1.Познакомить с басней И.А.Крылова «Волк на псарне», её исторической основой.
2. Обучать выразительному чтению.
1.Формировать навык выразительного чтения.
2. Развивать навык анализа литературного произведения, умения определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним.
1.Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления морали басни (чувство гордости за свой народ, патриотизм);
2. Воспитывать бережное отношение к слову.
1. Предметные: формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; отработать навыки выразительного чтения, анализа произведения;
2. Метапредметные: находить и анализировать нужную информацию; создавать письменные и устные высказывания, аргументированно отвечать на вопросы; формулировать гипотезу, делать выводы; развивать информационную и коммуникативную компетентности; развивать умение формулировать основную мысль текста; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям;
3. Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Приветствие учителя. Устное сообщение учителя о том, что урок хочет начать с фразы, но она рассыпалась: «начинается» «с» «успех!» «удачи» «малой». Учитель просит учащихся помочь ему собрать эту фразу. Сформулировав высказывание при помощи учащихся («С малой удачи начинается успех!»), учитель предлагает ребятам объяснить его смысл: «Как вы понимаете эти слова?» Желает учащимся удачи: «Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!» Слайд 1 | Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Помогают учителю в формулировании высказывания. Объясняют своё понимание предложенной фразы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с учителем и со сверстниками, оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли. |
Этап мотивации (самоопределения). | Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Осознанное включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Учитель предлагает учащимся из предложенных иллюстраций выбрать лишнюю и объяснить причину своего выбора: иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка», «Гуси лебеди», «Василиса Прекрасная» и басне «Свинья под дубом». Слайд 2. | Учащиеся делают выбор, назвав лишнее: «Свинья под дубом». Объяснения сводятся к тому, что все предложенные иллюстрации – это иллюстрации к русским народным сказкам, а выбранная ими иллюстрация – это иллюстрация к басне «Свинья под дубом». | Личностные: самоопределение, способность к определению своей позиции. Коммуникативные: общение, взаимодействие, построение речевого высказывания в устной форме. |
Актуализация знаний. | Актуализация учебного содержания, необходимого для изучения материала; Актуализация мыслительных операций. | Учитель предлагает рассмотреть ещё ряд иллюстраций к басням: «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне». Слайд 3. Задаёт вопросы: Что объединяет все иллюстрации? А что такое басня? Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? Почему одна из иллюстраций выделена? Можем ли предположить автора проиллюстрированной басни? Хочется ли вам узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол? | Ответы учеников: Это иллюстрации к басням (перечисляют названия); Дают определение жанра басни; Называют имя И.А.Крылова. Одна из иллюстраций выделена, так как басня нам неизвестна. Автор проиллюстрированной басни – И.А.Крылов. Высказывают желание узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений; коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения. Личностные: способность к определению своей позиции. |
Этап целеполагания. | Постановка учебной задачи. | Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока и задачи, исходя из проведённой работы. Корректирует ответы учащихся. При формулировке задач, учитель предлагает учащимся ориентироваться на предложенные вопросы: Что для этого надо знать? Что должны уметь? Что повторить? | Формулируют тему урока («Басня И.А.Крылова «Волк на псарне» (название находят в учебнике) и цель (познакомиться с новой басней, понять мораль басни). Ответы учащихся. | Регулятивные: целеполагание (принятие учебной задачи). Коммуникативные: принятие учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап актуализации знаний и пробное учебное действие. | Актуализация учебного содержания, необходимого для изучения материала; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Учитель проверяет, насколько усвоили пятиклассники сведения по теории литературы: аллегория, мораль, «эзопов язык». Предлагает задание: составить «карту жанра» (восстановить схему жанра басни, выбрав нужные элементы из предложенных ). Слайд 4. Сличение с эталоном. Слайд 5. | Индивидуальная работа – составление «карты жанра»: необходимо выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность выполнения задания. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений; коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения. |
