СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проблемного обучения. Цель: создание проблемных ситуаций  для  активизации обучения, формирования знаний, умений и навыков учащихся, которые позволят им анализировать эпизод художественного произведения с литературоведческой  точки зрения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе»

Технологической карты урока

Тема урока: Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности композиции. Роль описаний природы. Анализ эпизода.

Учитель: Куликова Е. Д.

Учебники: Литература 8 кл. В. Я Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин

Тема предыдущего урока: М. Ю. Лермонтов. Поэма “Мцыри”. Мцыри как романтический герой.

Тема следующего урока: Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”

Формирование понятий: композиция, сюжет, эпизод, тропы (эпитеты, сравнения, метафоры)

Новые понятия на уроке: романтический герой.


Цель: создание проблемных ситуаций для  активизации обучения, формирования знаний, умений и навыков учащихся, которые позволят им анализировать эпизод художественного произведения с литературоведческой точки зрения.

Задачи:

Образовательные: проводить  идейно-тематический  анализ текста,    определять роль эпизода в поэме  Лермонтова, применяя знания о сюжете, композиции, художественных особенностях поэмы.

Развивающие:  развивать эмоциональное восприятие художественного текста, умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся стремление понять истинный смысл и красоту жизни.



Этап урока

Учебные задачи. Деятельность учителя

Результаты деятельности ребенка

Актуализация ранее изученного материала.





Цель: создание учебного настроя на деятельность;

проверка готовности уч-ся к уроку, актуализация тематики изучаемого произведении.

Видеофрагмент. «Мелодия гор Кавказа» https://www.youtube.com/watch?v=kgBCOqk-6B4

-Соответствуют ли картины видеофрагмента описаниям Кавказа в поэме Лермонтова? В чем они перекликаются?

Величественная природа, простор, свобода, непокоренные вершины…

Слайд 1. Поэт очень любил Кавказ. С ним связаны самые яркие впечатления, воспоминания о первой любви, кровавых битвах. Одна из легенд, услышанная на Кавказе, легла в основу поэмы, о которой мы сегодня продолжаем разговор. Слайд 2.

Проверим, насколько вы готовы к уроку

Слайд 3. Игра «Правда или ложь»

Вопросы на карточках:

1.Общение с природой не принесло Мцыри радости, вызвало страх и тревогу (неправда, именно эти дни стали для него днями жизни, он познал счастье общения с природой, счастье борьбы и победы).

2.Мцыри смирился со своей судьбой и остался жить в монастыре (неправда)

3. Исповедь – это покаяние в грехах. Мцыри не кается в грехах, а искренне рассказывает о трех блаженных днях, чтобы словами облегчить душу. (правда, исповедь героя - это не покаяние , а искренний рассказ о «трех блаженных днях»).

4. Мцыри проигрывает поединок барсу, которому наносит смертельную рану (неверно, Мцыри выигрывает поединок, но сам получает смертельную рану)

5. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад, где цвели акаций два куста, потому что оттуда виден Кавказ, его родина. (верно,

«Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…»)

6. Контраст – основной принцип композиции поэмы «Мцыри»: монастырь - воля, цивилизация –мир дикой природы. (верно)

7.Мцыри соответствует типу романтического героя, формуле «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»

( верно, герой одинокий, сильный духом, одержим идеей свободы, готов к подвигу, но трагически одинок, жизнь его показана на фоне дикой и прекрасной природы Кавказа )

8. В поэме 26 глав, из них 24 гл.- это исповедь Мцыри. (верно)

9. Композиция поэмы кольцевая, т.е. действие заканчивается там, где и началось – в монастыре.(верно)

10. Завязка – побег, кульминация - встреча с грузинкой, развязка – смерть героя (неверное, кульминация – бой с барсом)

Ключ /выставление оценок.

Приложение к уроку







Учебный диалог












Обучающиеся работают с карточками (-/+), затем выполняют взаимопроверку и оценивают по критериям

2

3

4

5

0-4

5-7

8-9

10






































Введение в новую тему. (Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков)

Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения;

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы.

Восстановите в соответствии с логикой текста иллюстрации художников к поэме «Мцыри» (расположены на доске в произвольном порядке)

Слайд 4.

-Какой эпизод является ключевым в развитии сюжета?

Почему так привлекал художников?

(напряженность, зрелищность, эмоциональность, противостояние человека и зверя).

Вспомним эти строки. Выразительное чтение наизусть /проверка домашнего задания (фрагмент поэмы гл. 17, 18 наизусть)

- Битва с барсом – это счастливая или трагическая страница жизни Мцыри? Почему? (подвести к важности этого эпизода в раскрытии замысла поэмы)

Может ли этот эпизод поэмы помочь понять авторский замысел, идею текста поэмы?

Формулируем проблему урока: Каково значение

эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Слайд 5. Определим цель своей работы:

определить значение эпизода в раскрытии авторского замысла поэмы.

