Цель урока: Цель урока: повторить определение пословицы, уметь распределять пословицы по тематическим группам.
Тема урока: Пословицы как хранители народной морали.
Предметные • Знать определение «пословицы».
• Определять тематические группы пословиц.
• Осознанно воспринимать и понимать фольклорные тексты.
Метапредметные • Навыки формулирования собственного мнения и позиции, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями.
• Навыки умения пользоваться разными видами чтения, пользоваться словарями и справочниками.
Личностные • Ориентация в моральных нормах и ценностях. • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи
Решаемая учебная проблема: каких ситуациях мы используем пословицы в своей речи?
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: Фольклор, жанры фольклора, пословица, афоризм, крылатое выражение
Вид используемых средств ИКТ: Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)
ЭТАП 1. Проверка качества остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания). Актуализация знаний. Реализация домашнего задания | Длительность 5–7 минут |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | • Внутренняя и внешняя оценка результатов деятельности (что знаем, что вспомнили, что нужно узнать) | • Повторение изученного: На доске в форме цветка изображена схема, в центре которой запись «Жанры фольклора». Учащиеся по одному выходят к доске и заполняют схему: вписывают в лепестки жанры фольклора. • Выполнение домашнего задания: Учащиеся дают ответы на вопросы рубрики учебника «Выберите свой вопрос», комментируют и обсуждают ответы одноклассников |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата | • Работа у доски, заполнение схемы. • Устные ответы на вопросы учебника. • Обсуждение сказанного |
Методы обучения | • Проблемные вопросы, систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности | • Коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя | Организаторская, направляющая |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Диалог на уроке | Длительность 10–12 минут |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | • Полно и точно выражают свои мысли. • Формулируют собственное мнение и позицию | • Что такое пословица? Ученики самостоятельно формулируют определение пословицы. Сверяют свои определения с определением в учебнике. Записывают понятие пословицы. • Назовите отличительные черты пословицы. • Учащиеся пользуются рубрикой учебника «Повторяем пройденное» (см. ч. 1, с. 11), записывают черты пословицы в тетрадь в виде кластера. • Для чего мы используем пословицы? В каких ситуациях? • Если учащиеся затрудняются с ответом, то могут воспользоваться рубрикой учебника «Возьмите на заметку». |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата | • Устные ответы на вопросы учебника, обсуждение ответов учащихся, запись основных понятий. • Сообщение учащегося |
Методы обучения | • Технология развития критического мышления (кластер). • ИКТ (презентация) |
Форма организации деятельности | • Коллективная мыслительная деятельность • Выполнение индивидуального задания: один из учеников рассказывает о пословицах, связанных с историческими событиями (с помощью презентации) |
Функция / роль учителя | Организаторская, корректирующая |
ЭТАП 3. Практикум: работа с научным текстом. Аналитическая работа | Длительность 15–17 минут |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | • Навыки использования словарей и справочников | • Учащиеся читают материал учебника о В. Дале (см. ч. 1, с. 13). В опрос учителя: что ценного и полезного в работе исследователя? (Деление пословиц на тематические группы.) • Следующий этап опирается на задания из рубрики «Решаем читательские задачи» (см. учебник, ч. 1, с. 15): учащиеся читают подборку русских пословиц, объясняют смысл пословиц (работу можно организовать по рядам, по вариантам). • Практическая деятельность учащихся: составить тематические группы из пословиц, данных в учебнике |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного результата | • Поиск информации в учебнике, анализ и синтез информации, регуляция собственной деятельности |
Методы обучения | • Коллективная работа, аналитическая беседа, практикум |
Форма организации деятельности | • Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя | • Организующая (коллективная работа). • Корректирующая |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание | Длительность 7–10 минут |
Элементы этапа | Деятельность учителя и учащихся | Ход урока |
Виды учебной деятельности для проверки полученных результатов | • Обобщение, переработка и трансформация информации | • На этапе рефлексии используется прием эссе-пятиминутка: поразмышлять над высказываниями В. Даля и Лу Синя о пословицах (последнее задание из рубрики учебника «Творческие задания», с. 15–16). • Второй вариант подведения итогов урока — составление синквейна по теме «Пословица». • Ученики оценивают свою работу на уроке, записывая в тетрадь предложения: я сегодня узнал…, я сегодня вспомнил…, нужно повторить... . • Домашнее задание: 1. Задание по группам. Каждая группа готовит творческое задание из рубрики «Творческие задания (на выбор)». 2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о В. И. Дале |
Методы обучения | • Обсуждение достигнутых либо недостигнутых образовательных результатов • Ученики оценивают свою работу на уроке. • Домашнее задание с комментариями |
Форма организации деятельности | • Рефлективная • Индивидуальная |
Функция / роль учителя | • Наблюдение за деятельностью учащихся |