СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война. А.Твардовский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война. А.Твардовский"»

Технологическая карта урока литературы



Дети и война.

А.Твардовский «Рассказ танкиста».


Школа: ГБОУ ООШ с.Большая Константиновка

Класс: 5

Дата: 20.03.2024 г.

Тема урока: Дети и война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Учитель: Платонова Светлана Михайловна

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Личностные: сформировать чувство сопричастности к истории своей страны, села и гордости за свою Родину, народ.

  • Регулятивные: научить самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • Познавательные: научить смысловому восприятию художественного текста, выделять существенную информацию из текста.

  • Коммуникативные: научить формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: Творческие задания. Социальные проекты. Изучение и закрепление нового информационного материала.

Словарная работа: баллада.

ТСО: компьютер, фонохрестоматия «Литература. 5 класс» Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.//Литература 5 кл. в 2 ч. ОАО "Издательство "Просвещение", 2022

Дополнительные материалы: портрет А.Твардовского, книги А.Твардовского, фотографии и картинки о войне, презентация: «Жизнь и творчество А.Твардовского», проект – исследование «Дети фронта с.Большая Константиновка», картины с изображением детей – героев ВОВ, выставка книг о войне, рисунки детей, поздравительные открытки к 9 Мая, запись песни «Прадедушка»: музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота. Исполняет Дима Супроженков.

Используемый учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.//Литература 5 кл. в 2 ч. ОАО "Издательство "Просвещение", 2023

Программа: ФГБНУ Институт стратегии развития образования «Федеральная рабочая программа основного общего образования Литература (для 5-9 классов образовательных организаций)». Москва-2022.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организация учащихся


слова приветствия;

проверка отсутствующих;

проверка готовности к уроку.



настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

Предметные: мотивация к учебной деятельности. Личностные: формирование личностной позиции школьник, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: владеть способами самомотивации в литературном образовании.

2. Проверка домашнего задания


- В этом году мы празднуем 82-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих 4 года получила название Великой Отечественной. - Как, по-вашему, можно объяснить такое название?

- Известно, что война затронула каждого, не обошла (не пощадила) ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло несколько миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, а у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников

Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной. В ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. ВОВ была освободительной, солдаты сражались за свою Родину, за ОТЕЧЕСТВО Краткий рассказ о детях, участниках военных действий.


  • Камила Шага

  • Володя Дубинин

  • Вася Коробко

  • Лида Матвеева


Личностные: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием. Метапредметные: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе изучения.

3. Актуализация субъектного опыта


- ВОЙНА.

Какими синонимами можно заменить это слово?

- Какая она?

- Какие чувства вызывает у вас война?

- Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?


- Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач… - Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…

- Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое…

- Она началась в 1941 году 22 июня и закончилась 9 мая 1945 года.


Предметные: овладение теоретико-литературными понятиями и их использование. Метапредметные: формировать умение аргументировать свою позицию, мнение.

Коммуникативные: умение вести беседу.

4. Целеполагание. Мотивация.


- Прочитайте тему сегодняшнего урока. О ком мы будем говорить? А что конкретно вы хотели бы узнать о детях того времени? Ваших ровесниках!



Метапредметные: формировать высказывание об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

5. Изучение нового материала


- Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». В отличие от всех названных вами сегодня юных героев, мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой. Исполняет А. Елизаветский.

(Фонохрестоматия «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Исполняет А. Елизаветский ).


Знакомство с произведением «Рассказ танкиста»

Регулятивные: выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы.

Предметные: умением рассматривать изученное произведение в рамках историко-литературного процесса;

развитие умения участвовать в диалоге о прослушанном произведении.


План анализа стихотворения

а) Вопросы по тексту

- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- Кто из героев привлек вас? Кто вам больше понравился в этом произведении? К кому вы испытываете чувство симпатии?

- Как думаете, зачем(с какой целью, почему) автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.

- Как вы думаете, как автор относится к своему герою? Зачитайте.

- Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?

- Какие чувства испытывал мальчик?




Чувство страха, гордости, интереса, опасности

-Мальчик

-Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести

пользу.

- Трудолюбивый - не считает за труд, носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей.

Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка,

подползал; стоит – мины, пули свищут.

Скромный – показал и убежал.

-С уважением, гордостью, мальчик ему нравится

-Трудность – прорывались,

удовлетворения – врага вмяли в чернозем,

усталость – вытер пот, благодарность к мальчику,

чувство вины перед мальчиком – дети не должны воевать.

-Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения. Боялся, что враг может сменить свое место расположения.


Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков; готовность оценивать своё поведение и поступки. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения). Предметные: умения участвовать в диалоге о прослушанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прослушаному.


б) Литературные приёмы

- Какие литературные приемы использует Твардовский?

- Как думаете, для чего?

- Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?

- Найдите приемы сравнения.




-Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.

- Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и

поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал

землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и

исчез. Награда его не найдет.

- Прием сравнения - Мальчика – с главарем,

рубаху – с пузырем,

пули – с гвоздями.



Личностные: стремление к самовыражению.

Метапредметные: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную информацию.

Предметные: совершенствование умения создавать устные высказывания.


в) Жанр стихотворения

- Жанр баллады известен в литературе с 19 века. Найдите определение жанра в учебнике.

- Почему «Рассказ танкиста» можно назвать балладой? Кто ее герой?



Работа с учебником. (страница 293).

Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу и поддержание благожелательности общения;


г) Словарная работа.

Найдите в словарях значение слова «баллада»



Работа с толковыми словарями.

Метапредметные: эффективно запоминать и систематизировать информацию. Предметные: овладение умением использовать словари и справочники.


д) Ритм стиха, стихотворный размер:


Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, /2-4-6-8-10/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

И только не могу себе простить: /2-6-8-10/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, /2-4-6-8-10/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ямб, 5-стопный


Личностные: потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;

Метапредметные: устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку;


е) Рифмовка


Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Перекрестная


Личностные: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

Метапредметные: предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;


ж) Какова тема, основная мысль?


- Теперь настало время узнать об авторе этого замечательного произведения.

- Многие русские поэты создали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.



Выступление с сообщением о биографии А.Твардовского. Презентация: «Жизнь и творчество А.Твардовского».


Предметные: подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень, для выполнения учебной задачи; применять информационнокоммуникационные технологии (далее – ИКТ), соблюдать правила информационной безопасности.

6. Физкультминутка



Видео физ.минутки

Повтор учащимися физических упражнений из видео.

Личностные: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

7. Закрепление новых знаний и способов деятельности


- В нашем классе тоже есть писатели, которые расскажут нам о своих родственниках, на чью долю выпали нелегкие испытания. Мы с благодарностью вспоминаем каждого из них.

Учащиеся подготовили проекты – исследования. Давайте послушаем их.


Несколько учащихся подготовили мини-презентации о своих родственниках, участниках ВОВ.

Личностные: сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях с собой и своей семьи; установка на активное участие в решении практических задач.

Коммуникативные: публично представлять результаты выполненного опыта.

8. Применение новых знаний и способов деятельности


Звучит запись песни «Прадедушка»: музыка Александра Ермолова, слова Михаила

Загота. Исполняет Дима Супроженков.

- Приближается День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Когда мы его будем отмечать? Что принято делать на праздники?

- Давайте, мы тоже подготовим подарки для жителей нашего села, которые являются участниками войны /детьми фронта/ – подпишем открытки. Для этого нам нужно придумать текст поздравительных слов. Что вы им напишете?




Прослушивание записи песни.

- дарить подарки


Личностные: стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы.

Коммуникативные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

Регулятивные: составлять план действий и корректировать предложенный алгоритм.

Совместная деятельность: использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроке литературы.

9. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности


- О чём на уроке мы сегодня говорили? Что вы узнали нового для себя? Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?


Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство…


Личностные: ценностное отношение к достижениям своей Родины – боевым подвигам народа; осознание ценности жизни. Предметные: понимание важности чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира.

10. Контроль и самоконтроль


- Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу.


Самоанализ

Метапредметные: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта.

Регулятивные: принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

11. Информация о домашнем задании


- Выучить стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» наизусть.



Запись домашнего задания

Предметные: совершенствование умения выразительно читать, в том числе наизусть.

12. Подведение итогов учебного занятия


Благодарность за сотрудничество ученикам.


Благодарность учителю и одноклассникам за сотрудничество.

Совместная: принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

13. Рефлексия


В любом событии есть положительные и отрицательные моменты. Давайте попробуем сказать про наш урок: что понравилось и что не понравилось. Честно!

Начну я – вы продолжите.


Высказывания обучающихся.

Регулятивные: давать адекватную оценку учебной ситуации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!