I. Мотивация к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень к нам в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | |
II. Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения над которым мы с вами сегодня будем работать -Какие сказки представлены на этих моделях обложек? -А какой вид сказок отсутствует? - Изготовьте модель обложки для сказок о животных | Ответы уч-ся. -Бытовые и волшебные. -Сказки о животных В парах изготавливают модель обложки к сказке. | |
III. Постановка проблемы Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | - Определите тему и цель урока. -А вот о каких животных мы будем читать сказку, вы узнаете, отгадав загадки А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? - Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку? - Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? - Могут ли они встретиться вместе в природе? В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. - Как называется жанр? Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. Опишите характер лисички в разных народных сказках. -Кто главные герои русских народных сказок? -Чему учит сказка? -Какую пословицу об этом вы знаете? -И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль. | - Ответы детей - Журавль. - Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв. - Лиса - Лиса это зверь, который живёт в лесу. - Ответы детей - Человек, животные, вымышленные герои. -Сказки учат добру, высмеивают жадность ,злость и т.д. -Сказка-ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок. | |
IV. Открытие нового знания Слушание сказки. Анализ восприятия | -Словарная работа. (Обсудите значение слов) (потчует - угощает; не обессудь — не обижайся; несолоно хлебавши - остаться ни с чем) – Как начинается сказка? Прочитайте. - Чем понравилась вам сказка? - Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. -Что показалось забавным? - Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему? - Чем нравится вам конец сказки? -Как можно помирить героев? -Что вы посоветуете героям сказки? | -Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях. - Что Лиса и Журавль подружились. Дети отвечают на вопросы | |
V. Включение в систему знаний | Карточка №1-определить последовательность событий в сказке Расположить иллюстрации. Карточка №2. Какие слова потерялись в этом тексте. Напишите их. Карточка №3 Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске. - упрямый(а я) умный(а я) смешной(а я) несговорчивый(а я) капризный(а я) жадный (а я) придирчивый(а я) нерешительный(а я) хвастливый(а я) добрый(а я) четный(а я) -Сделайте вывод: – Какие герои сказки? | - Учащиеся работают с заданиями на карточках - Вывод: журавль и лиса очень похожи. | |
VI. Подведение итогов Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? -Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? Дополните фразы: | Высказывания учащихся. -Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу. -Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки. - Учащиеся обмениваются «смайликами» и присылают учителю, сопровождая объяснением. | |