Выявление места и причины затруднения. | Фиксирование затруднения при выполнении учащимися пробного учебного действия. | 1.Чтение басни учителем или включается запись. 2. Скажите, где в этой басне аллегория? Каков её иносказательный смысл? Задание: Попробуйте выделить слова-аллегории (повторение понятия аллегории). | 1.Первичное восприятие басни. Групповая работа: Запись трудных слов (сват, кум, расчесться, дубьё, не делать мировой, ловчий, псарня, овчарня), их объяснение и сличение со словарём. Заслушивание результатов. 2.Групповая (исследовательская) работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленный вопрос. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознание и построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепочки рассуждений; коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, взаимопомощь: соблюдать правила общения; регулятивные: саморегуляция. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Выбор способа и средства достижения цели. | Учитель организует учащихся по составлению и утверждению плана работы (выход из затруднения); фиксирует его на доске, корректирует ответы учащихся. | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, строят план выхода из затруднения и определяют средства - алгоритмы, учебник и т.д. Учащиеся предлагают план: 1.Прочитать теоретический материал в учебнике, обратиться к рабочим материалам в тетради (первые уроки по теме «Басня»). 2. Составить план прочитанного или выписать ключевые слова. 3. Рассказать соседу по парте. 4. Вспомнить, какие пороки олицетворяют известные басенные герои. 5. Охарактеризовать поступки и речь героев изучаемой басни «Волк на псарне». Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов. Регулятивные: планирование и прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждения. |
Динамическая пауза. | Сменить вид деятельности. | Учитель предлагает сделать физическую разминку. | Ученики выполняют физические упражнения под энергичную музыку. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Реализация построенного проекта. | Построение и фиксация нового знания. | 1.При реализации 1 -4 пунктов составленного плана учитель при необходимости направляет учащихся. 2.Чтобы помочь учащимся раскрыть характеры главных героев басни (Волка и ловчего), учитель предлагает обсудить вопросы: -Какой персонаж сразу обратил на себя внимание? -Нарисуйте портрет Волка, какой он? - Какова его речь? -Назовите действия Волка в басне, каковы его поступки? -Какие слова передают возникший на псарне переполох? -Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи. -Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка? - Какие чувства, эмоции вызывают Волк? А ловчий? -Каких исторических персонажей имел ввиду Крылов, рассказывая о Волке, униженном ловчим? (вопросы распределены между группами). | Учащиеся, работая в группах, выполняют определённые действия по реализации проекта. | Коммуникатитвные: планирование (определяют способ взаимодействия – работа в группах); навык сотрудничества в поиске и сборе информации. Личностные: осознание учащимися личного затруднения; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, волевая саморегуляция. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Применение нового знания. | Учитель выступает в роли организатора. | После выразительного чтения басни учащимися, группы представляют результаты своей работы. Отвечают на вопрос: «В чём аллегория басни?» | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; управление поведением партнера (построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет), использование речи для регуляции своего действия. Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях. | Организовывает самостоятельную работу (индивидуальная форма): 1.Какие эпитеты использует автор при описании волка? О чём они говорят, как помогают раскрыть характер героя? 2. Каких исторических персонажей имел ввиду Крылов, рассказывая о Волке, униженном ловчим? Организовывает самопроверку учебных решений по эталону. Слайд 6. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деят-ть). | Отвечают на вопросы и сверяют с эталоном. | Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: Сличение способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; формирование позитивной самооценки; планирование своих действий. |
Включение в систему знания и повторение. | Включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление. | Учитель организует беседу: 1) Докажите, что - это басня. 2) Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? 3) В чем заключается мораль басни? | Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Учащиеся выстраивают своё речевое высказывание. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: самоопределение Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. |
Рефлексия. | Соотнесение цели урока и его результатов, осознание способа действия, самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | Учитель предлагает рассказать о себе, заполнив таблицу с графами: я знаю - я запомнил – я смог Или Выполнить тестовые задание (4вопроса), сверяют с эталоном. Слайд 7 Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: Слайд 8 1)прочитать одну из басен И.Крылова, посвященных 1812 году, и раскрыть её иносказательный смысл; 2)выразительно прочитать басню «Волк на псарне» и нарисовать иллюстрацию; 3)написать миниатюру «Мораль сей басни такова…». | Ученики заполняют таблицу, выражая своё впечатление от урока. Ученики отвечают на вопросы, проверяя, насколько они усвоили материал. Выбирают дифференцированное домашнее задание. | Личностные: смыслообразование, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; учёт индивидуальной динамики личностного развития. |