Разработка урока по математике с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Фомина Ирина Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории ГБОУ школы-интерната № 113 г.о. Самара
Предмет: математика.
Класс: 5.
Тема:Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма
Текст задания:соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость нормам СанПиН?
Цифровой ресурс: интернет- ресурсы: ЯКласс (https://www.yaklass.ru/), Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/
Возможный внешний образовательный результат: объём помещения, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
Возможный внутренний образовательный результат: любознательность, эрудированность, способность к анализу и синтезу, способность находить аналогии.
Рефлексия собственной деятельности учителя: Главный результат работы над заданием: повышение внутренней мотивации обучающихся, изучение математики не ради математики, а необходимости этих знаний в жизни. Умение ориентироваться в своей системе знаний. Способы достижения: форма организации урока, применение современных ресурсов, постановка задачи.
Технологическая карта урока математики в 5 классе с использованием технологии смешанного обучения,
модель «Ротация станций» и цифровых технологий.
Учитель математики: Фомина И.Н.
Предмет: математика
УМК: Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
Тема урока: Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- развивать логическое мышление, аккуратность, внимательность при решении задач, умение общаться в коллективе;
- способствовать эмоциональному восприятию материала.
- осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.
Предметные:
- научиться вычислять объёмы параллелепипедов, кубов по соответствующим правилам и формулам;
- научиться выражать одни единицы измерения объёма через другие.
- развивать умение чтения геометрических рисунков и выполнения рисунков по описанию.
- продолжить формирование умения составлять числовые и буквенные выражения (построение математической модели ситуации).
Метапредметные:
- уметь добывать и перерабатывать новые информацию, представленную в различных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:Технология смешанного обучения (модель «ротация станций»)
формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы: учебник, интернет- ресурсы: ЯКласс (https://www.yaklass.ru/),
- технологическая карта;
- маршрутные листы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы формы деятельности | Формируемые УУД |
Организационный момент | Эмоциональный настрой учащихся на работу. Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед! | Приветствуют учителя. Да! | | Личностные: - Формирование познавательного интереса. - Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - Нацеливание на успешную работу. - Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - Выражение собственного мнения. - Аргументация. - Умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. |
1. Мотивация к деятельности | Активизирует знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме Работа со слайдами 1 – 2 презентации | Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания с учителем. | Фронтальный опрос |
2. Постановка учебной задачи. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. | Как вы думаете, что больше занимает места– 1 кг ваты или 1 кг гвоздей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать величину, которая называется объём. В данной задаче ответ очевиден, так как мы можем представить предметы визуально. Но не всегда ответ может быть таким простым. Чаще всего нужно произвести определённые вычисления. - Кто догадался, что мы сегодня будем с вами изучать на уроке? Формулирует тему урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда.» - Для плодотворной работы я вас разделила на группы. Каждая группа получает маршрутный лист, где обозначен план работы по станциям Ребята, предлагаю вам разделится на группы, каждой группе предложены Маршрутные листы. | Учащиеся высказывают свои предположения по теме урока Формулируют (уточняют) тему урока. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока 1. группа остается за партами для фронтальной работы с учителем 2. группа переходит за столы для работы в группе. 3. группа садится за ноутбуки для индивидуальной работы. | Побуждающий проблемно- поисковый диалог | Личностные: - Формирование познавательного интереса Регулятивные: - Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) Коммуникативные: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: - Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; |
