Постановка вопросов к тексту. Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Словарная работа. Артиллерийские войска - род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия (тяжёлые огнестрельные орудия с большой огневой мощью). Артиллерист, воин, который служит в артиллерии. Косая сажень в плечах – так говорят о широкоплечем человеке. -Кто главный герой стихотворения? (Лёнька). -Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки. -Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить? -Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью он её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать). -На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет). -Что обусловило их следующую встречу? (Война). -Как произошла эта встреча? -Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос). -Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев). -Какова реакция Лёньки на слова майора: "Жаль, до такого счастья Отцу не пришлось дожить". -О чём говорит такая реакция? -Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит, как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит, как призыв отомстить врагам). -Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.) "Шёл в скалах тяжёлый бой" -Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну? (Лёнька для Деева был сыном. Он, конечно же, любил его и боялся за него. Но помимо того, что Деев был названным отцом, он прежде всего командир. Возможно, в мирное время Деев и послал кого-нибудь другого, но во время войны в первую очередь рисковать можно только самыми близкими людьми). Отцовский мой долг и право Сыном своим рисковать; Раньше других я должен Сына вперед послать. -А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его). -Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да). -И всё-таки посылает его. -Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить). -Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое приём использует автор? Докажите словами текста. (Сравнение.) Всю ночь, шагая как маятник, Глаз майор не смыкал, Пока по радио утором Донесся первый сигнал… -А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно). -Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды). -Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение) Дайте море огня! - -И наконец, самая страшная команда. Какая? «Огонь!» - летели снаряды. «Огонь!» - заряжай скорей! По квадрату четыре, десять Било шесть батарей. -Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия). -Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов). -Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа). А страшно ли было Лёньке? (Да) -Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином). -Определите жанр произведения. -Крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, называется поэмой. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. - Восстановите по иллюстрациям последовательность событий. |