СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен стихотворению Н. А. Некрасова "Крестьянские дети". Цель работы — познакомить учащихся с идейно-тематической направленностью стихотворения «Крестьянские дети», выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении, воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, показать связь произведения с костромской землей, формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям,  работы с иллюстрациями, лексической работы;  формировать гуманистическое мировоззрение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС

Учебный предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели урока: познакомить учащихся с идейно-тематической направленностью стихотворения «Крестьянские дети», выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении, воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, показать связь произведения с костромской землей, формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, работы с иллюстрациями, лексической работы; формировать гуманистическое мировоззрение.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Технологии и методы работы: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, РКМЧП, проблемное обучение.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник.

Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Ресурсы сети Интернет:

Литературные имена (http://www.library.ru)

Социальная сеть работников образования (http://www.nsportal.ru)

Ход урока


Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Предварительная подготовка

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! Рада видеть ваше хорошее настроение, пытливые глаза и, надеюсь, желание работать.

Приветствие, проверка

готовности к уроку



Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества на значимом уровне с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).


2. Самоопределение деятельности

Цель этапа: включение в деятельность

- Открою вам небольшой секрет. Мы, взрослые, смотрим на вас, радуемся и немного завидуем. Ведь вы проживаете удивительную пору своей жизни, которая называется детство. А какой смысл в это понятие вкладываете вы? Расскажите об этом! Составьте синквейн на тему «Детство».


Слушают, составляют синквейн

Поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К).

3. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии

Цель этапа: актуализация знаний

- Давайте проверим вашу работу. Каким свое детство видят школьники 21 века?

Дома вы прочитали стихотворение замечательного поэта Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Что объединяет ваш синквейн и произведение поэта 19 века?

Сопоставляют, делают вывод, составляют высказывание

Умение на основе анализа объектов делать выводы (П); умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р); мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л).

4. Постановка учебных задач

- Я думаю, теперь вы сможете сформулировать тему нашего урока (слайд 1).

Какую цель вы перед собой ставите?

Постановка учебных задач.

Н. А Некрасов очень любил детей и посвятил им многие свои стихотворения. Но особое место среди них занимает стихотворение «Крестьянские дети» (слайд 3). Как вы понимаете эти строки? В конце урока мы вернемся к ним.

- Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Я предлагаю вам окунуться в творческую лабораторию поэта, чтобы понять, как он рисует детство крестьянских детей.

- Ребята, а разве можно рисовать с помощью слова? Давайте обратимся к репродукции картины (слайд 4). Что объединяет эти два разных произведения искусства? А чем они отличаются?

Какие средства использовал художник слова, чтобы донести до нас свою мысль?

Формулируют тему и цель урока




















Делают вывод о том, что литература, как и музыка, живопись, – искусство (разные средства создания произведений искусства: ноты, краски, слова).

Умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы (П) умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно (К); умение оформлять свои мысли в устной форме (К); оценивать учебные действия (Р).



Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К).

Извлечение информации из различных источников (К). активизация мышления при рассматривании картин (П).


5. Организация взаимодействия

Цель: применение и добывание знаний, развитие читательских умений, обеспечение способов действий учащихся

Беседа по вопросам:

- Дома вы познакомились с содержанием стихотворения «Крестьянские дети». Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Тогда в ходе работы над текстом найдите границы частей и озаглавьте их одним предложением. К концу нашей работы у каждой группы должен получиться план, в котором должны быть отражены названия основных частей лирического произведения.

Оцените работу группы и свою работу в ней по плану.

Работа в группах. Составляют план в процессе беседы по содержанию текста стихотворения:

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

Встреча поэта с «мужичком» Власом.

5.Представление Фингала для деревенских зрителей.

6.Гроза разлучает с крестьянскими детьми.

Учащиеся дают оценку работы группы.


Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).


6. Работа с образовательными ресурсами

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного закрепления материала

- Каким вы представляете лирического героя произведения, от лица которого ведется рассказ? Безусовно, в нем много черт самого автора произведения – Н.А.Некрасова (слайд 5).

Постановка проблемного вопроса.

Почему, родившись в дворянской семье, поэт свое стихотворение посвящает крестьянским детям?

- Работа с презентацией. Сообщение учителя «Связь творчества Н.А.Некрасова с Костромским краем. Костромские истоки стихотворения «Крестьянские дети».

- Жизнь Н. А. Некрасова неразрывно связана с Костромским краем, сыгравшем в жизни поэта очень важную роль. Родовая усадьба Некрасовых Грешнево находилась вблизи от границы Ярославской и Костромской губерний. Противоположный, лежащий напротив Грешнева, правый берег Волги относился уже к Костромскому уезду. В Костроме началась военная служба отца поэта, А. С. Некрасова, который и позднее часто бывал здесь. Н. Н.А. Некрасов был связан с Костромским краем на протяжении значительной части своей жизни: он многократно приезжал в губернский город, охотился в лесах и болотах по реке Костроме, посещал многие селения Костромского и Буйского уездов. Документально известно, что поэт бывал в деревнях Шоде и Вёжи, селах Мисково и Жарки; не вызывает сомнений, что он посещал села Саметь, Шунгу, Спас-Вёжи (Спас), Сущево, Куниково, Пустынь и др. На костромском материале Некрасов написал ряд наиболее известных своих произведений: «Коробейники», «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы». Костромские впечатления нашли своё отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Не случайно в 1921 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, историк Н. Н. Виноградов отмечал, что Некрасова по праву можно считать «костромским писателем». С этим утверждением нельзя не согласиться.

Некрасов был близко знаком со многими уроженцами Костромской губернии. Наиболее известным среди них является «друг-приятель» поэта Гаврила Яковлевич Захаров, крестьянин деревни Шода Костромского уезда (ныне – Костромского района) (слайд 7). В разговоре дети упомянули Гаврилу Яковлевича. Один из мальчиков сказал:

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой.

Сарай, в котором задремал поэт, явно находился в Шоде, раз дети, рассматривавши Некрасова, знают Гаврилу Яковлевича. Стихотворение «Крестьянские дети» особо дорого нам еще и потому, что неразрывно связано с Костромской землей

- Рассказ о детских годах Некрасова, знакомство с его биографией поможет нам ответить на следующий вопрос:

- Каким было отношение лирического героя стихотворения к крестьянским детям?


- Какое слово передает настроение героя, возникшее при встрече с крестьянскими ребятами?

- Найдите строки, в которых говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кого встретил Некрасов?

- В каких строках звучит поэзия крестьянского труда?

- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?

- А что означает выражение «въезжает царем»?




- Каков смысл строчек: «Но вырастет он, если Богу угодно, /А сгибнуть ничто не мешает ему»? Подберите синонимы к слову «сгибнуть».

-О каких двух сторонах жизни крестьянского ребенка заставляет задуматься нас автор?

- А сейчас посмотрите на иллюстрацию А.И. Лебедева. Какой эпизод стихотворения изобразил художник? (слайд 9) Прочитайте его.


- Данный отрывок – это только составляющая часть большого стихотворения. Благодаря ему мы знакомимся с одним днем из жизни крестьянского мальчика. О чем размышляет автор, рассказывая историю «малюточки Власа»?

- Каково значение выражения «зимнего солнца холодный огонь»?

- А какие чувства испытывает автор?

- Состояние рассказчика и мальчика Власа передано с помощью художественного приема – оксюморона. Оксюморон – (греч. – острая глупость) – сочетание противоречивых понятий (холодное солнце, мучительно мило). Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его подлинной значимостью.

- Дочитаем стихотворение до конца. Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения? С чем это связано?

- Сравните с началом стихотворения. Есть ли различия?












- В начале нашего урока вы составляли синквейн на тему «Детство». Проанализировав стихотворение, составьте кластер «Мир детства крестьянских детей в стихотворении Н.А. Некрасова»


Отвечают. Рассматривают портреты поэта.

- Рассказчик – герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми.




Индивидуальное домашнее задание. «Детство Н.А. Некрасова, проведенное в селе Грешнево Ярославской губернии».

- Ответом на этот вопрос послужит одно из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие

преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…». Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее: «…Надо сказать, что Некрасов - мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие: … Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость». Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая. И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве

(слайд 6).




































- Он любит «милых плутов», вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей.

- Умиленье.




- Маленького мальчика.

«Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно…»

Он «в деревню въезжает царем».


- Ванюша понимает значимость крестьянского труда и испытывает гордость от причастности к общему делу, и поэтому чувствует себя «царем»

Сгибнуть – погибнуть, пропасть, исчезнуть, умереть.




Крестьянский ребенок лишен родительского внимания и опеки и легко может погибнуть, оставшись один на один с опасностью в лесу или на реке. Тяжелый крестьянский труд также отнимает много сил.



Рассматривают иллюстрацию. Находят и выразительно читают отрывок по ролям от слов «Однажды в студеную зимнюю пору…» до «Проводит вас в недра землицы родной». «Малюточка Влас» – образ живого мальчика, который воплотил в себе серьезное и строгое отношение к труду и понимание чувства долга перед семьей.






Записывают определение «оксюморон» в тетрадь по литературе.







Выразительно читают от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу» и до конца стихотворения.

- Эти строки вызывают чувство радости и печали, грусти. Это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы.

- Начало и конец стихотворения составляют одну картину. Между лирическим героем и детьми уже нет никаких преград. Он находится в кругу единомышленников, разделяющих его чувства к крестьянским ребятишкам. Различия в том, что много смеха и радости.

  • Составляют кластер, делают вывод об идее стихотворения.

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Лич). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).















































































Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).




































































Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л).


7. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?

- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?

- Удалось ли поэту это?

- А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

- Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Удалось ли нам ее достичь?

- Оцените свою работу на уроке, используя прием «Недописанное предложение» 1.Я узнал, что__________________________


2. Мне захотелось ________________________

3. Я понял, что ________________________

4. Теперь я ________________________

5. Самым интересным в процессе работы было ________________________

6. Самым трудным в процессе работы было ________________________


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

8. Домашнее задание

Выберите домашнее задание:

1. Первоначально Н.А.Некрасов хотел назвать стихотворение «Детская комедия». Какое из данных названий отражает тему и идею произведения? (Проблемный вопрос)

2. О чем я расспросил крестьянских детей и о чем рассказал, если бы встретился с ними (Творческая работа).

3. Иллюстрация к стихотворению.

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!