Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | -Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодня мы продолжим наше путешествие в страну Математику. Математику учить – Ум в порядок приводить! | Эмоциональный положительный настрой на урок | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. РегулятивныеУУД: самоорганизация Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 1. Индивидуальная работа по карточкам. Найди значения выражений. 17 • 4 2 • 39 8 • 12 | 36 : 2 42 : 3 60 : 4 | 39 : 13 48 : 12 60 : 15 | 2. - Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков? - Как называются числа при делении? 3. Устный счёт. 1) Слайд - Сравните выражения: 5 6:8 54:6 63:9 49 :7 3 6:9 72:9 42:6 45 : 5 - Выполняя это задание, что мы повторили? 2) Слайд – Найдите значение выражений. 84 : 4 42 : 3 90 : 5 - Как вы представляли делимое, чтобы выполнить деление . - Выполняя это задание, что мы повторили? 3) Слайд - В левой части даны выражения , в правой – их значения. Соедините в пары выражения и ответ. Читайте выражения по-разному. 51:17 4 36:18 2 95:19 3 68:17 5 - Выполняя это задание, что мы повторили? 4) -Решите задачи: 1)На одной полке 60 книг , а на другой в 2 раза меньше. Сколько книг на другой полке? 2)Периметр квадрата равен 24см. Чему равна сторона квадрата? 3) 12 тетрадей раздали 4 учащимся. Сколько тетрадей получит каждый ученик? - Что узнали, когда 12:4? 4) – Бабушка испекла 10 блинов и разделила поровну между 3 внуками. Сколько блинов получил каждый внук? - Ребята, почему возникло затруднение? - А кто смог получить ответ? (Учитель записывает варианты ответов на доску) - Докажи правильность решения с помощью правила. Как правильно записать решение? - Итак, у нас возникла проблема, которую нам предстоит решить. | Несколько учащихся работают по карточкам. Дети отвечают на вопросы. - Деление. -Делимое, делитель, частное. Дети работают устно. Спрошенные учащиеся отвечают, остальные с помощью сигнальных карточек показывают, согласны ли они с ответом. - Мы повторили табличное деление. Читают выражения по-разному. Объясняют, как находят значение выражений. - Представляли делимое в виде суммы разрядных слагаемых или в виде суммы удобных слагаемых. - Выполняя это задание, мы повторили деление суммы на число. Находят значение выражений, соединяя пары. - Выполняя это задание, мы повторили деление методом подбора. - Сколько раз по 4 содержится в числе 12. Дети пытаются решить задачу. Объясняют затруднение: -Число не можем разделить, нет в таблице. -Мы не можем обосновать правильность решения. | Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, сотрудничать со сверстниками Регулятивные УУД: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Практическая работа. -Предлагаю выполнить практическое решение задачи. - Работаем в парах. В качестве блинов используем кружочки. Возьмите их в конвертах. - Что будем делать? - Делаем вывод. -Сколько осталось? -Почему оставшийся блин никому не достался? -Так что такое 1? - Сформулируйте тему урока Слайд - Определим цель: Научиться выполнять действие деление с ………….. Слайд - Давайте запишем решение нашей задачи. - 10 : 3 =… Сколько раз по 3 содержится в 10? -Какое число разделили без остатка? - Можем сказать, что 9 – это самое большое число из 10, которое делится на 3? - Сколько осталось? - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Что помогло нам справиться с заданием? | Берут конверты, достают кружочки. - Делить поровну 10 блинов между 3 внуками. Каждая пара выполняет практическую работу с использованием наглядного материала. Свои выводы представляют классу. - Нужно узнать сколько раз по 3 содержится в числе 10. Разложили кружочки и получили, что по 3 в числе 10 содержится 3 раза. - Один блин остался. - Потому что делили поровну. - 1 – это остаток. Самоопределение к деятельности Учащиеся формулируют тему «Деление с остатком» Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока Опираясь на свои выводы, с помощью учителя учащиеся выполняют запись 10 : 3 =3 (ост.1) - Это число 9. Дети читают выражение с остатком. - Использование наглядного материала – кружочков, знание таблицы умножения и деления. | Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи. Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения, учатся учитывать разные мнения , работать в сотрудничестве. Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока, учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
