Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Оценивание/формы контроля |
1 этап «Вызов» . Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока. I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся на открытие нового знания, установить психологический комфорт |
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения мы начнем необычно - мы порисуем! Прошу вас нарисовать животных, про которых услышите загадки (приём «Нестандартный вход в урок»). Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) | Птица чёрная сидит На лохматой ёлке. -Кар!- всё время говорит. Клюв – страшней иголки. (Ворона) | - Поднимите свои рисунки и покажите одноклассникам. Кто хочет высказаться, по каким признакам он догадался, кого нужно нарисовать. - Вы верно указали животных- это действительно лиса и ворона. | На партах лежат листы А4 и цветные карандаши. Обучающиеся рисуют на листах животных, затем поясняют свои рисунки. | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; планирование учебного сотрудничества | Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу) самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности оценка эмоционального состояния |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.) Цель : актуализировать ЗУН и мыслительные операции достаточные для построения новых знаний |
-Ребята, давайте подумаем, что еще нам известно об этих животных. Переверните лист, разбейте на две части. Слева напишите все, что вы знаете о вороне, а слева – о лисе. Это могут быть слова или фразы, которые приходят на ум (прием «Ассоциации»). -Давайте послушаем, что у вас получилось и обобщим все известные сведения о лисе и вороне (ответы детей фиксируютя на экране в таблице) -Вы молодцы, указали почти все качества этих животных. В произведениях каких жанров уже встречались вам эти герои? Приведите примеры. -Ребята, перечисленные произведения подтверждают или опровергают составленные нами характеристики животных? Докажите. | Обучающиеся делают записи на листах, затем озвучивают записанное. Ворона | Лисица | Некрасивая Глупая Громкоголосая Плохо летает Неповоротливая Бестолковая и т.д. | Рыжая Хитрая Любит сметану Ловит мышей Воровка Обманщица и т.д. | - В народных сказках «Лиса и журавль», «Волк и Лиса», «Лиса и кот», «Ворона и рак»; в пословицах «Ворона прямо летает, да за море не попадает, а касатка крюками виляет, да за морем бывает», «Как назначат в лесу воеводой лису, пера будет много, а птицы нет»; в басне Эзопа «Ворон и Лисица». Выслушиваются ответы обучающихся. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение | Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу) взаимоконтроль |
2 этап «Осмысление». Цель этапа: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися III. Выявление места и причины затруднения (3 мин.) Цель: осознать место и причину возникших затруднений) |
- Как вы считаете, какой из перечисленных жанров наиболее кратко и точно раскрывает поведение и характер героев? - Вспомним, что же такое басня? -Написать басню - очень нелегкое дело. Многие писатели брались за этот жанр. Но прославился из России лишь один. Догадались кто? - С какими баснями И.А.Крылова мы уже знакомы? - Выскажите предположение, о чем и о ком пойдет речь сегодня на уроке. -Вы абсолютно правы. Мы познакомимся с новой басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Еще мы попробуем сравнить ее с басней Эзопа «Ворон и лисица». | - Басня -Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки. Учащиеся предлагают свои ответы - И.А.Крылов - «Две Бочки», «Лебедь, Шука и Рак», «Слон и Моська» Дети высказываются -Будем изучать басню Крылова о вороне и лисе. | Личностные: учебно-познавательный интерес Познавательные: постановка проблемы | Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности; оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.) + физминутка (двигательная) Цель: на основе поставленной цели выбрать способы и средства ее реализации |
- А сейчас я предлагаю привычную словарную разминку. В басне встретятся такие фразы: глаз не сводит; вскружилась голова; во всё горло ; была такова ; дыханье спёрло; бог послал. Попытайтесь объяснить их. -На партах найдите карточки и запишите, работая в парах, как вы понимаете значение предложенных слов. -Если вы готовы, выслушаем ваши ответы. -Как вы думаете, почему я вам предложила именно эти слова для размышления? - Знакомы ли вам повадки вороны и лисицы? Попробуем себя в роли актеров, которым нужно изобразить этих животных. | Обучающиеся высказывают собственные мнения. Лесть – ___________ (угодливое восхваление, лицемерие). Гнусный – ___________ (отвратительный, омерзительный). Взгромоздиться – ___________ (взобраться и устроиться с трудом на что – либо). Пленить –___________ (очаровать, покорить чем – либо). Плутовка – ___________ (хитрая и ловкая обманщица, мошенница). Ангельский (голосок) – ___________ (нежный, добрый). Вещуньина (голова) – ___________ (от слова вещунья – предсказательница). Обучающиеся зачитывают свои ответы. Обучающиеся высказывают собственные мнения. Дети под музыку двигаются, представляя себя животными. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозиро-вание; осознание и расширение границ собственных знаний Познавательные: умение структурировать знания; выполнять логические операции, Коммуникативные: планирова-ние учебного сотрудничества; доброжелательное отношение друг к другу. Личностные: познавательная активность, любознательность | -устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу); -оценочное суждение самоконтроль, самооценка; - оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению. |
V. Реализация построенного проекта (8 мин.) + физминутка (для глаз) Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. |
