СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 11-ом классе по теме:"Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока литературы в 11-ом классе по теме : "Анализ поэмы А.Ахматовой "Реквием".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 11-ом классе по теме:"Анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием».»

Предмет: литература

Класс:11

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологическая карта изучения темы




Тема:

Анализ поэмы «Реквием»

Цели и задачи урока:

Образовательные : заинтересовать обучающихся личностью А. Ахматовой, увлечь её поэтическим творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира, поэтической манеры; способствовать выработке умения определять стилевое своеобразие поэтессы; совершенствовать навыки аналитической работы при анализе поэмы.

Развивающие: развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности обучающегося, способность видеть и понимать подтекст поэмы, оформлять свои чувства и ощущения в грамотную речевую форму, умение активно мыслить, навыки самоанализа, умение анализировать произведения, способствовать освоению информационной компетентности.

Воспитательные: способствовать пробуждению патриотических чувств у обучающихся, утверждению ценности человеческой жизни и мира, который создает личность, укреплению читательского интереса к поэзии А.Аматовой.


Планируемые результаты:


предметные


Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства


личностные

Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

метапредметные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ресурсы

Учебник, интернет

Деятельность учащихся

Лексическая работа, выразительное чтение, беседа, обобщения учащихся, работа с текстом

Форма урока:


- фронтальная

- индивидуальная




Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент(1)

Здравствуйте! Приятно видеть вас сегодня! Поприветствуем гостей. Улыбнитесь, подарите очаровательную улыбку гостям, соседу. Итак, все готовы к уроку?

Начинаем урок


Проверяют готовность к уроку

2. Актуализация знаний(10 минут)

Вступительная беседа. Тема нашего урока : Анализ поэмы А.Ахматовой «Реквием».

Записываем в тетради: Число. Классная работа. Тема

Проверим дом.задание. Повторяем.

Учащиеся отвечают.

Рассказывают о творчестве А.Ахматовой.


3. Формулирование темы урока, постановка цели(1 мин.)

Сегодня мы поговорим о поэме А.Ахматовой «Реквием».



III. Изучение нового(25мин)

Анализ поэмы

Прежде чем проанализировать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

1.Название

— Что такое "реквием"? Это католическая церковная служба по усопшему(в буквальном переводе –просьба о покое.

Обоснование выбора названия поэмы

—Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)

Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из "Реквиема" Моцарта — "Лакримозу". Это одно из любимых произведений Анны Андреевны. ЗВУЧИТ МУЗЫКА

— Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка...)

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

«Реквием» Ахматовой – это плач и память. Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах.

2.История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы – ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

3.Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой как собственная , личная трагедия. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

4.Идея:

Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают  идею? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".) Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, чему учит Ахматова в своей поэме.

5..Композиция

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.

  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.

  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.

  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.

  • 8 стих – мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.

  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.

  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.

  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

6.Жанр

Литературный жанр произведения – поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

7.Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

8.Средства худ.выразительности («Посвящение»)

Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)

—Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")

.

Индивидуальная работа с записями, коллективное прослушивание, ответы на вопросы










Прослушивают отрывок из "Реквиема" Моцарта — "Лакримозу

IV. Закрепление нового(3 мин)

9. Отношение к прочитанному.


Записывают самостоятельно. Проверяют.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(5 мин)


(Самооценка результатов своей деятельности, осознание применения новых знаний, умений и навыков)

О чем заставила задуматься нас поэма «Реквием»?

Сегодня на уроке…

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Арестованный сын — боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов...

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Эпиграф к поэме написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

Отвечают на вопросы.

Подводят итог.

Домашнее задание

Собирание материалов к сочинению

Учебник с.262,электронные ресурсы с.263



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!