2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к литературе, поэтическому творчеству. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Лингвистический анализ текста».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала | -Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный день, потому что у нас на уроке много гостей. С каким настроением вы пришли сегодня ? Чего бы вам хотелось пожелать друг другу сейчас? А я хочу пожелать Вам следующее: «Празднуйте ваши победы. Смакуйте каждый, пусть даже самый маленький успех» - Что значит моё пожелание? -Давайте обратимся к слайду. Посмотрите на тему урока. Как вы считаете, что нового урок должен привнести в ваши знания? -Какова цель урока? | Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений |
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые: слушание собеседника |
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний |
Личностные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему |
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта |
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений |
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности | - Эту большую цель мы сегодня должны разбить на микроцели. Не зря вы поделились на группы, так как задача каждой группы- сформулировать цель своей работы и доказать её значимость практически. Пусть будет пока загадкой для вас текст, с которым всем нам предстоит работать. - Предлагаю Вам обратиться к плану работы по лингвистическому анализу текста. Выберите , пожалуйста, свое направление работы. (Обучающиеся определяются с направлением) | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
|
Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем |
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности |
4.Проблемное изложение нового материала. Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | - Ребята, а зачем мы обращаемся к лингвистическому анализу текста? (Ответы учеников) -Послушайте внимательно отрывок стихотворения. Я думаю , автора вы легко определите: Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет И дергач не кричит. Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошенных степей. Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. (Обучающийся читает наизусть стихотворение) -Кто автор стихотворения? Какие произведения Сергея Есенина вам еще знакомы? Какие ассоциации у вас связаны с его именем? (Ответы выстраиваются по модели «Фишбоун») - Сделайте вывод. - Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним его произведением. | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов |
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; |
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию |
5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах) | (Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Из-за леса, леса тёмного») Из-за леса, леса темного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной радугой Огоньки-лучи багровые. Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие, Наряжали сетки хвойные В покрывала златотканые. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. -Какова тема стихотворения? (Тема природы) -Какое явление природы описывает автор в стихотворении? (Автор описывает утреннюю зарю) -Проанализируем стихотворение по строфам. Какие образы рисует автор в каждой строфе? Заря. Сосны. Озеро. Роса. - С.А. Есенин – мастер поэтического слова, но его мастерство раскрывается только для внимательных и пытливых людей. При беглом чтении замысел автора останется нераскрытым. Поэтому, чтобы понять какими средствами автор хотел донести до своих читателей идею стихотворения, мы пойдем разными путями. ФИЗМИНУТКА. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками |
Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок | -Обратимся к правилу работы по лингвистическому анализу текста. Какая работа нами уже проделана? (Первые три пункта) -Что осталось исследовать? (Текст с точки зрения фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и средства языковой выразительности) - Первая группа, сформулируйте цели вашей работы.(Фонетика) (Обучающиеся формулируют цели работы) -Первая группа пытается уловить соответствие звука и цвета. Что для этого необходимо? Вы уже встречались с таким анализом и знаете, что все звуки имеют цвет. Давайте вспомним их значение. (Учащиеся вспоминают цветовую палитру звуков: А - красная рубаха палача, А - ахает толпа, на казнь взирая. Ы - чёрный бык, мычащий по ночам. О - осень: крона клена золотая. Э - это свежесть молодого лета, Зеленый переплет Есенина и Фета. И - птичий свист над синею рекой. У - это грустный свет зелено-синих Очей её глубоких как пучина. У - это гулкий цвет волны морской.) -Первая группа приступает к работе. -Вторая группа, сформулируйте цели вашей работы. (Обучающиеся формулируют цели) -Что вам необходимо знать для исследования сегодняшнего текста? (Изобразительно-выразительные средства) -Назовите, пожалуйста. -Вторая группа приступает к работе. -Третья группа, сформулируйте цели вашей работы. (Обучающиеся формулируют цели) -Что для этого необходимо вспомнить вам? (Части речи) -Третья группа приступает к работе. -Четвертая группа, сформулируйте цели вашей работы. Что необходимо вспомнить вам? (Ответы обучающихся) Четвертая группа приступает к работе. -И еще, ребята, работая в группах, помните слова другого поэта: « Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце» (Работа обучающихся в группах. Проверка работы) 1 группа. -Вы анализировали текст с точки зрения фонетики, в частности гласных. К какому выводу пришли? (Отвечает спикер. Группа дополняет) - Уловили ли вы соответствие звука и цвета? (ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ, НАРИСОВАННОЙ ГРУППОЙ) 2 группа. -Вы анализировали текст с точки зрения изобразительных средств, которыми пользуется автор в своём произведении. Что вы выяснили в ходе работы? (Ответ спикера группы) 3 группа. (Ответ спикера) 4 группа. (Ответ спикера) -Основываясь на ваших результатах работы, к какому выводу мы пришли? Все таки, какова идея стихотворения? (Ответы обучающихся) -Как созвучны вашему выводу слова французского поэта Шарля Бодлера: Подобно голосам на дальнем расстоянье, Когда их смутный хор един как тьма и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет, Глубокий , темный смысл, обретшие в слиянье. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала |
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность |
Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений |
7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий | - Домашнее задание по уровням: Уровень 1. – Выбрать наиболее понравившееся вам стихотворение С.Есенина, выучить наизусть. Уровень 2 - Изобразить его в звукописи. Уровень 3.- Сделать лингвистический анализ по плану. | Познавательные УУД | Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет |
Формируемые способы действия: Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности, применение методов информационного поиска |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | -Но, к сожалению, наш урок подходит к концу. У каждой группы на столе лучики трёх цветов. Красный - урок понравился. Коричневый - мне было не очень интересно. Оранжевый - я ещё хочу повторить такой же урок. Представители от группы, прикрепите к доске те лучики, которые после сегодняшнего урока наиболее близки вам. У каждой группы свой оценочный лист. Руководители групп, оцените, пожалуйста, свою работу и работу своих товарищей. Я в свою очередь тоже оценю ваш труд. (Учащиеся заполняют оценочный лист.) Список группы | самооценка | Оценка ответа в группе | Оценка учителя | Итоговая оценка | | | | | | -А я хочу пожелать вам: Пусть ваша душа поет! Будьте настоящими. На Земле нет никого такого же, как вы. Будьте искренними, живите и дышите полной грудью, двигаясь к намеченным целям. | Коммуникативные УУД | |
Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли |