В познавательной (интеллектуальной) сфере: Умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией (в частности термином сюжет).
В ценностно-ориентационной сфере: Приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к произведению Н.В.Гоголя; развитие умения выражать свои мысли, оценить поступки героев; воспитание любви к книге.
В коммуникативной сфере: Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: Понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
| | познавательная | коммуникативная | регулятивная | |
Орг. момент | Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, изучая повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | Осуществляе-мые действия Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу | Формируе-мые | Осуществляемые действия Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу | Формируе-мые | Осуществляемые действия Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу | Формируемые | 1 мин |
Рефлексия эмоционального состояния. Актуализация знаний. | Выберете картину, которая соответствует вашему настроению в начале нашего урока. Домашним заданием было дочитать текст произведения, дома вы работали с определением сюжета. Давайте восстановим сюжет текста. Исправьте цитатный план и запишите его в тетрадь в нужном порядке, записываем только цифры. Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения. + определение сюжета по словарю Ожегова (проверка д/з) 1)«Два кума отправились в дорогу» 2) «Чёрт украл месяц» 3) «Оксана не могла налюбоваться собою» 4) «Зимняя, ясная ночь наступила» 5) «Мать кузнеца Вакулы» 6) «Больно поколотил проклятый кузнец» 7) «Пойду к запорожцу Пузатому Пацуку» 8) «Достань, кузнец, царские черевички, выйду за тебя замуж!» 9) «Кой чёрт, мешки стали как будто тяжелее прежнего!» - Проверьте себя по ключу (Слайд 5) | Делают краткие записи, слушают, рефлексируют своё эмоциональное состояние | учебно-познавательные | Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы. | Общеучебная, формулирова-ние ответов | Определяют для себя логически построенные ответы на вопросы | Принимают и сохраняют учебную задачу | 5 минут |
Постановка учебной задачи, определение темы. | - Давайте обратимся к высказыванию Н.В.Гоголя, которое он поместил перед сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». (Слайд 6 ) - О чём свидетельствует эта запись?(В повести много народных слов и выражений) - На доске вы видите слова, которые встретились в повести. Ваша задача – выбрать слово по лексическому значению, которое я буду давать, и вписать его в кроссворд. Сделав все правильно, мы с вами сможем определить тему урока. Готовы? Сформулируйте тему урока. - Продолжают высказывания, написанные на доске: Сегодня на уроке мы продолжим изучение… будем учиться анализировать… давать характеристику….. | Формулируют тему. Записывают число, тему. Формулируют тему, цель. Планируют деятельность. | Извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. | Обсуждают, готовят вопросы | Постановка вопросов, построение речевых высказываний | Планируют необходи-мые действия | Планирова-ние, действие в соответствии с планом | 7 минут |
Открытие нового знания. | Викторина *Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонкие. (Черт) (Слайд 9) *Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум) (Сайд 11) *Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана) (слайд 12) * Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха) (Слайд 13) *Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк) (Слайд 14) - Как вы думаете, почему в повести так много героев? - На какие 2 группы можно разделить всех героев? (положительные и отрицательные). - Кто из героев является положительными? Отрицательными? - Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них. Но прежде, чем это сделать, мне хотелось бы узнать, насколько вы прочувствовали каждого из них. Для этого нам необходимо объединиться в группы, работа в парах. | Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Оксана полюбила кузнеца. Да. | Общеучеб-ные, логические | Строят небольшие монологические высказыва-ния, рассуждаютработают группами | Построение речевых высказываний | Работают совместно с учителем и одноклассниками, действуют по плану | Планиров-ние, контроль своих действий | 4 мин |
Физкультминутка | | | | | | | | 4 мин |
1.Творческая практическая деятельность | На столах у вас лежат чистые листы, в центре которых вам надо расположить символ, с которым ассоциируется тот или иной герой (определяет учитель). Вокруг этого символа, как в кластере, записать слова, эпитеты, которые помогут в раскрытии основного характера героя. | Формулируют мысли, высказывают свою точку зрения, создают кластер | Общеучебные, логические | работают в парах | | Работают совместно с учителем и одноклассниками, действуют по плану | Планиров-ние, контроль своих действий | 10 мин |
1.1Защита проектов | Защита проектов | Читают и слушают, изучают чужие проекты, извлекая нужную информацию | Осуществляют совместную деятельность в парах, задают вопросы для уточнения последовательности работы | Решение конкретно-познаватель-ной задачи | Следят за учебными действиями, замечают допущенные ошибки | Правило контроля, использова-ние его в решении учебной задачи | | 5 мин |
Рефлексия | + оценка эмоционального состояния на конец урока | Формулируют ответы на вопросы | Высказыва-ют свою точку зрения | Умение сформировать собственные мысли, высказывания | | Планирова-ние действий | | |
Домашнее задание. | Характеристика героев по плану (по вариантам): 1. Вступление. Общая характеристика персонажа, его место в произведении 2.Описание внешности 3.Черты характера и поступки 4.Вывод Пересказ эпизодов (дополнительное) 1 – Встреча Вакулы и Пацюка; 2 – Полет Вакулы в Петербург. | Записывают домашнее задание. | | | | | | 1 мин |