4. Реализация построенного проекта | -Сделаем вывод, что же нам нужно предпринять, чтобы выполнить деление с остатком. Слайд - Обратимся к учебнику. Стр.26. Прочитайте тему. Какое выражение принёс наш Знайка Математик? Какое это деление? Прочитайте на какой вопрос мы должны ответить, чтобы найти значение выражения . Что используем? - Читаем запись. - Правильно ли мы с вами рассуждали? - Обратите внимание на запись решения. Какой вид записи для вас совершенно новый? - Что обозначает число 17? -Число 3? -Число 5? - Число 15? Как его получили? - Какое действие выполнено с числами 17 и 15. Посмотрите на знак слева. - Как записываются числа при выполнении действия столбиком? -Что получилось в результате вычитания? - Что такое 2? - Значит, мы можем записать решение двумя способами. Как? - Запишем решение нашей задачи, выполнив деление столбиком. Офтальмотренажёр. | Учащиеся под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения - Нужно узнать, сколько раз делитель содержится в делимом и сколько останется. - Что мы можем для этого сделать? (Выполнить рисунок, чертёж…) Читают правило в учебнике с.126. Сравнивают. - Мы рассуждали правильно. - Запись на клеточках. Дети отвечают. - Самое большое число из 17, которое делится на 3. - Запись деления с остатком можно выполнить строчкой или столбиком. Один ученик у доски. Остальные дети работают в тетрадях. Дети выполняют упражнения для глаз. | Познавательные УУД: учатся использовать схему для решения учебной задачи; Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1.Работа с учебником. С.24 №1 Объяснить записи к рисунку, читая их по-разному. - Подумайте, что значит ост.0? 2.С.24 №2 выполнить деление, сделав рисунки. Работа у доски. Посмотрите выражения. - Какое выражение здесь лишнее? Выполним устно? - Найдите выражение, в котором такой же делитель. Прочитайте его. -Что надо узнать , выполняя деление? Применим наше правило. - Осталось три выражения. Найдите выражение, в котором самый большой делитель. Прочитайте его. -Что надо узнать? -Выполни рисунок. - Прочитаем оставшиеся выражения. Что общего? Чем различаются? Найдём значения этих выражений, используя один рисунок. | Дети читают записи к рисункам, называя компоненты действия деления. Дети выходят к доске, выполняют рисунок, делают записи -12:3 – делится без остатка 12 : 3 = 4(ост.0) - Это выражение 7 : 3. -Надо узнать сколько раз по 3 содержится в 7. - Это выражение 11 : 4. -Надо узнать сколько раз по 4 содержится в числе 11. -10:4, 10:6. | Познавательные УУД: учатся использовать алгоритм рассуждения; Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа по карточкам. - Работаем самостоятельно по карточкам. - Возьмите карточку, познакомьтесь с заданием. -Покажите сигнальчик, кто уверен, что справится самостоятельно(жёлтый), кому возможно понадобится моя помощь(зелёный), и кто считает, что не справится без моей помощи(красный)! - Кто легко справится со своим заданием, может выполнить дополнительное задание! 1.1 группа (слабые) учащиеся - Составьте запись по рисунку. 2. 2 группа учащихся -Выполните деление с остатком, используя рисунок 9 : 6= 15 : 6= 12 : 9= 9 : 4= 3. 3 группа (сильным учащимся). Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 14 : 6= 10 : 4= 9 : 5= 81: 9= 30 : 5= 10 : 3 = - Проверяем! Слайд Проверяют свою работу дети, у кого на карточках красный кружок. Оцените свою работу. Поставьте смайлик. | Работают в тетрадях. Дети определяют свои возможности по выполнению самостоятельно задания. Работают самостоятельно. Выполняют дополнительное задание. Самопроверка по эталону. Самооценка. | Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Личностные: учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
7. Включение в систему знаний и повторение | Работа в группах. Слайд Составить задачу по выражению. 1 группа (сильные) 31 х 3 - 56 2 группа(средние) 84: 4 + 17 3 группа (слабые) (12 +28): 8 1) Решение задачи 2) Работа с геометрическим материалом № 4, стр. 24 Условие задачи № 4 учитель записывает вместе с учащимися, а после этого дети приступают к самостоятельному решению. 1/8 часть – 5 см2 S – ? см2. 5 · 8 = 40 (см2) Ответ: S = 40 см2. | Дети выполняют задания, работая в группах. Каждая группа отчитывается перед классом. | Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения и работать в сотрудничестве. Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Личностные: учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Подведём итоги урока. - Над какой темой мы сегодня работали? -Какую цель ставили перед собой? - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты? -Где вам могут пригодиться знания, приобретённые на сегодняшнем уроке? Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и покажите сигнальчик. Слайд Мне было легко, я всё понял (жёлтый) Я понял, старался работать хорошо (зелёный) Я понял, мне необходимо поработать над темой (красный) Учитель оценивает работу детей на уроке и выставляет отметки. Домашнее задание: с. 26, прочитать параграф, № 4, №5 - Прочитайте задание №4. - Что надо знать, чтобы выполнить это геометрическое задание? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и качество усвоения материала. Учащиеся выслушивают комментарий учителя | Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели Личностные: учатся проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |