СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения «Произведения о детях войны» К. Симонов «Сын артиллериста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения. 4 класс по УМК "Начальная школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения «Произведения о детях войны» К. Симонов «Сын артиллериста».»

Технологическая карта урока

Учитель: Чимитова Инесса Тумуровна

Школа: МБОУ «Верхнецасучейская СОШ» с. Верхний Цасучей Ононского района

Класс: 4

УМК: «Начальная школа 21 века»

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Произведения о детях войны» К. Симонов «Сын артиллериста».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

  • знакомство с поэмой К. Симонова в целом;

  • раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова показать духовную красоту советских людей;

  • помочь учащимся осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

  • развивать навыки самостоятельного анализа произведения;

  • воспитывать высокое чувство патриотизма у молодого поколения.


Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из текста;

  • на основе анализа объектов делать выводы;

  • умение определять главную мысль произведения.

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • умение работать в паре, группе.

регулятивные УУД:

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

личностные УУД:

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, аудио запись поэмы К.Симонова «Сын артиллериста», запись песни А. Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война», карточки для игры «Шифровка».


Этапы урока


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент 1-2 мин

Общая готовность детей к уроку.

Концентрация внимания детей.

1.Проверка готовности.

Дыхательная гимнастика.

- На уроках чтения мы учимся правильно читать и говорить. А чтобы правильно читать и говорить, надо правильно дышать. Вообразим воздушные шары, надуем их. Вдыхаем носом, выдыхаем через рот, пока наш воображаемый шар не надулся.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Актуализация знаний 5-6 мин

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Антиципация чтения.




Звучит песня А.Александрова на сл. Лебедева-Кумача «Священная война».

1.Беседа на актуализацию знаний.

-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

-Ребята, о какой войне поётся в песне?

-Что вы знаете об этой войне?

-Кто с кем воевал?

-За что воевали?

-Что несёт с собой война?

-Прочитайте имя. Скажите, из какого произведения этот герой и кто автор?

-Прочитайте следующее имя. Из какого произведения? Автор?

-Что общего у этих героев?

-Прочитайте ещё одно имя. Знакомо оно вам?

-Почему я его поставила в один ряд с этими именами?

-Чтобы проверить ваши предположения, мы должны познакомиться с произведением, рассказывающим об этом герое. Но для начала узнаем название произведения и имя автора. Для этого вы поработаете в группах. (Игра «Шифровка»).

Определите тему урока. Пользуясь опорными словами, поставьте задачи к уроку.

Определение темы, проблемы урока. Работа с именами героев прочитанных произведений, среди которых дано имя нового героя.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания по названию произведения, фамилии автора.

Дети слушают запись песни.

Участвуют в беседе.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

По названию, имени автора, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Принятие целей урока, готовность к слушанию и обсуждению текста.

Первичное усвоение новых знаний 15-18 мин























































Знакомство с биографией автора.

Первичное знакомство с текстом (аудио запись, читает сам автор)


-Произведение «Сын артиллериста» написал известный советский писатель, поэт, прозаик, Константин Симонов. К.Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим – командир Красной армии. Детство Симонова прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому Симонову пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через два года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 г. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Главной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями произведения «Сын артиллериста». Прослушивание аудио записи. Обратить внимание, что читает сам автор. Учащиеся следят по учебнику. После прослушивания аудио записи беседа по первичному восприятию произведения.

-Какое настроение создало произведение?

-Какое впечатление оно произвело на вас?

-Какой эпизод больше запомнился?

-Какие строки особенно понравились?

-Какова тема произведения? Подтвердите словами из текста.

-Какой приём использует автор?

-Перечитайте последние 4 строки. О чём они говорят?

(Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

-Мы с вами должны помнить об этом и быть благодарны.

Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома, но не подо­зреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Мы знаем, как обрываются сны, но нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.


Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражают свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.

Физминутка



(хоровое чтение)

Героям Победы - спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ, 
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили, 
Тогда - в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом 
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!

Первичное закрепление

10-13 мин



Работа с учебником.

Беседа по тексту.

Выборочное чтение.







Работа с заглавием, иллюстрациями.


Постановка вопросов к тексту. Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.

Словарная работа. Артиллерийские войска - род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия (тяжёлые огнестрельные орудия с большой огневой мощью). Артиллерист, воин, который служит в артиллерии. Косая сажень в плечах – так говорят о широкоплечем человеке.

-Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

-Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

-Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

-Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью он её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать).

-На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

-Что обусловило их следующую встречу? (Война).

-Как произошла эта встреча?

-Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

-Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

-Какова реакция Лёньки на слова майора:

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

-О чём говорит такая реакция?

-Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит, как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит, как призыв отомстить врагам).

-Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

-Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Лёнька для Деева был сыном. Он, конечно же, любил его и боялся за него. Но помимо того, что Деев был названным отцом, он прежде всего командир. Возможно, в мирное время Деев и послал кого-нибудь другого, но во время войны в первую очередь рисковать можно только самыми близкими людьми).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

-А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

-Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да).

-И всё-таки посылает его.

-Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

-Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое приём использует автор? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

-А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

-Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

-Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение)

Дайте море огня! -

-И наконец, самая страшная команда. Какая?

«Огонь!» - летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

-Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

-Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

-Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

-Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином).

-Определите жанр произведения.

-Крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, называется поэмой.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

- Восстановите по иллюстрациям последовательность событий.

Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.


Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.

































































































































Сравнивают ранее изученные стихотворения с данным произведением и выясняют, что по объёму оно больше.


Домашнее задание 1 мин

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.


Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока.

Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей.


Рефлексия

Оценивание

5 мин


Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Повторение выведенных законов, определений (того нового, что узнали учащиеся).

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.


Конспект урока:




Организационный

момент 1-2 мин

Проверка готовности.

Дыхательная гимнастика.

- На уроках чтения мы учимся правильно читать и говорить. А чтобы правильно читать и говорить, надо правильно дышать. Вообразим воздушные шары, надуем их. Вдыхаем носом, выдыхаем через рот, пока наш воображаемый шар не надулся.

Актуализация знаний 5-6 мин

Мотивация к учебной деятельности

Звучит песня А.Александрова на сл. Лебедева-Кумача «Священная война».

1.Беседа на актуализацию знаний.

-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

-Ребята, о какой войне поётся в песне?

-Что вы знаете об этой войне?

-Кто с кем воевал?

-За что воевали?

-Что несёт с собой война?

-Прочитайте имя. Скажите, из какого произведения этот герой и кто автор?

-Прочитайте следующее имя. Из какого произведения? Автор?

-Что общего у этих героев?

-Прочитайте ещё одно имя. Знакомо оно вам?

-Почему я его поставила в один ряд с этими именами?

-Чтобы проверить ваши предположения, мы должны познакомиться с произведением, рассказывающим об этом герое. Но для начала узнаем название произведения и имя автора. Для этого вы поработаете в группах. (Игра «Шифровка»).

Определите тему урока. Пользуясь опорными словами, поставьте задачи к уроку.

Первичное усвоение новых знаний 15-18 мин

-Произведение «Сын артиллериста» написал известный советский писатель, поэт, прозаик, Константин Симонов. К.Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим – командир Красной армии. Детство Симонова прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому Симонову пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через два года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 г. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Главной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями произведения «Сын артиллериста».

Прослушивание аудио записи. Обратить внимание, что читает сам автор. Учащиеся следят по учебнику.

-Какое настроение создало произведение?

-Какое впечатление оно произвело на вас?

-Какой эпизод больше запомнился?

-Какие строки особенно понравились?

-Жанр произведения?????????????

-Какова тема произведения? Подтвердите словами из текста.

-Какой приём использует автор?

-Перечитайте последние 4 строки. О чём они говорят?

(Не только Лёнька мог совершить такой подвиг. Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины).

