1. Организаци-онный | | Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой (позитив) Один из вариантов-загадки, интересные ситуации. | Добрый день. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Явление………….мы часто наблюдаем, Когда спокойно движемся. Споткнувшись, замечаем, Что продолжаем двигаться Вперед, а не назад, Встречая в жизни множество Препятствий и преград. (инерция) | Отвечают на приветствие учителя и с улыбкой садятся на места. | | умение слушать, адекватно воспринимать | Прогнозиро-вание предстоящей учебной деятельно-сти |
2. Актуализация знаний. Мотивация и целеполага-ние. | Беседа (фронтальный опрос) | 1. Проверка подготовки д.з. с целью готовности ученика к восприятию следующей новой информации 2. постановка цели и задачи урока | Фронтальный опрос: Вопросы классу: С каким явлением мы познакомились на прошлом уроке? (Взаимодействие тел) Что является причиной изменения скорости тела? (Действия тел друг на друга) Как называют действия тел друг на друга? (Взаимодействием) Что мы знаем о взаимодействии? (Во взаимодействии участвуют два тела, оба изменяют свою скорость) Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи Учащимся прелагается задача Выбежав из-за угла, леопард столкнулся с зайцем лоб в лоб. Кто из них отлетел дальше? Почему? - вот это мы сейчас и исследуем, запишем тему урока «Масса тела» | Учащиеся отвечают на вопросы. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизи-руют информацию Делают предположения, выдвигают гипотезу. Формулируют: что требуется узнать. - масса разная…….. Записывают тему урока. | Анализируют, работают самостоятельно. | умение слушать учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с поставлен-ными задачами; слушать окружаю-щих. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. |
3. Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) | Эксперимент Работа с учебником | Проведение эксперимента и обсуждение результатов. | Назовите главное свойство инерции А можно ли изменить эту скорость. Давайте проведем исследования. Прикрепленную к тележке пластину согнем и перевяжем нитью. Если нить разрезать — пластина разогнется, но при этом тележка окажется на том же месте. 2. Повторим этот опыт с двумя одинаковыми тележками. К согнутой пластине приставим еще одну такую же тележку. После того, как перерезать нить и пластина выпрямится, тележки переместятся на некоторое расстояние друг от друга. При действии одного тела на другое их скорость изменилась. Таким образом, тела меняют свою скорость только при взаимодействии, то есть при действии одного тела на другое. А всегда ли взаимодействующие тела получают одинаковые скорости… (создается проблемная ситуация) Понаблюдайте за игрой в бильярд или керлинг. При действии одного тела на другое, то есть при их взаимодействии, скорость изменяется у обоих тел. Вспомните известный мультфильм «Приключения капитана Врунгеля». С помощью бутылок с шампанским он смог продолжил свой путь на яхте «Беда». Во время взаимодействия пробки от шампанского и самой бутылки оба этих тела двигались в противоположные стороны, тем самым придавали яхте движение вперед. Проведем еще один опыт с тележками. Теперь на одну из тележек поставим дополнительный груз. Понаблюдаем, как изменятся скорости тележек при таких условиях. Многие из вас, используя свой жизненный опыт, уже догадались, что произойдет. Что мы видим? Какой вывод делаем….. После того как перерезать нить, тележки переместятся на некоторое расстояние. Конечно, тележка с дополнительным грузом изменит свою скорость меньше, чем без груза. Сравнивая изменение скоростей после взаимодействия, можем судить об их массах: если скорость одной тележки в три раза больше, то ее масса, соответственно, будет меньше в три раза. - от чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии? Сделаем запись в тетради. Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности тела. Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д. Масса величина скалярная. Обозначение массы – m. Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг. А) тележки без груза: Если тела приобрели одинаковую скорость, то массы тел равны. Б) на одну из тележек ставят груз: наблюдение-вывод. Итоговый слайд: в результате долгих исследований делаем выводы. Сверяемся с учебником. (проговариваем вслух.) -какое свойство определяет масса тела? (находим в учебнике) Запишем опорный конспект. Интересный случай(подготовила ученица по желанию) Занимательная физика. Веселая задача от Григория Остера. Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомых явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался,- дергало назад. Что это за хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ними справиться? Продолжаем урок: Вам надо принести маме из подвала 1кг картофеля. Как это сделать? - Загадка. Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы) -Для чего нужны весы? -Продолжаем исследовать. Сообщение сильного ученика «такие разные и интересные весы» - подведем итог : Взвешивание. Этот способ более удобный для нас и более привычный, но существует второй способ определения массы: Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при вычислении масс планет, звезд и т.д.). Этот способ будем изучать в старших классах. | - сохранять скорость постоянной. -подействовать другим телом Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция ( работают в группах- смежных, т. е группа состоит из слабых учащихся и сильного консультанта желательно 2) Записывают в тетрадь Знакомятся с понятием инертности. Формируют в тетради опорный конспект по теме. Ответ: Милиция в данном случае бессильна. Петя - материальное тело и обладает таким свойством, как инертность. И явление инерции движения тоже не подвластно милиции. - Определить массу тела. | Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходи-мых дополнений и коррективов |
5. Первичное закрепление новых знаний | Беседа | Решение качествен-ных задач | Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке. Решение качественных задач. 1. Устно: А) Космонавт взял с собой на орбитальную станцию задачник по физике. Одинакова ли масса задачника до старта и на орбитальной станции? Б) Из овечьей шерсти скатали валенки. Сравните массы шерсти и валенок, если отходов не было. Что изменилось? 2. Часто задают вопрос: Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм железа? | Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Умение выражать свои мысли | Самостоя-тельное активизиро-вание мыслитель-ных процессов, контроль правильно-сти сопоставления информации, корректировка своих рассуждений |