Выполнить анализ эпизода - значит рассмотреть его на разных
уровнях - лексическом, синтаксическом и других. Выполняем мы
это для того, чтобы лучше понять героя или героев эпизода и выяснить роль этого эпизода во всем произведении.

(Физминутка. Перемена мест = Что лучше: следовать своим или чужим желаниям? Есть ли преимущества в свободном выборе?)


Задание для тех, у кого ошибка в 10 задании теста или большое количество ошибок в других заданиях.







Выразительное чтение наизусть (2 чел )



Отвечают на проблемный вопрос










Изучение нового материала



Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

Работа с планом анализа эпизода. Слайд 6.

Анализ эпизода необходимо выполнять по плану, который вам уже частично известен (ведь эпизод – это произведение в миниатюре).

Краткий план анализа эпизода

  1. Место данного эпизода в сюжете (что это: экспозиция, завязка, развитие действие, кульминация, развязка?)

  2. На какие части можно разделить этот эпизод и почему? (план)

3) Герои, их образы, характеры, поступки, взаимоотношения (заполнить сравнительную таблицу «Тема борьбы и тема единства героев эпизода»)

4) Значимые выразительные средства. Какую роль играют глаголы в 17, 18 гл.?

Определите, какую рифму выбрал Лермонтов мужскую или женскую? Почему, на ваш взгляд?

Мужская рифма – стихотворная строка заканчивается ударным слогом.

Например: «Духовной жаждою томи́м» (А. С. Пушкин «Пророк»).

Женская рифма – при ней ударение падает на предпоследний слог в строчке.

Например: «В пустыне мрачной я влачи́лся» (А. С. Пушкин «Пророк»).


5) Основная мысль эпизода. Как она соотносится с идеей поэмы в целом? Последствия данного эпизода в произведении.

Приложение к уроку


Самостоятельная работа в парах


1.Место данного эпизода в сюжете (что это: экспозиция, завязка, развитие действие, кульминация, развязка?)

2.На какие части можно разделить этот эпизод и почему? (составьте план эпизода)

К.Р.

П.В.

С. Н.


3. Характеристика героев (заполнить, проанализировать сравнительную таблицу)

С.К. , Ф. Н. ,


4.Значимые выразительные средства.

А. Ш., П. Ф.

5.Основная мысль эпизода. Как она соотносится с идеей поэмы в целом? Последствия данного эпизода в произведении.

С. Ш., П. А.










Обобщение изученного.








Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Слайд 7. Достаточен ли собранный материал для ответа на проблемный вопрос: какую роль играет эпизод «Бой с барсом» в поэме?


Вывод: В этом эпизоде барс и Мцыри выступают как одно целое. Мцыри сливается с природой. Между ними нет границы: «человек - животное». Это два живых существа, каждое из которых борется за свою жизнь. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы передать напряженность боя, силу героев.

Можно ли понять героя до конца без этого эпизода? Как могла бы сложиться жизнь героя без этой встречи? Какому образу противопоставлен эпизод?




Представление результатов работы .

Вывод.

Проблемный диалог.





Рефлексия




Цель: развитие рефлексивных умений: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Слайд 8.

Приложение к уроку


Материал для кластера:

- важное звено в сюжете,

-раскрывает героя, готового слиться с миром природы, склонного к героическим поступкам, наслаждающегося битвой, борьбой;

-показывает безграничную силу человека,

- герой узнает себя, (мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов)

-автор показывает обреченность героя;

-природа, а не цивилизация – вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно,

- с природой автор связывает идею свободы, т.к. только свободный человек может проявить свой могучий дух.

-контраст с жизнью героя в монастыре (молитва, послушание)

монастырь-цивилизация, но с нею связаны идеи ограничения, законов = дикая природа, свобода, сила, красота (позиция автора – недоверие цивилизации, с одной стороны, опасность дикой свободы, с другой стороны) Цивилизация принесла мир на Кавказ (1 гл.) , но цивилизация отнимает у человека право быть собой, быть свободным, проявлять свою волю, творить свой мир.

Слайд 9.


Составить кластер «Роль эпизода «Бой с барсом»»

Пункты:

- важное звено в сюжете,

-раскрывает героя;

- герой узнает себя;

- автор показывает обреченность героя;

-природа для него истинной ценностью,

- только свободный человек может проявить свой могучий дух.

-контраст с жизнью героя в монастыре (молитва, послушание)

монастырь-цивилизация, но с нею связаны идеи ограничения, законов = дикая природа, свобода, сила, красота (позиция автора – недоверие цивилизации, с одной стороны, опасность дикой свободы, с другой стороны) Цивилизация принесла мир на Кавказ (1 гл.), но цивилизация отнимает у человека право быть собой, быть свободным, проявлять свою волю, творить свой мир.



Постановка домашнего задания

Слайд 10.

1)Письменный ответ «Образ Мцыри в оценке русских критиков» ( учебник, стр. 240-243)

2) Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке?

3) Что мне нравится в характере Мцыри?


