2. Постановка цели и задач урока. | - Дома вы читали повесть «Заколдованное место». Кто ее написал? - О чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? Постановка проблемы урока. - В чем состоит главная особенность этого произведения? - Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее? | Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Н.В. Гоголь Выдвигают предположения о теме урока | Целеполагание, планирование учебной деятельности (Р) Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; (П) Умение оформлять свои мысли в устной форме (К) самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание (Л) Ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование (Р) построение речевого высказывания (П) Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы(К) |
3. Новый материал. Работа над содержанием повести | Организует работу с текстом произведения. - Итак, тема нашего урока: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Мы должны с вами разобраться, где в повести реальность, а где фантастика. Фантастическое для Николая Васильевича – одна из важнейших сторон народного мировоззрения. У Гоголя очень много произведений, содержащих и фантастику. В этом произведении использованы народные легенды и сказки о заколдованных местах (т.е. «обманных местах») Обратимся к тексту - С чего начинается произведение, прочитайте. - Кто такой дьячок? Посмотрите словарь? - А что такое быль? по-другому реальность - А что такое фантастика? Как бы вы определили? - А сейчас давайте разберемся, что здесь было в повести реально? - Мог ли дьячок рассказывать быль? Найдите момент в тексте, когда он начинает свой рассказ, прочитайте. - Найдите отрывок, где дьячок (рассказчик) обиделся на своих слушателей? А почему? Что нужно рассказчику, чтобы он смог начать свое повествование? - А найдите в тексте момент, в котором рассказывается о чумаках? Кто это такие? Реально это? Все, о чем мы сейчас говорили, это все реально! - А что еще реально? А эпизод с танцем? Давайте найдем, прочитаем? - АС. Пушкин называл жителей Украины того времени: «Племя поющее и пляшущее». Вот мы в тексте и прочитали с вами, что «ноги у деда не месте не стояли». - Кому захотелось поплясать? - С какого момента начинается фантастика? Прочитали весь фрагмент, а реально ли то, что дед в определенном месте не смог танцевать? - Почему у деда не получилось танцевать? Как автор назвал это место? (заколдованное) а что значит заколдованное? - Значит, с этого момента в повесть вплетается фантастика? - Так теперь поищем что фантастического в произведении, прочитайте в тексте. - А к какому месту в повести вы бы отнесли слова «жуть берет», т.е. очень страшно? Как бы вы его прочитали? С какой интонацией? - Прочитаем по ролям (Стал копать – земля мягкая) стр. 181 Обращаю внимание на авторские реплики, которые дают нам понять, как нужно прочитать текст. | Отвечают устно на вопросы, находят ответы в тексте. «Быль рассказанная дьячком ***ской церкви церковнослужитель Быль – рассказ о действительном происшествии. Фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира Находят и читают отрывки из текста перемещение, эпизод со свечкой где головы Читают по ролям | Умение оценивать действие одноклассников (К). Ценностно-смысловая ориентация (Л) Построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение (П) Умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи (Р) |
5. Рефлексия учебной деятельности. | Подводит итоги, задаёт вопросы. - Какой наказ (найдите в тексте) дает дед своим внукам? (читают) Закончите предложения: Дед не получил богатства, потому что… Не ищи в нечистой силе проку, потому что…. Так какой мы можем сделать вывод? Ребята, мы сегодня с вами очень хорошо поработали, было интересно. Благодарю вас за то, что помогали мне. | Отвечают на вопросы, делают вывод: свяжешься с нечистью - хорошего не жди, нечистым путем добытое богатство счастья не принесет. | Коррекция; оценка качества и уровня усвоения; ( Р) построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П) Умение оценивать действия одноклассников (К) Смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (Л) |