3. Изучение нового материала. открытие новых знаний. | Учитель кратко даёт понятие объёма, устно решает с обучающимися задачи слайд 9 Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций» |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Группа №1 работает по Маршрутному листу №1. Станция 1: «Работа с учителем» Изучают алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда и решают задачи слайды 2 – 8 презентации Группа №2работает по Маршрутному листу №2. Станция 2: «Он-лайн обучение» Изучить новый материал по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7730/main/272356/ Выполнить тренировочный вариант работы по теме «Тренировка по теме Объём прямоугольного параллелепипеда» на он-лайн платформе Якласс: https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/geometricheskie-tela-13832/obem-priamougolnogo-parallelepipeda-13551/tv-42a30d8f-7a4f-4867-9b89-1b8e16efc442/te?testResultId=172071723&exercisePosition=1 Группа №3работает по Маршрутному листу №3 Станция 3: «Проектная работа» Используя текст Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м. Открытая задача: Соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость нормам СанПиН? | Выполняют практическую работу. Проводят самостоятельное наблюдение по изучаемой теме. Делают выводы, записи в тетради. Индивидуальная работа на ПК Данный вид работы позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Проводят измерения классной комнаты при помощи электронной рулетки, вычисляют, делают вывод. Формулирует ответ к задаче. | Практический метод учения Метод проблемного обучения (частично-поисковый) Работа с цифровым ресурсом. Метод практического контроля и самоконтроля Метод стимулирования интереса к учению | Личностные: - Формирование познавательного интереса Регулятивные: - Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Коммуникативные: - Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: - Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. - Приобретение новых знаний |
4. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции | | Учащиеся выполняют задания, тем самым проходит осмысление, закрепление и коррекция знаний. Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. | Метод практического контроля и самоконтроля Метод стимулирования интереса к учению Метод практического контроля и самоконтроля Фронтальная работа | Личностные: - Повышение познавательного интереса к изучению математики Регулятивные: - Умение, анализировать, - Систематизировать необходимую информацию. Коммуникативные: - Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. - Умение обосновать собственную позицию. - Конструирование способа общения в группе Познавательные: - Извлечение информации. - Действие по аналогии. - Осознанное и произвольное построение высказывания. - Приобретение новых знаний |
5. Обобщение и систематизация | | Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. Учащиеся выполняют задания, тем самым проходит осмысление, закрепление и коррекция знаний. | Метод стимулирования интереса к учению. Метод практического контроля и самоконтроля Фронтальная работа | Личностные: - Повышение познавательного интереса к изучению математики; - Способность к самооценке своих действий. - Эмоциональное отношение к теме. - Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам. Регулятивные: - Умение осуществлять самооценку и взаимооценку - Умение строить высказывание в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Познавательные: - Систематизация знаний - Самостоятельное решение проблемы поискового характера. - Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме |
6. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Проводит беседу, организует самооценку результатов учащихся. - Была ли вами достигнута цель, поставленная на уроке? - Что нового вы узнали? - Чему научились? - Как полученные знания могут пригодиться в жизни? Перед детьми лежат кубики лего желтого, зелёного и красного цвета. Каждый берёт кубик, оценивая свой внутренний результат и все вместе строят башни успеха. - у меня ничего не получилось - у меня были проблемы - мне всё удалось | Учащиеся отвечают на вопросы по усвоению нового материала | | Личностные: - Повышение внутренней мотивации Регулятивные: - Способность к аналитическим действиям. Коммуникативные: - Умение аргументировать свой ответ - Умение слушать и понимать речь других. Познавательные: - Умение ориентироваться в своей системе знаний |
7.Домашнее задание | Выполнить на он-лайн платформе Якласс: Домашняя работа по теме: https://www.yaklass.ru/p/matematika/5-klass/geometricheskie-tela-13832/obem-priamougolnogo-parallelepipeda-13551/tv-94e36e3a-7025-45e3-8e62-83fc592c1615 (Учащиеся получат оповещение о необходимости выполнить д/з по электронной почте) |
Приложение 1. Маршрутный лист группы №1: Станция 1 : «Работа с учителем»
Станция 2: «Он-лайн обучение»
Станция 3: «Проектная работа»
Приложение 2. Маршрутный лист группы №2: Станция 1 : «Он-лайн обучение»
Станция 2: «Проектная работа»
Станция 3: «Работа с учителем»
Приложение 3. Маршрутный лист группы №3: Станция 1 : «Проектная работа»
Станция 2: «Работа с учителем»
Станция 3: «Он-лайн обучение»