и послушайте стихотворение, следите пальчиком в учебнике. Чтение учителем. Ребята, мы с вами правильно догадались? Сейчас прочитаем стихотворение по цепочке для того, чтобы найти доказательство в тексте, что говорится о собаке. Найдите в тексте доказательство, что говорится о собаке. А чем закончилась встреча? А почему мальчик не смог его удержать? А как вы это поняли? Найди эти строки, где описывается, как кошка проходила. А почему она кралась? Да, верно. Ожидали ли вы такую концовку? А кого вы представляли? Ребята, как вы считаете, какое отношение было у мальчика к собаке? Да, автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. Ребят, а сколько ролей в стихотворении? Прочитайте стихотворение про себя и выделите карандашом в учебнике слова автора, мальчика и собачки. Как мы будем читать слова автора? Найдите слова автора (прошу ученика прочитать вслух) Найдите предложение с вопросительным знаком. Кто это говорит? Как нужно прочитать это предложение? Прочитай с вопросительной интонацией. А теперь найдите предложения с восклицательным знаком. Кто говорит? Как нужно прочитать эти предложения? Прочитай слова мальчика с восклицательной интонацией. А теперь собаки. А теперь давайте прочитаем по ролям, чтобы лучше усвоить смысл стихотворения. Назначаю чтецов. Чтение по ролям. Молодцы, ребята. Так о какой встрече рассказывает автор? Давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬ МИНУТКА | «За игрой», «Гляжу с высоты» Археолог – это человек, который проводит раскопки и изучает быт и культуру древних людей, живших много тысяч, сотен, а может и миллионов лет назад. «Знакомый» Так можно назвать человека, с которым вы недавно познакомились и совсем немного знаете друг о друге. Мальчик и собака. Да, они улыбаются. О собаке. Да. Чтение по цепочке. «Смотрю – навстречу мой знакомый бежит по снегу босиком». По снегу босиком только собаки бегают. «Гав! Гав! – сказал знакомый строго. Махнул хвостом и убежал». Только собаки гавкают. Собака убежала. Потому что собака погналась за кошкой. Собаки всегда бегают за кошками, а в стихотворении проходила мимо кошка. «Вдруг видим, кошка вдоль забора, как тень, на цыпочках пошла» Хотела, чтобы ее не заметила собака. Нет Человека Доброе, хорошее. 3: автор, собака, мальчик Читают, выделяют. Спокойно Читает ученик Находят Мальчик С вопросительной интонацией, читает ученик Находят Мальчик и собака. Восклицательно, громко Читает ученик. Читает ученик. Читают ученики. О встрече собаки и мальчика, о встрече друзей. | Ф. И | Презентация Учебник | Р: волевая саморегуляция. К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Словесный Практический | Ребята, поднимите руку, кто путешествовал. А кто попробует объяснить слово «путешествие»? А как называют людей, кто путешествует? Давайте узнаем, о каких путешественниках написал В.Д.Берестов. Посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? Как вы думаете, о каких путешественниках пойдет речь в стихотворении? Давайте узнаем правильно ли мы догадались. Для этого я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и думайте, о каких путешественниках идет речь. Чтение. Ребята, так о каких путешественниках идет речь? А сколько их было? Давайте перечислим. А чтобы лучше усвоить смысл стихотворения, закройте ушки и прочитайте в полголоса стихотворение. А я пройду и послушаю, как вы это делаете. Ребят, о чем говорится в 1ом четверостишии? Как вы думаете, какое у них настроение? Почему? А о чем говорится в 2ом четверостишии? А о чем говорится в 3ем четверостишии? А о чем говорится в 4ом четверостишии? Ребят, а как вы думаете, зимой на лыжах хватит запаса сушеных груш, чтоб наесться и ехать дальше? Почему вы так думаете? Как вы думаете, зачем тогда автор так написал про этих мальчиков, что они не пропадут с запасом сушеных груш? Да, ребята, произведения, где есть шутка и смешные моменты называются юмористическими. Ребята, а это произведение можно назвать юмористическим? Почему? Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы было понятно, что оно юмористическое. А какими вы представили этих путешественников? Вот такие путешественники в стихотворении В.Д.Берестова, запаслись грушами и отправились в далекий путь. Ребят, а как вы думаете, далеко они уехали на лыжах? Почему? | Путешествие - это поездка куда-либо. Люди отправляются в путь и посещают разные места, города, страны. Путешественники Мальчики на лыжах О лыжниках Слушают. О лыжниках. 3: сам рассказывающий, Старков и Красильников. Читают. Дети одни собираются в лесную глушь. Радостное, потому что дети отправляются в путешествие. О том, как были расположены мальчики. Сначала Старков, потом автор и Красильников. О том, что мальчики уже едут на лыжах, их палки взлетают, а лыжи скрипят на снегу. О том, что у мальчиков запас сушеных груш, и они не пропадут. Нет Зимой на лыжах хочется скушать чего-то горячего и сытного, а сушеными грушами не наесться. Автор решил пошутить так. Да, потому что это смешно, когда маленькие мальчики отправляются в лесную глушь на лыжах с сушеными грушами. Читают 4 ученика по строфе. Смелыми, отважными, веселыми. Нет, потому что они в скором времени захотят кушать и вернутся домой. | Ф, И | Учебник | Р: волевая саморегуляция. К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный Практический | У В.Д. Берестова есть цикл стихотворений «Кто живёт в моём портфеле?». Одно из стихотворений есть в нашем учебнике на с152. Как оно называется? Как вы думаете, почему так назван цикл? Давайте рассмотрим иллюстрацию к стихотворению. Что изображено? А сейчас прочитайте про себя стихотворение, чтобы ответить на вопрос «С каким животным сравнивается кисточка»? Ребята, почему о кисточке говорят, что она машет хвостом? С кем ее сравнивают? Да, ее автор сделал живой и сравнивает с хвостом кошки. Какой литературный прием использует автор? А теперь будем читать по очереди. Сначала 1 вариант в полголоса читает 2му варианту (делю на варианты). А 2 вариант внимательно слушает. А теперь 2 вариант читает 1му. А 1 вариант внимательно слушает. Молодцы, ребята. А кто попробует выразительно прочитать? Ребят, что у меня в руках? Каких они цветов? А на что они похожи? Давайте представим, что они живые и придумаем про них историю. О чем они могут разговаривать? Вот видите, ребята, что учебные вещи могут быть живыми. | Кисточка Это цикл о предметах, находящихся в портфеле. Девочка в окружении игрушек рисует. Около нее лежат краски, карандаши, баночка. Чтение Потому что она красит, с кошкой Олицетворение Чтение Чтение Читает ученик Карандаш и ластик. Карандаш зеленый, а ластик желтый. Карандаш на змею, кузнечика, а ластик на солнышко. Придумывают историю. | Ф, П | Учебник | Р: волевая саморегуляция. К: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
7. Рефлексия деятельности | Заключительная беседа | -Посмотрите внимательно на своих одноклассников и назовите имена тех ребят, которые особенно хорошо работали на уроке. -А что бы вы посоветовали тем ребятам, кто недостаточно хорошо работал? -Я считаю, что вы все отлично поработали на уроке. Каждый очень старался. -Вы большие молодцы! -Спасибо за урок, досвидания! | -Цели: познакомиться с биографией и творчеством В. Берестова; познакомиться с произведениями «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». | Ф, И | | П: уметь грамотно построить свою речь Р: контроль, коррекция, оценка П: анализ, обобщение К: отвечать за себя и других участников учебного процесса |