Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность к уроку; настраивает на учебную деятельность. «Выливание из кувшинчика». – Садитесь… Расслабьтесь… Медленно наклоните головы и «вылейте» из головы то, чего там сейчас не должно быть | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». – Отгадайте загадку. В дверь вошло животное, До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавески на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на травку. – Прочитайте жужжащим способом; с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения, радости; скороговоркой | Инсценируют басню. – Коза. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: высказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | | Учитель сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Фронтальная | |
IV. Работа по теме урока | 1. Рассказ учителя о Л. Н. Толстом. 2. Чтение статьи учебника (с. 108). 3. Чтение рассказа. 4. Словарная работа | См. ресурсный материал. Контроль понимания прочитанного. – Уберите лишние слова. Друзьями могут быть: одноклассники, роди-тели, книги. Л. Н. Толстой любил детей; обижал детей; понимал детей. Писатель боялся волков; детей; собственную совесть. Учитель читает рассказ «Старый дед и внучек» (или аудиозапись). Лохань – деревянная чашка. Невестка – жена сына. Слаживает – складывает | Слушают учителя. Читают статью. Выполняют задания. Внимательно слушают. Дают толкование слов | Фронтальная, индивидуальная | Работа с учебной статьей, устные ответы |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Беседа по содержанию. 2. Соотнесение рассказа и пословицы | – Чему учит этот рассказ? – Найдите в тексте предложения, почему дедушку не сажали за стол? – Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? – Зачем Миша делал лохань? – Почему родители Миши заплакали? – Сейчас мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого для детей. Так как он написан специально для школьников, то является поучительным. – Какой жанр литературы, который создается с такой целью, вы уже знаете? – А как называются короткие, мудрые высказывания? – Соедините начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. – Какой смысл вложил народ в эти пословицы? – Какой темой они объединены? | Отвечают на вопросы. – Басни. – Пословицы и поговорки. – Семья | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществля-ют контроль; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы, выполненные задания |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С каким писателем мы сегодня познакомились? – Какой рассказ мы прочитали? – Какая главная мысль рассказа? – Чему научил вас этот рассказ? – А возникли ли у вас вопросы к писателю? У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выразительное чтение рассказа; составить рас-сказ о своей семье | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное – он очень любил детей. В то время в России было ещё очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в своем имении – Ясной Поляне – школу, написал учебник для детей – «Азбуку» – и сам учил их.
Толстой создавал рассказы и басни, которые учили добру. Произведения писателя для взрослых знают не только у нас в стране, но и во многих зарубежных странах. Со всего мира приезжали ко Льву Николаевичу писатели, художники, музыканты. Приходили к нему за советом и простые люди, чаще всего крестьяне, были и нищие. И всем Толстой помогал, своим примером учил окружающих добру, состраданию.