3) осуществлять самооценивание, вносить необходимые коррективы в действие на основе его оценки с учетом сделанных ошибок.
5) уметь анализировать, делать вывод (с помощью учителя).
4) уметь слушать и понимать других.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация, самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Маргарита Юрьевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. - Проверьте свою готовность к уроку. Хозяин на уроке – учебник, его помощники: тетрадь, ручка, и карандаш. - Предлагаю сегодняшний урок математики провести под девизом: «Не говори – не умею, а говори – научусь». - Как вы понимаете смысл данной фразы? | - приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку - высказывают свои мнения |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас 3 февраля, на следующей строке – классная работа. - Те кому я раздала карточки, приступайте к выполнению заданий, как выполните, положите листок на край стола, остальные работают со мной. - На новой строке запишите арифметический диктант. - Я буду зачитывать условие, ваша задача внимательно послушать и через запятую записать ответы. Один ученик будет работать у доски. Найди сумму чисел 37 и 6 (43) Уменьшаемое 27, вычитаемое 8, найдите разность (19) Первый множитель 4, второй – 2. Найдите произведение (8) 76 увеличь на 4 (80) Из какого числа надо вычесть 5. Чтобы получить 43? (48) 100 без 53? (47) Первое слагаемое – 23, второе – 47. Чему равна сумма? (70) - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведем взаимопроверку, называем ответы, которые у вас получились. - Кто не допустил ни одной ошибки – поднимите руку. Кто допустил 1-2 (и более) ошибок, исправьте и в следующий раз будьте внимательнее. - Вспомним, какие вы смекалистые и решим задачи, вам нужно будет послушать и записать решение в тетради. 1. У стола 4 ножки А вопрос таков Сколько вместе Будет ножек у 3 столов? 2. Мышка зерна собирала По 2 зернышка таскала Принесла уж 9 раз. Каков мышечкин запас? 3. На базаре добрый ёжик Накупил семье сапожек. Сапожки по ножке - себе, Поменьше немного - жене. С пряжками - сыну, С застёжками - дочке. И всё уложил в мешочке. Сколько в семье у ёжика ножек? И сколько купили сапожек? 4. Я держала три цветка По четыре лепестка. Сосчитать их не успела. Два от ветра улетело. Сколько лепестков осталось? Вы еще не догадались? 5. Именины у синицы, гости собрались. Сосчитай-ка их быстрей, да не ошибись. Птичек дружная семья: 3 весёлых воробья, 3 вороны, 3 сороки – Чёрно-белых белобоки. 3 стрижа и дятла 3. Сколько птичек, подскажи? - Задание: обведите в кружок те ответы, в записи которых чётные числа. Доп. вопрос: Какие числа мы называем чётными? - Те, кто работал индивидуально, заканчиваем, карточки на край стола положите. В конце урока я проверю и поставлю оценки. | - слушают целевые установки - несколько учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках - остальные работают в тетрадях, записывают ответы через запятую - обмениваются тетрадями с соседом по парте, осуществляют взаимопроверку - исправляют ошибки в случае их допущения - один ученик работает у доски, комментируя каждое решение 4∙3=12 (н.) 2∙9=18 (з.) 4∙4=16 (н.) 4 сапожек купил 3∙4-2=10 (л.) 3∙5=15 (пт.) - выполняют задание |
3. Выявление места и причины затруднений | - С помощью какого арифметического действия мы решали задачи? - Назовите компоненты умножения. - Назовите действие, обратное умножению. - Перечислите компоненты деления. - Верно, молодцы. - Ребята, откройте учебники на 103 странице. Один ученик прочитает задачу всему классу. - О чем говорится в задаче? - Что еще сказано в задаче? - Что нужно нам нужно будет найти? - Каким действием будем решать задачу? - Что на что будем делить? - Сколько получим клубничек в одной части? - Там, где записано у вас решение, после знака равно – пустой квадрат, запишите туда ответ 3 (к.) | - решали задачи с помощью умножения - первый множитель, второй множитель, значение произведения - деление - делимое, делитель и частное - открывают учебник, читают задачу, затем анализируют вместе с учителем - в задаче говорится о клубничках - что их разделили на 4 равные части - количество клубничек в одной части - делением - количество клубничек на 4 равные части - 3 клубнички - записывают ответ |
4. Построение проекта выхода из затруднений | - Кто догадался, чем на уроке мы будем заниматься поднимите руку. - Верно, тема нашего урока «Задачи на деление по содержанию и на равные части» - Какую цель на урок поставим? - Прочитайте задачу под буквой Б. - Что в этой задаче делали с клубничками? - Что нужно узнать в задаче? - Что на что будем делить? - Сколько частей получим? - Там, где у вас записано решение, после знака равно – пустой квадрат, впишите туда ответ – 3 (ч.) | - решать задачи на деление и закреплять ранее полученные знания, совершенствовать навыки вычисления - узнать, чем отличаются задачи на деление по содержанию от задач на деление на равные части - читают задачу - их разделили на части так, что в каждой получилось по 4 клубники - нужно узнать сколько частей получилось - количество всей клубники на 4 - 3 части - записывают ответ |
