Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организация учащихся | слова приветствия; проверка отсутствующих; проверка готовности к уроку. | настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. | Предметные: мотивация к учебной деятельности. Личностные: формирование личностной позиции школьник, выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: владеть способами самомотивации в литературном образовании. |
2. Проверка домашнего задания | - В этом году мы празднуем 82-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих 4 года получила название Великой Отечественной. - Как, по-вашему, можно объяснить такое название? - Известно, что война затронула каждого, не обошла (не пощадила) ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло несколько миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, а у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников | Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной. В ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. ВОВ была освободительной, солдаты сражались за свою Родину, за ОТЕЧЕСТВО Краткий рассказ о детях, участниках военных действий. Камила Шага Володя Дубинин Вася Коробко Лида Матвеева | Личностные: способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием. Метапредметные: проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе изучения. |
3. Актуализация субъектного опыта | - ВОЙНА. Какими синонимами можно заменить это слово? - Какая она? - Какие чувства вызывает у вас война? - Что вы знаете о Великой Отечественной Войне? | - Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач… - Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская… - Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое… - Она началась в 1941 году 22 июня и закончилась 9 мая 1945 года. | Предметные: овладение теоретико-литературными понятиями и их использование. Метапредметные: формировать умение аргументировать свою позицию, мнение. Коммуникативные: умение вести беседу. |
4. Целеполагание. Мотивация. | - Прочитайте тему сегодняшнего урока. О ком мы будем говорить? А что конкретно вы хотели бы узнать о детях того времени? Ваших ровесниках! | | Метапредметные: формировать высказывание об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; |
5. Изучение нового материала | - Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста». В отличие от всех названных вами сегодня юных героев, мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой. Исполняет А. Елизаветский. (Фонохрестоматия «Литература. 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Исполняет А. Елизаветский ). | Знакомство с произведением «Рассказ танкиста» | Регулятивные: выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы. Предметные: умением рассматривать изученное произведение в рамках историко-литературного процесса; развитие умения участвовать в диалоге о прослушанном произведении. |
| План анализа стихотворения а) Вопросы по тексту - Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? - Кто из героев привлек вас? Кто вам больше понравился в этом произведении? К кому вы испытываете чувство симпатии? - Как думаете, зачем(с какой целью, почему) автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? - Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста. - Как вы думаете, как автор относится к своему герою? Зачитайте. - Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация? - Какие чувства испытывал мальчик? | Чувство страха, гордости, интереса, опасности -Мальчик -Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу. - Трудолюбивый - не считает за труд, носить воду ведрами. Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует. Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал, где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал. -С уважением, гордостью, мальчик ему нравится -Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – дети не должны воевать. -Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения. Боялся, что враг может сменить свое место расположения. | Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков; готовность оценивать своё поведение и поступки. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения). Предметные: умения участвовать в диалоге о прослушанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прослушаному. |
| б) Литературные приёмы - Какие литературные приемы использует Твардовский? - Как думаете, для чего? - Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы? - Найдите приемы сравнения. | -Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения. - Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет. - Прием сравнения - Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями. | Личностные: стремление к самовыражению. Метапредметные: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную информацию. Предметные: совершенствование умения создавать устные высказывания. |
| в) Жанр стихотворения - Жанр баллады известен в литературе с 19 века. Найдите определение жанра в учебнике. - Почему «Рассказ танкиста» можно назвать балладой? Кто ее герой? | Работа с учебником. (страница 293). | Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу и поддержание благожелательности общения; |
| г) Словарная работа. Найдите в словарях значение слова «баллада» | Работа с толковыми словарями. | Метапредметные: эффективно запоминать и систематизировать информацию. Предметные: овладение умением использовать словари и справочники. |
| д) Ритм стиха, стихотворный размер: | Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, /2-4-6-8-10/ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 И только не могу себе простить: /2-6-8-10/ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, /2-4-6-8-10/ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Ямб, 5-стопный | Личностные: потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; Метапредметные: устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку; |
| е) Рифмовка | Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Перекрестная | Личностные: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; Метапредметные: предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; |
| ж) Какова тема, основная мысль? - Теперь настало время узнать об авторе этого замечательного произведения. - Многие русские поэты создали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие. | Выступление с сообщением о биографии А.Твардовского. Презентация: «Жизнь и творчество А.Твардовского». | Предметные: подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень, для выполнения учебной задачи; применять информационнокоммуникационные технологии (далее – ИКТ), соблюдать правила информационной безопасности. |
6. Физкультминутка | Видео физ.минутки | Повтор учащимися физических упражнений из видео. | Личностные: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни |
7. Закрепление новых знаний и способов деятельности | - В нашем классе тоже есть писатели, которые расскажут нам о своих родственниках, на чью долю выпали нелегкие испытания. Мы с благодарностью вспоминаем каждого из них. Учащиеся подготовили проекты – исследования. Давайте послушаем их. | Несколько учащихся подготовили мини-презентации о своих родственниках, участниках ВОВ. | Личностные: сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях с собой и своей семьи; установка на активное участие в решении практических задач. Коммуникативные: публично представлять результаты выполненного опыта. |
8. Применение новых знаний и способов деятельности | Звучит запись песни «Прадедушка»: музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота. Исполняет Дима Супроженков. - Приближается День Победы – праздник победы Советской армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Когда мы его будем отмечать? Что принято делать на праздники? - Давайте, мы тоже подготовим подарки для жителей нашего села, которые являются участниками войны /детьми фронта/ – подпишем открытки. Для этого нам нужно придумать текст поздравительных слов. Что вы им напишете? | Прослушивание записи песни. - дарить подарки | Личностные: стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы. Коммуникативные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Регулятивные: составлять план действий и корректировать предложенный алгоритм. Совместная деятельность: использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроке литературы. |
9. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | - О чём на уроке мы сегодня говорили? Что вы узнали нового для себя? Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается? | Нельзя забыть подвиг солдата, нельзя забыть трудовой героизм тружеников тыла, но также незабываемо и трудное военное детство детей войны. Украденное войной детство… | Личностные: ценностное отношение к достижениям своей Родины – боевым подвигам народа; осознание ценности жизни. Предметные: понимание важности чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира. |
10. Контроль и самоконтроль | - Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу. | Самоанализ | Метапредметные: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта. Регулятивные: принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. |
11. Информация о домашнем задании | - Выучить стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста» наизусть. | Запись домашнего задания | Предметные: совершенствование умения выразительно читать, в том числе наизусть. |
12. Подведение итогов учебного занятия | Благодарность за сотрудничество ученикам. | Благодарность учителю и одноклассникам за сотрудничество. | Совместная: принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. |
13. Рефлексия | В любом событии есть положительные и отрицательные моменты. Давайте попробуем сказать про наш урок: что понравилось и что не понравилось. Честно! Начну я – вы продолжите. | Высказывания обучающихся. | Регулятивные: давать адекватную оценку учебной ситуации |