СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему «Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сюжет. Герои повести»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему «Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сюжет. Герои повести»»

Тема: «Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сюжет. Герои повести»

Класс: 5

Предмет: литература

Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир Н.В. Гоголя на примере изучаемой повести; 2)формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст; 3) учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект; 4) создать ситуацию успеха.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к героям рассказа Н.В. Гоголя, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

  • Познавательные: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

  • Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в группе; проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере: Умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией (в частности термином сюжет).

  • В ценностно-ориентационной сфере: Приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к произведению Н.В.Гоголя; развитие умения выражать свои мысли, оценить поступки героев; воспитание любви к книге.

  • В коммуникативной сфере: Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

  • В эстетической сфере: Понимание образной природы литературы как словесного искусства, формирование эстетического вкуса.




Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Время



познавательная

коммуникативная

регулятивная


Орг. момент

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, изучая повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Осуществляе-мые

действия

Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу


Формируе-мые

Осуществляемые

действия

Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу


Формируе-мые

Осуществляемые

действия

Обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу


Формируемые

1 мин

Рефлексия эмоционального состояния. Актуализация знаний.

Выберете картину, которая соответствует вашему настроению в начале нашего урока.

Домашним заданием было дочитать текст произведения, дома вы работали с определением сюжета. Давайте восстановим сюжет текста. Исправьте цитатный план и запишите его в тетрадь в нужном порядке, записываем только цифры.

Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения. + определение сюжета по словарю Ожегова (проверка д/з)

1)«Два кума отправились в дорогу»

2) «Чёрт украл месяц»

3) «Оксана не могла налюбоваться собою»

4) «Зимняя, ясная ночь наступила»

5) «Мать кузнеца Вакулы»

6) «Больно поколотил проклятый кузнец»

7) «Пойду к запорожцу Пузатому Пацуку»

8) «Достань, кузнец, царские черевички, выйду за тебя замуж!»

9) «Кой чёрт, мешки стали как будто тяжелее прежнего!»

- Проверьте себя по ключу (Слайд 5)

Делают краткие записи, слушают, рефлексируют своё эмоциональное состояние


учебно-познавательные


Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы.


Общеучебная, формулирова-ние ответов


Определяют для себя логически построенные ответы на вопросы


Принимают и сохраняют учебную задачу


5 минут

Постановка учебной задачи, определение темы.


- Давайте обратимся к высказыванию Н.В.Гоголя, которое он поместил перед сборником повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны». (Слайд 6 )

- О чём свидетельствует эта запись?(В повести много народных слов и выражений)

- На доске вы видите слова, которые встретились в повести. Ваша задача – выбрать слово по лексическому значению, которое я буду давать, и вписать его в кроссворд. Сделав все правильно, мы с вами сможем определить тему урока. Готовы?


Сформулируйте тему урока.

- Продолжают высказывания, написанные на доске:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение…

будем учиться анализировать…

давать характеристику…..

Формулируют тему. Записывают число, тему.

Формулируют тему, цель.

Планируют деятельность.

Извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.


Обсуждают, готовят вопросы


Постановка вопросов, построение речевых высказываний


Планируют необходи-мые действия


Планирова-ние, действие в соответствии с планом


7 минут

Открытие нового знания.


Викторина



*Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонкие. (Черт) (Слайд 9)

*Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум) (Сайд 11)

*Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана) (слайд 12)

* Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха) (Слайд 13)

*Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк) (Слайд 14)

- Как вы думаете, почему в повести так много героев?

- На какие 2 группы можно разделить всех героев? (положительные и отрицательные).

- Кто из героев является положительными? Отрицательными?

- Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них. Но прежде, чем это сделать, мне хотелось бы узнать, насколько вы прочувствовали каждого из них. Для этого нам необходимо объединиться в группы, работа в парах.


Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения



















Оксана полюбила кузнеца.

Да.

Общеучеб-ные, логические


Строят небольшие монологические высказыва-ния, рассуждаютработают группами


Построение речевых высказываний

Работают совместно с учителем и одноклассниками, действуют по плану


Планиров-ние, контроль своих действий


4 мин

Физкультминутка









4 мин

1.Творческая практическая деятельность

На столах у вас лежат чистые листы, в центре которых вам надо расположить символ, с которым ассоциируется тот или иной герой (определяет учитель). Вокруг этого символа, как в кластере, записать слова, эпитеты, которые помогут в раскрытии основного характера героя.


Формулируют мысли, высказывают свою точку зрения, создают кластер

Общеучебные, логические


работают в парах


Работают совместно с учителем и одноклассниками, действуют по плану


Планиров-ние, контроль своих действий


10 мин

1.1Защита проектов

Защита проектов

Читают и слушают, изучают чужие проекты, извлекая нужную информацию


Осуществляют совместную деятельность в парах, задают вопросы для уточнения последовательности работы


Решение конкретно-познаватель-ной задачи


Следят за учебными действиями, замечают допущенные ошибки


Правило контроля, использова-ние его в решении учебной задачи



5 мин

Рефлексия

+ оценка эмоционального состояния на конец урока

Формулируют ответы на вопросы


Высказыва-ют свою точку зрения

Умение сформировать собственные мысли, высказывания



Планирова-ние действий



Домашнее задание.

Характеристика героев по плану (по вариантам):

1. Вступление. Общая характеристика персонажа, его место в произведении

2.Описание внешности

3.Черты характера и поступки

4.Вывод

Пересказ эпизодов (дополнительное) 1 – Встреча Вакулы и Пацюка;

2 – Полет Вакулы в Петербург.


Записывают домашнее задание.






1 мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!