СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Иван Сергеевич Тургенев "Муму".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему: "И.С. Тургенев "Муму".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Иван Сергеевич Тургенев "Муму".»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе


Класс 5

Предмет Литература


Учитель русского языка и литературы

Название раздела «Из русской литературы ХIХ века»


Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.


Планируемые результаты

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения,выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;


Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство,

литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, иллюстрации художников к рассказу.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.


Литература:

В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для ОУ. Ч.1.- М.: Просвещение, 2013.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Мотивация

- Как вы понимаете высказывание Конфуция:

«Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»

-Почему на уроке мы говорим о жестокости?

Назовем ключевые слова темы (Герасим – жестокость)

- Еще в детстве молодой Тургенев дал аннибалову клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца … Это была моя Аннибалова клятва».

Добавьте еще ключевое слово, сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопрос, объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным произведением





В словаре определение фразеологизма

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Взаимодействие с учителем во время опроса, ведение диалога, построение монологического высказывания

2.Целепоалгание

Какова цель урока?

Чтобы достичь цель, какими знаниями надо обладать?

В чем заключается протест героя

Знать главных героев, их взаимоотношения, основные черты характера героя, причины поступков Герасима

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

3.Актуализация знаний


Определить значение понятия «крепостное право».

Что говорит толковый словарь С.И.Ожегова о значении слова крепостной.

Кто является прототипом Герасима?

Какая проблема возникает?

Как в рассказе «Муму» отражается данная молодым писателем «аннибалова клятва»

Заранее подготовленный ученик читает определение.

Определение по словарю




Почему Тургенев изменил финал реальной истории?

Умение структурировать знания, анализ, сравнение, синтез актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации, контроль и оценка прогнозирования

4.Обобщение и систематизация знаний:

а) Представление презентации


б) Работа по группам

Вспомним сюжет рассказа.


Сюжет рассказа представит ученик.




Кратко ответить на поставленные вопросы, составить мини-рассказ.

-Какая иллюстрация подходит для твоего ответа

Дают определение термина – сюжет.

В презентации использованы иллюстрации художников к рассказу.


Работают индивидуально по вопросам, пользуются выборочным пересказом, цитатами из текста.

Оценка выступления.

определение в произведении элементов сюжета, использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы) принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия, готовит мини-рассказ.

в) черты характера Герасима


Черты характера Герасима проявляются в поведении и поступках.

1) скучает по деревенской жизни,

2) с трудом привыкает к городской,

3) очень много работает,

4) ревностно исполняет свои обязанности,

5) во всем любит строгий порядок.

6) встреча с Татьяной

7) дарит бумажный платок на прощание

8) поведение за столом

9) дружба с Муму

10) обещание дворовым

11) возвращение в деревню


Презентация синквэйна о Герасиме


1) любовь к деревенской жизни,

2) крепко не полюбилось житье

3) трудолюбие, трудоспособность

4) честность, усердие, исполнительность

5) строгость, серьезность нрава, степенность

6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность

7) великодушие

8) способность постоять за друга.

9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта

10) честность, верность слову

11) записать (решитель-ность,самостоятельность гордость)

совместная беседа Составление синквэйна о Герасиме

уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе,

г) Монолог ученицы в роли барыни

Анализ актерского исполнения.


– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет)


Задать вопросы к прослушанному эпизоду.



Выразительное чтение монолога, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Самостоятельный выбор монолога персонажа с сохранением особенности речи героев

д) Игра «Рассуждалка»

- Я считаю, что спустя некоторое время целая толпа людей продвигалась через двор в направлении каморки Герасима; чтобы атаковать каморку Герасима лишь из-за того, что он во время не принёс в гостиную дров, чем сильно расстроил барыню. Согласны ли вы со мною?...

-Из какой части рассказа взяты эпизоды? Подберите слова из рассказа, передающие содержание иллюстрации.

Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами





Осада каморки. Цитируют.


формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

5.Минутка отдыха.

Физкультминутка.



6.Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой»


Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя.

- Что изменилось в нём?

- Почему ушел Герасим самовольно?

-Как природа встречает Герасима на родине? Зачитайте.

-Тургенев использует в рассказе прием сравнения. Что такое сравнение?

С кем сравнивает автор Герасима вначале городской жизни.

Назовите сравнение в описании движения Герасима. Почему писатель использует такое сравнение?

Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью.

Что означал самовольный уход Герасима в деревню?



-Как относится писатель к своему герою?


Усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился.

Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой (дописать в табл.)

Произвол барыни

Дают определение

«пойманный зверь»

«как лев выступал сильно и гордо» Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей.

Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства.

Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права

Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

7. Исследовательская работа по тексту.

Сравним, каким показан герой в экспозиции и эпилоге.


Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

- Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

- Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Зачитать определения по словарю

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы

Эпилог

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила

Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота

Работа со словарем литературных терминов;

формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности


8. Рефлексия

Оценочный этап


- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?» (Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

- Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?


-Оцените работу себя и друг друга по таблице.

-Решили проблему урока?

Высказывают свое отношение

Он взбунтовался против рабской покорности. Чтобы не потерять своего человеческого достоинства.



Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных т.е. народа, который терпит свое рабское положение.

Выявление личностно-эмоционального отношения к герою- умение структурировать знания, взаимооценка результатов деятельности

Подводят итоги, делятся впечатлениями

9. Домашнее задание

Составить план ответа на вопросы:

1. Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?

2.Каковы друзья и враги Герасима?

3. Почему рассказ называется «Муму»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!