IV этап. Включение в систему знаний. 1.Проверка восприятия текста. 2. Подробный пересказ 3. Исследовательская деятельность. 4.Чтение по ролям 5. Выявление особенностей творчества Ф.Искандера 6. Круги на воде V.Подведение итогов. Рефлексия. VI.Самооценка VII. Подведение итогов урока VIII. Домашнее задание | Высказывают предположения. Представление проекта (индивидуального д/з). Определяют героя по описанию. Отвечают на вопросы Герой запомнил на всю жизнь, как смешно и жалко может выглядеть человек, не понимающий различия между тем, что он сам думает о себе, и тем, каковым является на самом деле.) Работа с иллюстрациями Озаглавливают фрагмент Работают в группах. - чтение и выбор информации по вопросам учителя - заполнение таблиц Информируют о выполненной работе Самостоятельно распределяют действующих лиц Отвечают на вопросы. Записывают в тетради определение градации. «Не бояться этого» – не понимать, что ты смешон, быть глупым». (За то, что тот научил его ответственно относиться к делу и не терять в нужные моменты чувство юмора). Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны, признать собственные ошибки и больше не допускать их. Смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом. Ищут определение в толковом словаре Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. 1.Рассматривают портрет автора – Ф.Искандера 2. Знакомятся с презентацией о творчестве Искандера (индивидуальное задание) Подбирают эпитеты на каждую букву фамилии Оценивают работу по критериям; Пересказ Выборочное чтение 3.Подготовка иллюстраций __ 4. чтение по ролям__ 5. Работа в группах 6. Работа с текстом Записывают в дневник | Даёт описание героя Задаёт вопросы Организует работу в группах. Анализ прочитанного Задаёт вопросы Даёт определение градации. Дайте определение подвигу и поступку Делает вывод: В этих рассказах, как и во многих других, где писатель говорит о детстве, поднимаются далеко не детские проблемы: вопросы лжи, предательства, зависти, чувства собственного достоинства, уважения к ближним, говорится о месте подвига в обычной жизни, о ложном и подлинном героизме. Искандер показывает нам каждый раз на примере героев своих рассказов, как важно вовремя понять свой неверный шаг, суметь посмеяться над своим промахом, чтобы уверенно идти дальше, созидая мир добра и справедливости. Но при этом писатель очень четко различает смех , «закаляющий юные души» и смех фальшивый, показной, глупый, заискивающий: «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Ребятам раздаются оценочные листы Выставляет и комментирует оценки за урок | - Что побудило меня предложить вам первый музыкальный отрывок? - Мы должны понять, что в рассказе связано с Грецией. Поиск соответствия «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках…» Фронтальная работа – Почему дети боялись нарушить дисциплину на уроках математики? Что означает выражение «он заставлял нас смеяться»? Можно ли заставить смеяться? – В чем смысл такого смеха, если, например, ученик«чуть припоздает на урок»? - Почему учитель не делает замечание Авдеенко за списывание на контрольной? – Какой случай вспоминает рассказчик? Подробный пересказ (от слов «Но вот распахнулась дверь…», до «…из класса вышел дух больничной свободы» ) - В чём комичность ситуации? Работа с текстом Задание для 1 группы: докажите на основе определения юмора принадлежность рассказа к юмористическому жанру. Задание для 2 группы: определите средства выразительности языка, посредством которых автору удалось вызвать у нас смех. Задание для 3 группы: расположить нарисованные учениками иллюстрации в хронологическом порядке. - Случайно ли даёт автор учителю отчество Диогенович? Какой эпизод рассказа наиболее ярко показывает философский подход учителя к юмору? Чтение по ролям (от слов «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью…» до «…что-то записал в свой блокнот») - Отметьте, как ведёт себя класс? - Взрыв эмоций усиливается. Такое средство выразительности языка называется градацией. – Объясните значение фразы: «Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». — Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»? — Почему герой с благодарностью говорит об учителе? - За что автор рассказа, став уже взрослым, благодарит своего учителя? — В чем состоит главная идея этого рассказа? — Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа? (Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.) В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф. Какие слова или цитаты вы можете предложить? - какими чертами, по-вашему, обладает писатель? - Выделите те формы деятельности, в которых вы приняли участие на уроке, и поставьте плюс. - Что было наиболее интересным на уроке? - Что вызвало у вас затруднение? - Вывод, к которому вы пришли в ходе урока? - Какой бы вопрос вы хотели задать классу? - Понравилось ли вам произведение Ф.Искандера? Почему? 1) вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем; 2) подготовиться к внеклассному чтению (сборник рассказов Ф. Искандера «Первое дело»); 3) составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла». | |