Цель: создание учебного настроя на деятельность; проверка готовности уч-ся к уроку, актуализация тематики изучаемого произведении. Видеофрагмент. «Мелодия гор Кавказа» https://www.youtube.com/watch?v=kgBCOqk-6B4 -Соответствуют ли картины видеофрагмента описаниям Кавказа в поэме Лермонтова? В чем они перекликаются? Величественная природа, простор, свобода, непокоренные вершины… Слайд 1. Поэт очень любил Кавказ. С ним связаны самые яркие впечатления, воспоминания о первой любви, кровавых битвах. Одна из легенд, услышанная на Кавказе, легла в основу поэмы, о которой мы сегодня продолжаем разговор. Слайд 2. Проверим, насколько вы готовы к уроку Слайд 3. Игра «Правда или ложь» Вопросы на карточках: 1.Общение с природой не принесло Мцыри радости, вызвало страх и тревогу (неправда, именно эти дни стали для него днями жизни, он познал счастье общения с природой, счастье борьбы и победы). 2.Мцыри смирился со своей судьбой и остался жить в монастыре (неправда) 3. Исповедь – это покаяние в грехах. Мцыри не кается в грехах, а искренне рассказывает о трех блаженных днях, чтобы словами облегчить душу. (правда, исповедь героя - это не покаяние , а искренний рассказ о «трех блаженных днях»). 4. Мцыри проигрывает поединок барсу, которому наносит смертельную рану (неверно, Мцыри выигрывает поединок, но сам получает смертельную рану) 5. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад, где цвели акаций два куста, потому что оттуда виден Кавказ, его родина. (верно, «Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет…») 6. Контраст – основной принцип композиции поэмы «Мцыри»: монастырь - воля, цивилизация –мир дикой природы. (верно) 7.Мцыри соответствует типу романтического героя, формуле «исключительный герой в исключительных обстоятельствах» ( верно, герой одинокий, сильный духом, одержим идеей свободы, готов к подвигу, но трагически одинок, жизнь его показана на фоне дикой и прекрасной природы Кавказа ) 8. В поэме 26 глав, из них 24 гл.- это исповедь Мцыри. (верно) 9. Композиция поэмы кольцевая, т.е. действие заканчивается там, где и началось – в монастыре.(верно) 10. Завязка – побег, кульминация - встреча с грузинкой, развязка – смерть героя (неверное, кульминация – бой с барсом) Ключ /выставление оценок. Приложение к уроку |