СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме " Н. В. Гоголь " Заколдованное место".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - урок изучение нового материала.  Учащиеся знакомятся с художественными  особенностями ранней прозы Н.В. Гоголя, с повестью  " Заколдованное место".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме " Н. В. Гоголь " Заколдованное место".»


Технологическая карта урока


Учитель: Лебедева Светлана Фёдоровна

Предмет: литература

Класс/Дата: 5а класс, 15.11.22 год

Тема урока : Н.В. Гоголь «Заколдованное место»


Цели для ученика:

1.Углубить знания о раннем творчестве писателя;

2.Познакомиться с повестью " Заколдованное место";

3. Узнать значение неизвестных слов;

4. Узнать, что такое быль, фантастика, легенда.

Цели для учителя:

Образовательные:

- формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,

- прививать интерес к чтению,

- объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический, 

Развивающие:

-развитие речи через монологические полные ответы,  через умение объяснять свою позицию;

-развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей;

-развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности;

-развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

Воспитательные :

- воспитание любви к предмету, к чтению;

- воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу.

Тип урока:  изучение нового материала



Форма урока: беседа, проблемный урок



Формы контроля: фронтальный опрос, чтение текста, рассказ ученика




Домашнее задание: приготовиться к контрольной работе по литературе первой половины 19 века.





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный

момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Действие смыслообразования (Л)

2. Постановка цели и задач урока.


- Дома вы читали повесть «Заколдованное место». Кто ее написал? - О чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке?


Постановка проблемы урока.

В чем состоит главная особенность этого произведения?

- Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?


Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Н.В. Гоголь

Выдвигают предположения о теме урока

Целеполагание, планирование учебной деятельности (Р) Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; (П) Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание (Л)

Ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование (Р)

построение речевого высказывания (П)

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы(К)

3. Новый материал.

Работа над содержанием повести

Организует работу с текстом произведения.


- Итак, тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Мы должны с вами разобраться, где в повести реальность, а где фантастика.

Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. У Гоголя очень много произведений, содержащих и фантастику.

В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах»)

Обратимся к тексту

- С чего начинается произведение, прочитайте.

- Кто такой дьячок? Посмотрите словарь?

- А что такое быль? по-другому реальность


- А что такое фантастика? Как бы вы определили?





- А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально?

- Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте.

- Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование?

- А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это?

Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально!

- А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем?

- АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли».

- Кому захотелось поплясать?

- С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать?

- Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное?

- Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика?

- Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте.

- А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? Как бы вы его прочитали? С какой интонацией?

- Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая) стр. 181

Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст.



Отвечают устно на вопросы, находят ответы в тексте.














«Быль рассказанная дьячком ***ской церкви

церковнослужитель

Быль – рассказ о действительном происшествии.

Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира




Находят и читают отрывки из текста




























перемещение, эпизод со свечкой


где головы


Читают по ролям


Умение оценивать действие одноклассников (К).

Ценностно-смысловая ориентация (Л)







Построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение (П)











Умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи (Р)

4. Физминутка

Раз, два, три, четыре –

Руки вверх, руки шире!

Повернулись, улыбнулись!

Все присели, потянулись!

И готовы мы опять

Все задания выполнять!


Выполняют движения


5. Рефлексия учебной деятельности.


Подводит итоги, задаёт вопросы.

- Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают)

Закончите предложения:

Дед не получил богатства, потому что…

Не ищи в нечистой силе проку, потому что….

Так какой мы можем сделать вывод?


Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно. Благодарю вас за то, что помогали мне.


Отвечают на вопросы, делают вывод:



свяжешься с нечистью - хорошего не жди,

нечистым путем добытое богатство счастья не принесет.

Коррекция; оценка качества и уровня усвоения; ( Р)

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П) Умение оценивать действия одноклассников (К)

Смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (Л)





6. Выставление отметок.

Домашнее задание

( записано на доске).


Комментирует домашнее задание.


Записывают ДЗ в дневники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!