СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме "Противоборство сил добра и зла в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях"А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологичекая карта урока по теме "Противоборство сил добра и зла в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "Противоборство сил добра и зла в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях"А.С.Пушкина»


Технологическая карта урока

Урок:литература

Класс:5

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Тип урока: освоение новых знаний

Учитель:Базина Татьяна Викторовна


Цель:выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,смысл противопоставления злой царицы и царевны,красоты внешней и внутренней,роли художественно-изобразительных средств в сказке

Задачи:

обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;
развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;
воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал (карточки для работы).,словари

Авторы учебник «Литература.5 класс:В.Я .Коровина,В.П.Журавлёв,В.И.Коровин

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Беседа, рассказ, проблемный вопрос, работа со словарем.

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


«Толковый словарь»



Методические рекомендации к уроку


Компьютер, мультимедийный проектор.

сказка, добро и зло,сравнение,противопоставление,антитеза.



Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Знать содержание прочитанного произведения,уметь воспринимать и анализировать текст,формулировать идею,проблематику произведения,давать характеристику героям.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на оснвое жудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем оснвной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, уважение к старшим.)

















Технологическая карта урока (45 минут)

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.








Организа-ционный момент.

.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


Приветствуют учителя, демонстрируют готовность

к уроку.


.

2.

.

Актуализация знаний.

Организация работы над эпиграфом.

Зло исцеляют противоположным.(Вольтер)

-Прочитайте высказыванние Вольтера.Объясните смысл.Чем можно излечить зло?Назовите противопоставление.

-Послушайте притчу.

-Когда-то давным –давно жил Человек на свете и не знал,что существует на земле Добро и Зло.Отправился человек дорогу,встретилась ему на пути гора.На вершине горы стояли два сосуда.Один сосуд был наполнен Добром,ругой-Злом.Заинтересовало Человека содержимое сосудов,решив он заглянуть вовнутрь и узнать ,что же такое добро и Зло.Разбил он кувшины,перемешалось всё содеоржимое.Наполнило содержимое кувшинов душу человека.Живёт человек и не знает, так что же добро и зло,чего в душе больше.

-Что такое добро,Зло?

Работа в парах.

-Посоветуйтесь с соедом по парте и ответьте ,что такое добро,зло.

Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку,

с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

(школьный философский словарь)

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля)

-Как мы можем понять добрый человек или злой.(Судим по поступкам)

Приведите примеры добрых и злых поступков.

Учащиеся высказывают своё мнение.



Формулируют тему урока.

Слушают притчу.











Учащиеся обсуждают в прах ответ,делают записи.


































Познавательные:умение определять понятия, устанавливать аналогии




Познавательные:умение пользоваться различными источниками информации (словари, энциклопедии, справочники)

Коммуникативные:уме-ние доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.



3

Формулирование темы и цели урока

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.Положительные герои олицетворяют добро,отрицательные –зло. Приведите примеры из народных сказок положительных героев отрицательных .

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

-О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Чему мы будем учиться?

- -Каково отношение автора к героиням?

Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников











Царицы,царевны.

Высказывают своё мнение,формулирут тему и цель урока.

Сравнивать образы героев,анализируя текст.











Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу


4.Работа по теме урока.

-Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе,давайте рассмотрим новое определение.Что значит сравнить?

Литературный словарь дает следующее определение.

Сравнение-это образное определение предмета.В сравнении непременно содержится два элемента:то,что сравниванется, ито,с кем сравнивается.Сравнить –это значит ,найти сходства и различия.

-Определите по каким признакам мы можем сравнить обеих героинь.

-внешность

-характер

-отношение к другим героям сказки(приложение 1)

Класс делит на 4 группы.2 группы составляют характеристику царены,2-царицы.

Проверка.

Назовите схожие черты вешности.

-Что вы можете сказать о характере царицы.

-Объясните значене слова «ломлива»

-Назовите предмет,к которому царица благосколнна и даже мила.(зеркало).

-Как реагирут царица на похвалу зеркала?

-Почему царевна всегда к нему обращается?(чтобы ещё раз услышать ,что именно она всех прекрасна)

-А какой еще черте характера,свойственной царице. можно говорить( она не уверена в себе)

--Почему же зеркало быо разбито?

-Какие чувства испытывала царевна в этот момент?

-Какие чувства толкнули царицу погубить царену?

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

-Какой вывод можно сделать.

-Кому даёт наказание погубить царевну?(Чернавке)

-Этот персонаж в сказке положительный или отрицательный?

