2. | . Актуализация знаний. | Организация работы над эпиграфом. Зло исцеляют противоположным.(Вольтер) -Прочитайте высказыванние Вольтера.Объясните смысл.Чем можно излечить зло?Назовите противопоставление. -Послушайте притчу. -Когда-то давным –давно жил Человек на свете и не знал,что существует на земле Добро и Зло.Отправился человек дорогу,встретилась ему на пути гора.На вершине горы стояли два сосуда.Один сосуд был наполнен Добром,ругой-Злом.Заинтересовало Человека содержимое сосудов,решив он заглянуть вовнутрь и узнать ,что же такое добро и Зло.Разбил он кувшины,перемешалось всё содеоржимое.Наполнило содержимое кувшинов душу человека.Живёт человек и не знает, так что же добро и зло,чего в душе больше. -Что такое добро,Зло? Работа в парах. -Посоветуйтесь с соедом по парте и ответьте ,что такое добро,зло. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям. Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. (школьный философский словарь) Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье. «Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля) -Как мы можем понять добрый человек или злой.(Судим по поступкам) Приведите примеры добрых и злых поступков. | Учащиеся высказывают своё мнение.
Формулируют тему урока. Слушают притчу.
Учащиеся обсуждают в прах ответ,делают записи. |
Познавательные:умение определять понятия, устанавливать аналогии Познавательные:умение пользоваться различными источниками информации (словари, энциклопедии, справочники) Коммуникативные:уме-ние доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
3 | Формулирование темы и цели урока | -На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.Положительные герои олицетворяют добро,отрицательные –зло. Приведите примеры из народных сказок положительных героев отрицательных . -Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”? - Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? -О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. -Чему мы будем учиться? - -Каково отношение автора к героиням? | Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
Царицы,царевны. Высказывают своё мнение,формулирут тему и цель урока. Сравнивать образы героев,анализируя текст. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
| 4.Работа по теме урока. | -Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе,давайте рассмотрим новое определение.Что значит сравнить? Литературный словарь дает следующее определение. Сравнение-это образное определение предмета.В сравнении непременно содержится два элемента:то,что сравниванется, ито,с кем сравнивается.Сравнить –это значит ,найти сходства и различия. -Определите по каким признакам мы можем сравнить обеих героинь. -внешность -характер -отношение к другим героям сказки(приложение 1) Класс делит на 4 группы.2 группы составляют характеристику царены,2-царицы. Проверка. Назовите схожие черты вешности. -Что вы можете сказать о характере царицы. -Объясните значене слова «ломлива» -Назовите предмет,к которому царица благосколнна и даже мила.(зеркало). -Как реагирут царица на похвалу зеркала? -Почему царевна всегда к нему обращается?(чтобы ещё раз услышать ,что именно она всех прекрасна) -А какой еще черте характера,свойственной царице. можно говорить( она не уверена в себе) --Почему же зеркало быо разбито? -Какие чувства испытывала царевна в этот момент? -Какие чувства толкнули царицу погубить царену? -Обладает ли добрый человек такими чувствами? -Какой вывод можно сделать. -Кому даёт наказание погубить царевну?(Чернавке) -Этот персонаж в сказке положительный или отрицательный? -Докажите свою точку зрения. -Кто же тогда в сказке помогает царице?(никто,у зла нет помошников) С.97.-С какого слова начинается рассказ о царевне?Почему мы видим союз «но»?(автор противопоствляе одну героиню другой) Идет противопоставление доброты царевне злобе царицы. -Какие средства выразительност использует авотр,показывая образы царицы и царевны?(сравнение и,антитеза) -Сделайте вывод. -Как же описывается царевна в сказке.Прочитайте ,что вы записали. -А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? -Вспомните,какой герой сказки обладает настоящей верностью,светлой.,лишённой зависти,черных замыслов?Он ради любви жертвует своей жизнью.Найдите прочитайтекак Соколко встречает царевну.?(стр.100) -Прочитайте как вела себя царевна в тереме богатырей? -О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?Как относились богатыри к царевне? Рассказ учителя. - Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность, - Можем ли про Царицу сказать, что она трудолюбивая? ( Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало любуется Чтение эпизода «Между тем царица злая..» до слдов «Иль царевну погубить..» -Почему в этом эпизоде 2 раза повторяются слова «царица злая»? Анализ эпизода « Раз Царевна молодая..» - Кто приходит к Царевне с целью погубить её? ( Царица, переодетая монахиней) -Прочитайте как автор называет черницу?(старушонка)Какаой суффикс вносит значения пренебрежительного отношения?-А как царевна к ней относится?( с почтением,как к любому старому человеку» -Почему так подробно автор описывает яблоко?Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини?В каких строчках проявляется отношение автор к героине? -Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Какую роль они выполняют? - Получается, что Зло победило? Царица очень рада, что устранила соперницу. Так ли это? Кто помог в сказке победить зло? (Елисей,которому помогали силы природы) -Почему царевну смог спасти толко королевич Елисей? (потому что он любил царевну, был преданным,верным,настойчивым в поисках своей невесты) --А что происходит со злой царицей? -Какой вывод можно сделать. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти..Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность. Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны. |
Записывают определение в тетрадь.
Внешность,характер,отношение к ней других персонажей сказки. Оформляют таблицу в тетради. Учащиеся работают в группе.
Обе внешне красивы Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников В ходе анализа дописывают черты характера,свойственные царице.Учащиеся 1 и 3 групп таблицу заполняют по диктовку.
Царица красива внешне,но лишена внутренней душевной красоты. Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников | Познавательные:умение наблюдать, читать, слушать,умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Коммуникативные:уме-ние формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Познавательные:умение применять смысловое чтение. Коммуникативные:уме-ние с достаточной полнотой выражать свои мысли Ползнавательные:поиск и выделение нужной информации |