- Давайте прослушаем текст басни в исполнении известного народного артиста Анатолия Папанова. - Вам понравилось? Какими предстали перед вами знакомые герои? Можно ли определить положительного и отрицательного героя в басне? - Откройте учебники и прочтите басню самостоятельно. -Расскажите, какой предстала Ворона в басне в первых строках басни. Какие слова помогут нам в этом? - А дальше? - Какие слова басни наиболее полно раскрывают характер лисы? На кого она похожа? - Для чего же Лисица так расхваливала Ворону? - Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы? Как автор передает восторг Вороны от льстивых слов Лисицы. - Почему Ворона каркнула? Почему Лисице удалось достичь своей цели? - Какая часть басни содержит главную мысль? Где она находится? -Найдите и прочитайте её. Почему Крылов считает, что лесть вредна и гнусна? -Почему именно лисицу выбрал автор на роль льстеца? -Давайте добавим новые слова в нашу таблицу-описание животных. Можно ли сказать, что сейчас она полная? -Мы с вами уже знаем, что басни писались не ради зверей и птиц. Иван Андреевич Крылов очень хотел, чтобы люди, прочитавшие его басни, стали умнее, добрее и лучше. Авторы критикуют недостатки людей. К этому слову можно подобрать синоним Людские пороки. Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство. Какие же людские пороки высмеивал Крылов И.А.Ответьте, глядя на нашу таблицу? - Какая басня вам понравилась больше и почему? - Предлагаю провести гимнастику для глаз, чтобы дальнейшая работа не стала утомительной. | Обучающиеся слушают аудиозапись Обучающиеся высказывают собственные мнения. Обучающиеся читают басню по учебнику - Автор пишет: «на ель Ворона взгромоздясь», значит птица неуклюжая, неловкая, нерасторопная, грузная. - «Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло» - эти слова доказывают глупость и доверчивость Вороны - Лиса «на цыпочках подходит», «вертит хвостом», «глаз не сводит», «говорит так сладко, чуть дыша» - все эти слова показывают, насколько она хитра и артистична, похожа на человека в этот момент. Обучающиеся высказывают собственные мнения. - Мораль. Она расположена в начале басни. Заслушиваются все желающие высказаться дети. - Грубость, лесть, глупость, тщеславие Учащиеся отвечают по «цепочке». Учащиеся выполняют тематическую гимнастику | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; | -Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу); -оценочное суждение взаимопроверка, взаимоконтроль; - участие в дискуссии, ответы на вопросы; - работа в паре |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.) Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение |
- Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли о чём эта басня, поработайте в паре и выполните два задания 1. составить по два «толстых» и «тонких» вопроса к ней, а затем задать их одноклассникам; 2. собрать пословицы и объяснить их смысл. Верь своим очам …. а на сердце – ледок На языке – медок…. нет чести У лести….. а не чужим речам | Обучающиеся работают в прах. Затем идет взаимоопрос одноклассников и обсуждение пословиц. | Регулятивные: саморегуляция Познавательные: использова-ние общих приемов решения задач; умение в виде представлять информацию схемы Коммуникативные: построе-ние речевых высказываний. | - создание продуктов деятельности; - работа в паре; - работа по карточкам; |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) Цель: использовать способы действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения |
- Для того, чтобы выяснить сходства и различия басен Эзопа и Крылова, я предлагаю вам заполнить сравнительную таблицу (прием «Сравнительная таблица»). | Обучающиеся работают с текстами, обсуждают, заполняют таблицы Басня Эзопа | Линии сравнения | Басня И.А.Крылов | «Ворон и Лисица» | название | «Ворона и Лисица» | в прозе | форма написания | в стихотворной форме | В басне говорится о том, как Лисица с помощью лести обманула Ворона | сюжет | В басне говорится о том, как Лисица с помощью лести обманула Ворону | глупая, доверчивая, неуклюжая | характер Ворона (ы) | глупая, доверчивая, неуклюжая | хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая, жестокая грубая | характер Лисицы | хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая, трусливая | грубость, лесть, глупость | людские пороки | тщеславие глупость, лесть | | Познавательные: определяют свою степень овладения материалом Регулятивные: осуществление самоконтроля | Работа в группах, взаимоконтроль, взаимооценка самопроверка по образцу (эталону); - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; |
3 этап «Рефлексия». Цель этапа: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке. VIII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка (3 мин.) Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. |
- Незаметно подошёл к концу наш урок. Все ли вы на уроке поняли? Проверить это мне поможет следующее задание. Прочитайте несколько предложений по теме нашего урока и вставьте пропущенные слова и словосочетания. - Подумайте и оцените свою работу на уроке и работу класса в целом, пользуясь листом оценивания. - Домашнее задание сегодня необычное: разделитесь по желанию на группы по три человека и инсценируйте басню. Кому такое задание покажется сложным, подготовьте чтение по ролям. - Ребята, проверим, насколько понравился вам урок и чем запомнится, продолжив фразы (фразы появляются на экране): Мне понравилось…. Я узнал, что … Мне было … - Я надеюсь, что мы поработали с пользой. Спасибо за урок. | Басня – короткий, _____________ рассказ в _________ или в ___________, в скрытой форме изображающей ______________ и их ______________. В ней высмеиваются _______________ пороки. Басня обязательно содержит ___________. Работают на листах оценивания. Выбирают домашнее задание, записывают в дневник Учащиеся продолжают фразы, высказывают свои мнения. | Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности | - Оценка, самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений; оценка учителя, с комментированием выставленных оценок; рефлексия деятельности (оценка успешности); |