-Докажите свою точку зрения.

-Кто же тогда в сказке помогает царице?(никто,у зла нет помошников)

С.97.-С какого слова начинается рассказ о царевне?Почему мы видим союз «но»?(автор противопоствляе одну героиню другой) Идет противопоставление доброты царевне злобе царицы.

-Какие средства выразительност использует авотр,показывая образы царицы и царевны?(сравнение и,антитеза)

-Сделайте вывод.


-Как же описывается царевна в сказке.Прочитайте ,что вы записали.


-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

-Вспомните,какой герой сказки обладает настоящей верностью,светлой.,лишённой зависти,черных замыслов?Он ради любви жертвует своей жизнью.Найдите прочитайтекак Соколко встречает царевну.?(стр.100)

-Прочитайте как вела себя царевна в тереме богатырей?

-О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?Как относились богатыри к царевне?

Рассказ учителя.

- Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность,


- Можем ли про Царицу сказать, что она трудолюбивая?

( Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало любуется

Чтение эпизода «Между тем царица злая..» до слдов «Иль царевну погубить..»

-Почему в этом эпизоде 2 раза повторяются слова «царица злая»?

Анализ эпизода « Раз Царевна молодая..»

- Кто приходит к Царевне с целью погубить её?

( Царица, переодетая монахиней)

-Прочитайте как автор называет черницу?(старушонка)Какаой суффикс вносит значения пренебрежительного отношения?-А как царевна к ней относится?( с почтением,как к любому старому человеку»

-Почему так подробно автор описывает яблоко?Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини?В каких строчках проявляется отношение автор к героине?

-Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Какую роль они выполняют?


- Получается, что Зло победило? Царица очень рада, что устранила соперницу. Так ли это? Кто помог в сказке победить зло?

(Елисей,которому помогали силы природы)

-Почему царевну смог спасти толко королевич Елисей?

(потому что он любил царевну, был преданным,верным,настойчивым в поисках своей невесты)

--А что происходит со злой царицей?

-Какой вывод можно сделать. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти..Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.






Записывают определение в тетрадь.



Внешность,характер,отношение к ней других персонажей сказки.

Оформляют таблицу в тетради.

Учащиеся работают в группе.



Обе внешне красивы

Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников

В ходе анализа дописывают черты характера,свойственные царице.Учащиеся 1 и 3 групп таблицу заполняют по диктовку.
























Царица красива внешне,но лишена внутренней душевной красоты.

Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников


Познавательные:умение наблюдать, читать, слушать,умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.




Коммуникативные:уме-ние формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Познавательные:умение применять смысловое чтение.





Коммуникативные:уме-ние с достаточной полнотой выражать свои мысли








Ползнавательные:поиск и выделение нужной информации



Рефлексия.

Скажите,а всегда ли в жизни добро побеждает зло? Прочитайте ещё раз эпиграф.Можно ли назло отвечать злом?Как реагировать на зло?Что мы можем сделать в жизни,чтобы не дать злу победить,а исцелить зло добром?

Восстановите текст.(Приложение 2)


В сказке А.С.Пушкина есть____и ____ герои..Царица-это_______________.Царевна-___________________.Добрый человек по храктеру-________,____________,___________.

Его можно отличить по поступкам,по отношению к окружающим.Нам всегда хочется видеть вокруг себя_______людей.Таких людей___________.Недобрым,злым людям надо(выбрать вариант ответа,либо назвать свой_

  • На злобу отвечать злобой

  • Таких людей понять,поддержать,чтобы самому не быть похожим на них

  • зло само себя накажет


Личностные:нравственно-этическая ориентация


Д/з

- Составьте синквейн по этой сказке.

1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………....

4……………………………………………………………………………….

5……………………………………………………………………………….



Приложение 1.

Герои

Царица

Царевна

Внеший вид.




Черты характера



Отношение к други героям.






В сказке А.С.Пушкина есть____и ____ герои..Царица-это_______________.Царевна-___________________.Добрый человек по храктеру-________,____________,___________.

Его можно отличить по поступкам,по отношению к окружающим.Нам всегда хочется видеть вокруг себя_______людей.Таких людей___________.Недобрым,злым людям надо (выбрать вариант ответа,либо назвать свой)

  • На злобу отвечать злобой

  • Таких людей понять,поддержать,чтобы самому не быть похожим на них

  • Зло смо себя накажет

  • _________________________________________________________________

Приложение 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!