СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Ворона и Лисица"»

Технологическая карта урока


Предмет, класс

литературное чтение, 4 класс

УМК

«Планета знаний»

Тема урока

И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Раздел: «Басни»

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Формы, методы, приемы:

методы обучения: по источнику знаний - словесные, практические; по уровню познавательной активности - частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний - аналитический, сравнительный; приёмы технологии развития критического мышления: «Сравнительная таблица», «Тонкие и толстые вопросы», «Ассоциации»; приемы «Нестандартный вход в урок», «Продолжи фразу»,

Педагогические технологии

технология развития критического мышления

Цель урока

Создать условия для полноценного восприятия произведения И.А. Крылова; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

учащиеся

-познакомятся с содержанием текста новой басни;

-научатся рассказывать об особенностях басни как литературного произведения и определять её мораль; характеризовать героев басни и их поступки; проводить сопоставительный анализ;

-получат возможность: соотнести мораль басни со своим жизненным опытом; расширить знания о художественных особенностях басни.


коммуникативные: умение работать в паре, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;

регулятивные: волевая саморегуляция; умение определять цель деятельности на уроке; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

познавательные: умение выявлять проблему; умение извлекать информацию из иллюстраций, текста умение на основе анализа объектов делать выводы.


- учебно-познавательный интерес; смыслообра-зование; внутренняя позиция школьника, личностная ответственность за результаты учебной деятельности; формирование основ гражданской идентичности


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

1 этап «Вызов» .

Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Цель: мотивировать учащихся на открытие нового знания, установить психологический комфорт

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок чтения мы начнем необычно - мы порисуем! Прошу вас нарисовать животных, про которых услышите загадки (приём «Нестандартный вход в урок»).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
-Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.

(Ворона)

- Поднимите свои рисунки и покажите одноклассникам. Кто хочет высказаться, по каким признакам он догадался, кого нужно нарисовать.

- Вы верно указали животных- это действительно лиса и ворона.

На партах лежат листы А4 и цветные карандаши.

Обучающиеся рисуют на листах животных, затем поясняют свои рисунки.


Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; планирование учебного сотрудничества

Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу) самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности оценка эмоционального состояния

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)

Цель : актуализировать ЗУН и мыслительные операции достаточные для построения новых знаний

-Ребята, давайте подумаем, что еще нам известно об этих животных. Переверните лист, разбейте на две части. Слева напишите все, что вы знаете о вороне, а слева – о лисе. Это могут быть слова или фразы, которые приходят на ум (прием «Ассоциации»).

-Давайте послушаем, что у вас получилось и обобщим все известные сведения о лисе и вороне (ответы детей фиксируютя на экране в таблице)

-Вы молодцы, указали почти все качества этих животных. В произведениях каких жанров уже встречались вам эти герои? Приведите примеры.





-Ребята, перечисленные произведения подтверждают или опровергают составленные нами характеристики животных? Докажите.


Обучающиеся делают записи на листах, затем озвучивают записанное.


Ворона

Лисица

Некрасивая

Глупая

Громкоголосая

Плохо летает

Неповоротливая Бестолковая и т.д.

Рыжая

Хитрая

Любит сметану

Ловит мышей

Воровка

Обманщица и т.д.


- В народных сказках «Лиса и журавль», «Волк и Лиса», «Лиса и кот», «Ворона и рак»; в пословицах «Ворона прямо летает, да за море не попадает, а касатка крюками виляет, да за морем бывает», «Как назначат в лесу воеводой лису, пера будет много, а птицы нет»; в басне Эзопа «Ворон и Лисица».

Выслушиваются ответы обучающихся.



Личностные: смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение

Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу) взаимоконтроль

2 этап «Осмысление».

Цель этапа: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися

III. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)

Цель: осознать место и причину возникших затруднений)

- Как вы считаете, какой из перечисленных жанров наиболее кратко и точно раскрывает поведение и характер героев?

- Вспомним, что же такое басня?



-Написать басню - очень нелегкое дело. Многие писатели брались за этот жанр. Но прославился из России лишь один. Догадались кто?