Выбор домашнего задания



































Приложение к уроку

«Правда / ложь» Ключ

1.Общение с природой не принесло Мцыри радости, вызвало страх и тревогу


Ложь

2. Мцыри смирился со своей судьбой и остался жить в монастыре


Ложь

3. Исповедь – это покаяние в грехах. Мцыри не кается в грехах, а искренне рассказывает о трех блаженных днях, чтобы словами облегчить душу.


Правда

4. Мцыри проигрывает поединок барсу, которому наносит смертельную рану


Ложь

5. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад, где цвели акаций два куста, потому что оттуда виден Кавказ, его родина.


Правда

6. Контраст – основной принцип композиции поэмы «Мцыри»: монастырь - воля, цивилизация – мир дикой природы.


Правда

7.Мцыри соответствует типу романтического героя, формуле «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»


Правда

8. В поэме 26 глав, из них 24 гл.- это исповедь Мцыри.


Правда

9. Композиция поэмы кольцевая, т.е. действие заканчивается там, где и началось – в монастыре.


Правда

10. Завязка – побег, кульминация - встреча с грузинкой, развязка – смерть героя


Ложь


«Правда / ложь» Ключ

1.Общение с природой не принесло Мцыри радости, вызвало страх и тревогу


Ложь

2. Мцыри смирился со своей судьбой и остался жить в монастыре


Ложь

3. Исповедь – это покаяние в грехах. Мцыри не кается в грехах, а искренне рассказывает о трех блаженных днях, чтобы словами облегчить душу.


Правда

4. Мцыри проигрывает поединок барсу, которому наносит смертельную рану


Ложь

5. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад, где цвели акаций два куста, потому что оттуда виден Кавказ, его родина.


Правда

6. Контраст – основной принцип композиции поэмы «Мцыри»: монастырь - воля, цивилизация – мир дикой природы.


Правда

7.Мцыри соответствует типу романтического героя, формуле «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»


Правда

8. В поэме 26 глав, из них 24 гл.- это исповедь Мцыри.


Правда

9. Композиция поэмы кольцевая, т.е. действие заканчивается там, где и началось – в монастыре.


Правда

10. Завязка – побег, кульминация - встреча с грузинкой, развязка – смерть героя


Ложь




Краткий план анализа эпизода

Задания

1.Что предшествует эпизоду, что идет за ним, какую функцию он выполняет. Место данного эпизода в сюжете (что это: экспозиция, завязка, развитие действие, кульминация, развязка?)

2. На какие части можно разделить этот эпизод? Восстановите правильный порядок цитатного плана:


«Бой закипел, смертельный бой!»

«Вдруг… мелькнула тень, и двух огней промчались искры…»

«Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!»

«Первый бешеный скачок мне страшной смертию грозил»

«Я ждал, схватив рогатый сук, минуту битвы…»


  1. Как раскрываются герои в этом эпизоде? Прокомментируйте сравнительную таблицу «Тема борьбы и тема единства героев эпизода».

О чем хотел сказать автор, употребляя «противоречивую» лексику?


Лексика боя

Лексика единства героев

Минута битвы

Жажда борьбы и крови

Врага почуял

Страшной смертию грозил

Удар верен и скор

Рассек

Лила кровь

Бой закипел

Смертельный бой

Оружие

Бой продолжался

Враг стал изнемогать

Блеснули грозно

Торжествующий враг

Смерть

битва

Сплетясь

обнявшись

Как пара змей

Крепче двух друзей

Я…как барс пустынный

Пламенел, визжал, как он

Застонал, как человек

Слова людей забыл я

Лицом к лицу



  1. Значимые выразительные средства помогают раскрыть героев эпизода. Прокомментируйте их

Метафоры: «сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови»

Эпитеты: могучий барс, взор кровавый, сердито лапой рыть песок, бешеный скачок , страшной смертию грозил, блеснули грозно (о барсе)

Удар верен, скор, надежный сук, я был страшен, зол, дик, ужасный крик, торжествующий враг (о Мцыри)

Сравнения: как пара змей, крепче двух друзей,… сук мой, как топор, …он застонал, как человек,…я пламенел, визжал, как он

Фразеологизм: лицом к лицу


Какую роль играют глаголы в 17, 18 гл.?

Своеобразие синтаксиса (восклицательные предложения, многоточия – их роль)


  1. Последствия данного эпизода в произведении. Отступил ли Мцыри от своего желания? Почему же герой трагически обречен? Кого он обвиняет в этом( 21 гл.)?

Основная мысль эпизода. Как она соотносится с идеей поэмы в целом?



Материал для кластера «Роль эпизода «Бой с барсом»»

- важное звено в сюжете,

-раскрывает героя, готового слиться с миром природы, склонного к героическим поступкам, наслаждающегося битвой, борьбой;

-показывает безграничную силу человека,

-автор прославляет духовные силы свободного человека:

- герой узнает себя, (мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов)

-автор показывает обреченность героя;

-контраст с жизнью героя в монастыре (молитва, послушание),

-природа, а не цивилизация – вот что является для него истинной ценностью,

- с природой автор связывает идею свободы, т.к. только свободный человек может проявить свой могучий дух.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!