СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы на тему ""Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тнехнологичесакая карта урока литературы на тему "Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы на тему ""Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина"»

Технологическая карта урока литературы в 9 классе.

Тема: Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

- развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А. С. Пушкина;

- развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;

- напомнить о лицейских годах А. С. Пушкина, углубить материал, познакомить с термином «послание».

- обозначить мотивы, звучащие в стихах А.С. Пушкина.

Оборудование:

  1. Портреты А.С. Пушкина и его друзей

  2. Сборники стихов А.С. Пушкина

Эпиграфы:

а) Трудно найти человека, который был бы таким верным и преданным другом, как Пушкин.

Н. Г. Чернышевский

б) Нет друга – ищи, а нашел – береги (пословица).

Задачи с позиции УУД

Предметные. Знать: основные периоды жизни и творче­ства А.С. Пушкина; содержание стихотво­рений «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Понимать: философский смысл, свободо­любивый, патриотический, гуманистиче­ский пафос стихотворений; мысли и чув­ства автора. Уметь: выразительно читать наизусть и анализировать стихотворения, опреде­лять их темы и идеи; находить в поэти­ческих текстах изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений; строить аргументированные высказывания на основе прочитанного.

Метапредметные. Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Организация класса

Организация работы

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы

на рабочем месте, демонстрируют

готовность к уроку.

Опрос по домашнему заданию

 1. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

Выразительно читают.

Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом, чтобы определить тему урока.

Проецирую эпиграф на экран.


























































Сообщения учащихся.

Вступительное слово учителя:

Проблемный вопрос: что такое настоящая дружба, может ли это понятие с годами меняться?

Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей.

Четырехэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным (репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»).

4 слайд. «Пушкин на экзамене».

-Лицей, действительно, стал родным домом для лицеистов, воспоминания о Лицее помогали им, поддерживали в трудную минуту.

Первый выпуск состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной жизни.

в ) - Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. Давайте познакомимся с ними.

Я расскажу вам историю одного класса. Класс как класс. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе шесть лет, с двенадцати до восемнадцати. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: « Люди 19 октября», « Пушкинский выпуск». Воспитанники лицея должны были прожить там все шесть лет безвыездно. Запрещались даже отпуска на каникулы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Осень 1811 года – Царское Село. Открытие Лицея. Его первый набор. Вскоре после поступления все лицеисты, как водится, наделили друг друга прозвищами. Кюхельбекера называли «Виля», «Кюхля». Антон Дельвиг – «Тося». Константин Данзас – «Медведь». За то, что одновременно отчаянный и какой-то флегматичный. Иван Пущин, за высокий рост – «Большой Жано». Александр Пушкин. «Француз» - французский уже тогда знал не хуже русского, а еще «Егоза» - за веселость и подвижность.

"Становление пера" поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Потребность в постоянном живом общении развилась у Пушкина в настоящую духовную жажду, и ни от чего он так остро не страдал, как от долгой разлуки с друзьями. И как бурно, по–детски искренне радовался он встречи с ними. Как щедро дарил им себя, свое сердце! Как трогательно умел он восхищаться друзьями, как полно жил их радостями и невзгодами! Как отзывчив он на каждое искреннее проявление дружеского участия и как сторицей вознаграждает каждый сердечный дружеский порыв!

2.Жанр дружеского послания - один из типично "пушкинских". Вопрос: Какой жанр мы называем посланием?

Проецирую термин на экран.

Комментарий учителя, записи в тетради:

Вопрос: Кому А. С. Пушкин адресует свои послания?

(Дружбу с товарищами юности: Пущиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Пушкин пронес через всю свою жизнь).































Учитель: "...если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта - товарища, достояние России" - сказал Пущин, узнав о смерти Пушкина.

















О творчестве А. С. Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного "Кюхлю". Кто он?

























О чём это стихотворение?

Каким настроением проникнуты строки?


Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба- это счастье, а почему горе? (Уход лицеистов из жизни).

5. Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз".

В стихотворении «19 октября 1825 года» поэт славит верную нерушимую дружбу, которая прошла через все испытания.

Анализ отрывка из стихотворения "19 октября" - манифеста дружбы.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас не бросила нас судьбина,

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Слово учителя.

Таким образом, вызывает восхищение верная братская дружба, которую Пушкин и друзья его юности пронесли через годы жестоких испытаний; уважение к жизненному подвигу этого поколения, к их высоким идеалам, к их мужеству и благородству.

Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера.

И вот опять Лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет.

Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши;

Не выпьет с вами он заздравной чаши:

Он воспарил к заоблачным друзьям.


Просмотр презентации















Просмотр презентации, запись в тетрадь основных положений




























ПОСЛАНИЕ - произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе . "Дружеское послание" было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.



Ответы учащихся.


Иван Пущин уже в Лицее оказывал большое влияние на своего гениального друга. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «товарищ милый, друг прямой»- так трогательно обращается поэт к Пущину. Когда Пущин узнал, что его опальный друг в ссылке в Михайловском, он, пренебрегая запретами, поехал его навестить. И вот счастливая, трогательная минута встречи друзей: однажды ранним утром колокольчик зазвонил в воротах Михайловского, лошади протащили сани прямо к крыльцу и «засели в снегу нерасчищенного двора».

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный, ты в день его Лицея превратил.

Увы, это была последняя встреча друзей. И когда Иван Пущин, в свою очередь, оказался в изгнании, как активный участник восстания декабристов, в сибирском остроге, Пушкин тоже не без риска прислал ему слова сердечного привета.

Мой первый друг, мой друг бесценный

И я судьбу благословил,

Когда мой друг уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе моей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826 г.)

Дельвиг.

Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Он отправляет в редакцию журнала "Вестник Европы" пушкинскую рукопись стихотворения "К другу стихотворцу". Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.

Дельвиг посетил Пушкина в Михайловском. Гостеприимный, великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить всех, его окружающих, хотя гениальным поэтом он не был. Дельвиг умер, едва перешагнув за тридцатилетие. Никто не ожидал столь ранней смерти Дельвига. Трудно себе представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: «Ужасное известие получил я в воскесение… Вот первая смерть, мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига». «Он был лучшим из нас, наши ряды начинают редеть».)

Кюхельбекер.

С Кюхлей у Пушкина сложились еще в с Лицея иные дружеские отношения, чем с Пущиным. К этому нескладно строенному, вечно попадающему в комические и нелепые ситуации человеку, словно родившемуся неудачником и фанатично влюбленному в поэзию, Пушкин относился насмешливо, но тем не менее всегда трогательно и заботливо

Одно стихотворение кончалось так:

Вильгельм, прочти свои стихи

Чтоб мне заснуть скорее.

Кюхельбекер обижался смертельно, приходил в бешенство, но так же скоро и остывал, продолжая нежно любить Пушкина.

Покидая Лицей, Пушкин прочел Кюхле посвященную ему «Разлуку», которая растрогала адресата до слез:

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, нам верный круг…

Прости! Где б я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?)

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!




IV. итог урока. Рефлексия.


Подводя итог уроку, хочу, чтобы вы ответили на вопросы.

- Было ли вам интересно?

- Что из того, что вы услышали на уроке для вас не ново?

- А что узнали нового?

- Что такое послание?

- Назовите лицейских друзей А.С.Пушкина?





V.Домашнее задание:


1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина о дружбе и друзьях по выбору.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!