-Мы с вами должны помнить об этом и быть благодарны.

Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома, но не подо­зреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Мы знаем, как обрываются сны, но нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.


Физминутка (хоровое чтение)

Героям Победы - спасибо!!!

СПАСИБО ГЕРОЯМ, 
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили, 
Тогда - в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом 
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!

Первичное закрепление

10-13 мин


Словарная работа. Артиллерийские войска - род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия (тяжёлые огнестрельные орудия с большой огневой мощью). Артиллерист, воин который служит в артиллерии. Косая сажень в плечах – так говорят о широкоплечем человеке.

-Кто главный герой стихотворения? (Лёнька).

-Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки.

-Какие ключевые слова в характеристике мальчика вы можете выделить?

-Выразительно прочитайте поговорку майора. Как звучит поговорка, и с какой целью он её произносит? (Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он как бы хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки встретится ещё немало барьеров (препятствий) и, что нужно учиться их преодолевать).

-На сколько лет жизнь разлучила Лёньку с Деевым? (на 12-13 лет).

-Что обусловило их следующую встречу? (Война).

-Как произошла эта встреча?

-Выделите детали портрета Лёньки. (Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же детские губы, курносый нос).

-Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. (Встреча раскрывает психологическое состояние героев).

-Какова реакция Лёньки на слова майора:

"Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить".

-О чём говорит такая реакция?

-Как в этой ситуации звучит поговорка майора? (Поговорка звучит, как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным воинским традициям отца. Она звучит, как призыв отомстить врагам).

-Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага? (На том участке сложилась трудная обстановка.)

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

-Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

(Лёнька для Деева был сыном. Он, конечно же, любил его и боялся за него. Но помимо того, что Деев был названным отцом, он прежде всего командир. Возможно, в мирное время Деев и послал кого-нибудь другого, но во время войны в первую очередь рисковать можно только самыми близкими людьми ).

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

-А почему Деев не мог пойти сам? (Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его).

-Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? (Да).

-И всё-таки посылает его.

-Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок? (По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном. Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить).

-Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое приём использует автор? Докажите словами текста. (Сравнение.)

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…

-А почему майор Деев так уверен в Лёньке? (Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно).

-Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания? (Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды).

-Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя? (Метафора, сравнение)

Дайте море огня!-

-И наконец, самая страшная команда. Какая?

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

-Скажите, страшно ли было Лёньке? (Да. По очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей т. е. 24 орудия).

-Какой же подвиг совершил Лёнька Петров? (Вызвал огонь на себя, чтобы начисто разбить фашистов).

-Какими качествами должен обладать человек, вызвавший огонь на себя? (Беспредельным мужеством, сильной волей и твёрдостью духа).

А страшно ли было Лёньке? (Да)

-Ребята, каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг? (Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином).

-Крупное или среднее по объёму стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, называется поэмой.

-Восстановите последовательность событий в поэме по картинкам.

Домашнее задание 1 мин

Самостоятельное чтение текста.

Задание в учебной тетради.

Рефлексия

Оценивание

5 мин

-Урок подходит к концу. Вернёмся к поставленным задачам к уроку. Достигли ли их?

Подводя итог урока, давайте ответим на три очень важных вопроса:

ком мы сегодня говорили на уроке?

(О майоре Дееве, Лёньке Петрове, о бойцах советской армии, о людях, совершивших героические подвиги.)

-О чём? (О войне, о мужестве, о героизме, о подвигах, о любви к Родине.)

-И главный вопрос зачем?

(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить героев, чтобы учиться у них любить родную землю.)

- Кому вы посоветовали бы прочитать это стихотворение?

-Выберите одно начало предложения и закончите его.

-Каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны, помнить о подвигах совершённых ради Победы, и гордиться тем, что мы с вами живём в стране, у которой есть такие герои.

Люди! Покуда сердца стучатся,

                                       помните,

Какою ценой завоёвано счастье

Пожалуйста, помните!

                         Р. Рождественский.

 Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!