Учитель: | Мананникова Ирина Владимировна | Класс | 4 | Предмет: | Математика | Авторы УМК | Дорофеев Г.В. , Миракова Т.Н. УМК «Перспектива» | |
Тема урока. | Шар | |
Тип урока. | Урок открытия нового знания | |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение. | |
Цель: | Формирование ценностного представления о геометрической фигуре шар | |
Планируемые результаты: | УУД: Личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие пространственного воображения, развитие творческой и поисковой деятельности учащихся, интереса к математике. Метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, развитие познавательного интереса учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом, умения работать с имеющейся информацией в необычной ситуации, установление взаимосвязи геометрии с другими областями наук. Предметные: пропедевтика, с целью перехода к изучению геометрии в следующем классе. Задачи занятия: Личностные: обеспечение познавательной мотивации учащихся при изучении определений, рефлексия деятельности после практической работы. Метапредметные: организация работы в группах при решении учебных исследовательских задач, инициирование устных ответов учащихся. Предметные: исследование всех определений сферы и шара, формулирование вывода о древних представлениях людей о форме Земли и о развитии научных представлений относительно формы Земли на основе исторического материала, сравнение геометрических фигур( круг и шар). Планируемые результаты: Личностные: рефлексивная самооценка учебной деятельности; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; умение видеть математические задачи в окружающем нас мире. Метапредметные: Коммуникативные: формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений; Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся; Регулятивные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности. | |
Оборудование | Учебник Дорофеев Г.В. Миракова Т.Н., 4 класс. Модели шара для практической работы Конверты с заданиями для работы в группах ПК, проектор. Модель шара | |
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Включение учащихся в учебную деятельность. | -Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи. -Начнем свой урок с высказывания древнекитайского мыслителя, философа Конфуция. Вот что он говорил: Три пути ведут к знаниям: путь размышления – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький» -Подумайте над этими словами. А какой же путь выберете вы? -Кто выбрал путь размышления? поднимите руку. - Кто выбрал путь подражания? поднимите руку. -Кто выбрал путь опыта? поднимите руку. (Размышления какие могут быть?) -Какое событие произошло 12 апреля 1961года? (Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос) -Какую годовщину мы будем отмечать в этом году? Посчитайте. (60ая годовщина) -Давайте вместе совершим путешествие вокруг Земли. | Самоопределение учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу). | -самоопределение -внутренняя позиция школьника -учебно-познавательная мотивация | |
Актуализация знаний | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -Для начала нам нужно выбрать транспортное средство. Для этого математический диктант. Вычисли: Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с. Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч. Скорость автобуса, если он прошёл 120 км за 3 ч. Скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 ч. (Ученики меняются тетрадями, взаимопроверка) -И какое же транспортное средство подойдет для путешествия? -Почему? (скорость (быстрая),высокая) -Давайте займем места в корабле. -Первый пункт нашего путешествия – это Луна. | Решают задачи на движение. Оценивают мощность разных средств передвижения. | Актуализация знаний (задачи на движение) | |
Постановка проблемы. | Выявление и фиксация места и причины затруднения. «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговаривание темы и цели урока). | -А кто знает, какую форму имеет Луна?( круга , шара, ?) - А какую форму имеет Земля? (круга , шара, ?) - Да, правильно (форму шара). - И ученые считают что Земля имеет шарообразную форму . - А мы знаем про эту фигуру? Да, знаем, но мы еще не знаем его свойства. - Значит, что будем изучать на уроке? (шар и его свойства) - Какую цель поставим? Узнавать геометрическую фигуру шар, исследовать и характеризовать свойства шара. – Какие предметы вы знаете в форме шара?) Рассказ учителя о том, как древние люди представляли себе форму Земли Давайте рассчитаем, сколько времени занял у нас путь до Луны. -Для этого решим задачу. Задача. Скорость космического корабля 7 км/с, расстояние от Земли до Луны составляет 370 300 км. Сколько часов потребуется для того, чтобы долететь до Луны? -Давайте вспомним, как мы находим время? (расстояние делим на скорость) -Решение напишите в тетрадях и время укажите в часах и минутах. Расстояние – 370300 км Скорость – 7 км/с Время - ? ч. Решение: 370300 : 7 =52900 (с) – потребуется для того, чтобы добраться до Луны. 52900 : 600 = 14 ч 25 мин Ответ: 14 ч 25 мин потребуется для полёта на Луну - Все ли справились ?Давайте проверим, какое же время нам нужно для полета на Луну? (14ч 25 мин) | Находят сходства в представлениях древних людей о форме Земли: - Земля имеет плоскую форму. - Земля круглая. Рассчитывают время необходимое для полёта на Луну, вспоминают соотношение единиц времени | -волевая саморегуляция - анализ, синтез, сравнение, аналогия -постановка и формулирование проблемы -формулирование и аргументация своего мнения; -учёт разных мнений -умение использовать научный метод познания. | |
Открытие нового знания | Провести исследование по новой теме, сделать выводы | Следующий пункт - открытый Космос. Будем самостоятельно исследовать свойств шара. - Перед Вами конверты. В них - свойства двух фигур. Обсудите в группе и распределите слова на 2 фигуры (В конверте свойства шара и еще одной геометрической фигуры) (Работают) -На какие группы распределились ваши слова ? -Командиры, вам слово. В группах ответы: 1 группа: шар и конус 2 группа:шар и квадрат 3 группа:шар и прямоугольник 4 группа:шар и треугольник 5 группа:шар и цилиндр (Свойства) -А какой геометрической фигуре мы проговорили во всех группах?(о шаре) -Давайте вместе построим кластер этой фигуры. С каждой группы один ученик 1 свойство вешает и следим чтобы они не повторялись. На доске цветные круги ,в него и вешают ) -Все ли группы согласны с выводами? -А что вы можете сказать о свойствах геометрической фигуры шар? (перечисляют) - Давайте мы послушаем и посмотрим обьяснение на экране, и закрепим наши знания. | Ученики на основе геометрического рисунка выявляют свойства шара. Результаты наблюдений оформляют в виде кластера | Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик». | |
Физминутка | | Космическая зарядка | | | |
Практическая работа. Работа с учебником. | Построение и фиксация нового знания. Проговаривание нового знания. Применение нового знания на практике. | -Сейчас каждая группа получит новое задание., На листочках - вопросы . Нужно будет искать ответы на вопросы.( из учебника с.81) Подведение итогов практической работы : | Работа в группах по плану практической работы. Оформление выводов в маршрутных листах. Каждая группа делится выводами, к которым они пришли в результате работы, демонстрируют построения на модели шара, доказывают свою точку зрения, при ошибочном ответе, учащиеся других групп дают объяснения и доказывают правильность своих выводов. | - умение определять и придерживаться цели ; - умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать - умение работать в парах - осознание ценности совместной деятельности, подтверждение своего открытия. Положительная мотивация. | |
Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала. | Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Для того, чтобы нам успешно вернуться на Землю и совершить посадку нам предстоит справиться с последним испытанием. Самостоятеьная работа(с проверкой). Решить задачу Радиус земного экватора 6400 км, а экватор примерно в три раза длиннее своего диаметра. Вычислите длину экватора. У.с.81 №3 | Самостоятельно выполняют задание. | Успешно выполненные задания. | |
Итог. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | - Удалось достичь поставленную цель?Какие свойства шара мы сегодня открыли? Оцените свю работу. - | Ученики завершают фразы, анализируют свои учебные и личностные достижения. Высказывания учащихся, ответы на вопросы, оценка собственной деятельности. | Осознание результатов каждого этапа урока. Осознание ценности полученных знаний. | |