- С какими баснями И.А.Крылова мы уже знакомы?

- Выскажите предположение, о чем и о ком пойдет речь сегодня на уроке.

-Вы абсолютно правы. Мы познакомимся с новой басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Еще мы попробуем сравнить ее с басней Эзопа «Ворон и лисица».

- Басня


-Басня – короткий, нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающей людей и их поступки.



Учащиеся предлагают свои ответы

- И.А.Крылов


- «Две Бочки», «Лебедь, Шука и Рак», «Слон и Моська»

Дети высказываются

-Будем изучать басню Крылова о вороне и лисе.



Личностные: учебно-познавательный интерес

Познавательные: постановка проблемы




Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности; оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока;



IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.) + физминутка (двигательная)

Цель: на основе поставленной цели выбрать способы и средства ее реализации

- А сейчас я предлагаю привычную словарную разминку. В басне встретятся такие фразы:

  • глаз не сводит;

  • вскружилась голова;

  • во всё горло ;

  • была такова ;

  • дыханье спёрло;

  • бог послал.

Попытайтесь объяснить их.

-На партах найдите карточки и запишите, работая в парах, как вы понимаете значение предложенных слов.













-Если вы готовы, выслушаем ваши ответы.

-Как вы думаете, почему я вам предложила именно эти слова для размышления?


- Знакомы ли вам повадки вороны и лисицы? Попробуем себя в роли актеров, которым нужно изобразить этих животных.

Обучающиеся высказывают собственные мнения.









Лесть – ___________ (угодливое восхваление, лицемерие).

Гнусный – ___________ (отвратительный, омерзительный).

Взгромоздиться – ___________ (взобраться и устроиться с трудом на что – либо).

Пленить –___________ (очаровать, покорить чем – либо).

Плутовка – ___________ (хитрая и ловкая обманщица, мошенница).

Ангельский (голосок) – ___________ (нежный, добрый).

Вещуньина (голова) – ___________ (от слова вещунья – предсказательница).

Обучающиеся зачитывают свои ответы.

Обучающиеся высказывают собственные мнения.

Дети под музыку двигаются, представляя себя животными.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозиро-вание; осознание и расширение границ собственных знаний

Познавательные: умение структурировать знания; выполнять логические операции,

Коммуникативные: планирова-ние учебного сотрудничества;

доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные:  познавательная активность, любознательность


-устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу);

-оценочное суждение самоконтроль, самооценка;

- оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

V. Реализация построенного проекта (8 мин.) + физминутка (для глаз)

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

- Давайте прослушаем текст басни в исполнении известного народного артиста Анатолия Папанова.

- Вам понравилось? Какими предстали перед вами знакомые герои? Можно ли определить положительного и отрицательного героя в басне?

- Откройте учебники и прочтите басню самостоятельно.

-Расскажите, какой предстала Ворона в басне в первых строках басни. Какие слова помогут нам в этом?

- А дальше?





- Какие слова басни наиболее полно раскрывают характер лисы? На кого она похожа?




- Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?

- Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы? Как автор передает восторг Вороны от льстивых слов Лисицы.

- Почему Ворона каркнула? Почему Лисице удалось достичь своей цели?

- Какая часть басни содержит главную мысль? Где она находится?

-Найдите и прочитайте её. Почему Крылов считает, что лесть вредна и гнусна?

-Почему именно лисицу выбрал автор на роль льстеца?

-Давайте добавим новые слова в нашу таблицу-описание животных. Можно ли сказать, что сейчас она полная?

-Мы с вами уже знаем, что басни писались не ради зверей и птиц. Иван Андреевич Крылов очень хотел, чтобы люди, прочитавшие его басни, стали умнее, добрее и лучше. Авторы критикуют недостатки людей. К этому слову можно подобрать синоним Людские пороки. Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство. Какие же людские пороки высмеивал Крылов И.А.Ответьте, глядя на нашу таблицу?

- Какая басня вам понравилась больше и почему?

- Предлагаю провести гимнастику для глаз, чтобы дальнейшая работа не стала утомительной.

Обучающиеся слушают аудиозапись



Обучающиеся высказывают собственные мнения.



Обучающиеся читают басню по учебнику

- Автор пишет: «на ель Ворона взгромоздясь», значит птица неуклюжая, неловкая, нерасторопная, грузная.

- «Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло» - эти слова доказывают глупость и доверчивость Вороны

- Лиса «на цыпочках подходит», «вертит хвостом», «глаз не сводит», «говорит так сладко, чуть дыша» - все эти слова показывают, насколько она хитра и артистична, похожа на человека в этот момент.

Обучающиеся высказывают собственные мнения.






- Мораль. Она расположена в начале басни.



Заслушиваются все желающие высказаться дети.











- Грубость, лесть, глупость, тщеславие



Учащиеся отвечают по «цепочке».


Учащиеся выполняют тематическую гимнастику

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;




















-Устный опрос (обращение с вопросом ко всему классу);

-оценочное суждение взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы; - работа в паре


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение

- Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли о чём эта басня, поработайте в паре и выполните два задания

1. составить по два «толстых» и «тонких» вопроса к ней, а затем задать их одноклассникам;

2. собрать пословицы и объяснить их смысл.

Верь своим очам …. а на сердце – ледок

На языке – медок…. нет чести

У лести….. а не чужим речам

Обучающиеся работают в прах. Затем идет взаимоопрос одноклассников и обсуждение пословиц.


Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: использова-ние общих приемов решения задач; умение в виде представлять информацию схемы

Коммуникативные: построе-ние речевых высказываний.

- создание продуктов деятельности;

- работа в паре;

- работа по карточкам;


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель: использовать способы действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения

- Для того, чтобы выяснить сходства и различия басен Эзопа и Крылова, я предлагаю вам заполнить сравнительную таблицу (прием «Сравнительная таблица»).


Обучающиеся работают с текстами, обсуждают, заполняют таблицы

Басня Эзопа

Линии сравнения

Басня И.А.Крылов

«Ворон и Лисица»

название

«Ворона и Лисица»

в прозе

форма написания

в стихотворной форме

В басне говорится о том, как Лисица с помощью лести обманула Ворона

сюжет

В басне говорится о том, как Лисица с помощью лести обманула Ворону

глупая, доверчивая, неуклюжая

характер Ворона (ы)

глупая, доверчивая, неуклюжая

хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая, жестокая

грубая

характер Лисицы

хитрая, умная, лживая, коварная, обманчивая,

трусливая

грубость, лесть,

глупость

людские пороки

тщеславие глупость, лесть


Познавательные: определяют свою степень овладения материалом

Регулятивные: осуществление самоконтроля

Работа в группах, взаимоконтроль, взаимооценка самопроверка по образцу (эталону);

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;


3 этап «Рефлексия».

Цель этапа: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

VIII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка (3 мин.)

Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние.

- Незаметно подошёл к концу наш урок. Все ли вы на уроке поняли? Проверить это мне поможет следующее задание. Прочитайте несколько предложений по теме нашего урока и вставьте пропущенные слова и словосочетания.


- Подумайте и оцените свою работу на уроке и работу класса в целом, пользуясь листом оценивания.

- Домашнее задание сегодня необычное: разделитесь по желанию на группы по три человека и инсценируйте басню. Кому такое задание покажется сложным, подготовьте чтение по ролям.

- Ребята, проверим, насколько понравился вам урок и чем запомнится, продолжив фразы (фразы появляются на экране):

Мне понравилось…. Я узнал, что … Мне было …

- Я надеюсь, что мы поработали с пользой. Спасибо за урок.

Басня – короткий, _____________ рассказ в _________ или в ___________, в скрытой форме изображающей ______________ и их ______________. В ней высмеиваются _______________ пороки. Басня обязательно содержит ___________.


Работают на листах оценивания.


Выбирают домашнее задание, записывают в дневник





Учащиеся продолжают фразы, высказывают свои мнения.


Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности

- Оценка, самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений;

оценка учителя, с комментированием выставленных оценок;

рефлексия деятельности (оценка успешности);















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!