5. Реализация проекта выхода из затруднений | - Чем похожи эти задачи? - Чем отличаются? - Верно, вы правильно сказали (названия типа задач с иллюстрациями). - Ребята, решая эти задачи, какое арифметическое действие мы выполняли? - Как вы думаете, где оно может пригодится в жизни? - Предлагаю немного отдохнуть, встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной. Так проворны наши руки – Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад – С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать, А прижав тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим. | - похожи тем, что решаются одним действием - отличаются тем, что в 1 задаче мы делили на равные части и получали количество клубник в каждой части, а во 2 – ягоды делили на части по 4 в каждой и получили число таких частей - деление - разделить конфеты, торт, деньги, фрукты и т.д. - выполняют движения физминутки |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Так какие задачи мы будем решать на уроке? - Поработаем со 2 на странице 103, прочитайте задачу под буквой А. - О чем говорится в задаче? - Сколько их было? - Что нужно узнать в задаче? - Как будем решать задачу? Что на что будем делить? - Верно, запишите решение на строчке. - Сколько же туристов было? - Прочитаем задачу под буквой Б. - О чем задача? - Что делали с шариками? - Что необходимо найти в задаче? - Запишите решение. - Прочитайте задачу под буквой В. Составьте выражение для решения этой задачи. - Какое выражение вы записали? - Откройте учебник на 104 странице, прочитайте № 4. - Что нужно сделать? - Обратите внимание на рисунок под буквой А. Какую задачу можно составить? - Что обозначает делимое? - А делитель? - Частное что выражает? - Посмотрите на следующий рисунок. - Какую задачу составим? - Что обозначает делимое? Делитель? - Частное что обозначает? - Верно, молодцы. | - задачи на деление по содержанию и на части - открывают учебник, читают условие задачи - о картошках, которые туристы испекли на костре - 12 картошек - сколько было туристов, если каждому из досталось по 2 картошки - количество всех картошек на 2 - 12:2= 6 (т.) - 6 туристов было - один ученик читает задачу всему классу - о шариках - 18 шариков разложили в кучки по 9 в каждой - нужно найти сколько кучек получилось - 18:9 = 2 (к.) - читают задачу, составляют выражение - буквенное, a:n - открывают учебник, знакомятся с условием задания - нужно составить 2 различные задачи, опираясь на рисунок учебника, решением которых будет 16:2=8 - высказывают свои варианты (было 16 яблок, их разделили на 2 части поровну. Сколько яблок получилось в одной части?) - количество всех яблок - на сколько частей их разделили - частное выражает количество яблок в одной части - смотрят, анализируют, составляют задачу (было 16 яблок, разделили между детьми, каждый получил по 2 яблока. Сколько было детей?) - количество всех яблок, делитель – количество яблок, которое досталось каждому ребенку - частное – количество детей, которые получили яблоки |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Выполним № 6 самостоятельно по вариантам. 1 вариант выполняет первую строку, второй – вторую. - Кто готов – руку, я проверю. - Заканчиваем выполнение. Давайте проверим, первый вариант, что у вас получилось? - Верно. - Второй вариант, что получилось у вас. - Молодцы, вы справились с этим заданием. - Поднимите руку, если у вас получился другой ответ. Объясни почему такой ответ… | - решают примеры самостоятельно, по вариантам - осуществляют проверку - в первом примере получили 9, во втором – 55 - в первом примере получили 18, во втором – 1 |
8. Включение в систему знаний и повторений | - На странице 105, начнем выполнять номер 12. Разделимся на 3 варианта, но для начала вспомним правила. - Что нам неизвестно в первом уравнении? - Как найти уменьшаемое? - Что нужно найти во втором уравнении? - Как будем искать? - В третьем уравнении, что неизвестно? - Как будем искать? - Верно, мы проговорили правила. Приступаем к выполнению: первый ряд решает первое уравнение, второй – следующее и третий – последнее. Один ученик от каждого варианта будет работать у доски на оценку. - Кто выполнил, поднимите руку я подойду и проверю. - Давайте проверим ребят, которые выполняли задание у доски. Исправим ошибки, если есть. Доп.вопросы, работающим у доски: - Какие числа называют чётными? - Назовите компоненты при умножении, делении…. - Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. | - вспоминают правила - нам неизвестно уменьшаемое - нужно к вычитаемому прибавить значение разности - нужно найти второе слагаемое - из значения суммы вычтем первое слагаемое - неизвестно вычитаемое - из уменьшаемого вычтем значение разности - три ученика от каждого ряда решают уравнения у доски, остальные – в тетради - осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки если таковы имеются - четные те числа которые делятся на 2,4 и т.д. - при умножении: первый множитель, второй множитель и значение произведения - при делении: делимое, делить, частное |
9. Рефлексия | - Чем занимались на уроке? - С какими видами задач мы сегодня познакомились? - Что вызвало затруднения? - Если вам урок был интересен и понятен – похлопайте, если же нет – потопайте. - Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 103 № 3, с. 104 № 7. - Спасибо за урок! До свидания! | - решали задачи на деление - с видами задач деления на равные части и по содержанию - высказывают свои мнения - проводят рефлексию - открывают дневники, записывают домашнее задание - до свидания! |