Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы. понятиями траектория, путь, перемещение». В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела. Движенья нет, сказал мудрец брадатый, Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый, Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. А. С. Пушкин «Движение» Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока. | Рассматривают рисунки. Выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Записывают вопросы в тетрадь. Отвечают на вопросы | Выделять существенную информацию из текста вопросов и ответов. | Взаимодействуют с учителем и учащимися во время опроса во фронтальном режиме. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | |
Если вдали на дороге виден автомобиль, то определить, движется или нет, трудно. для того чтобы узнать, движется автомобиль или нет, проследим, как меняется его положение относительно других тел. Например, полотна дороги, домов, деревьев. Если положение автомобиля меняется относительно этих тел, то говорят, что он движется относительно этих тел. Подобным образом мы определяем, движется или нет поезд, самолет, человек и др. Итак, чтобы судить о движении тела, надо узнать, меняется ли положение этого тела среда окружающих его тел. Если положение автомобиля меняется относительно домов или деревьев, то говорят, что он движется относительно этих тел. Если положение движущегося автомобиля не меняется относительно, например, движущегося поезда, то относительно друг друга они не движутся, а находятся в состоянии покоя. Изменение с течением времена положения тела относительно других тел называется механическим движением. Сидя в поезде, мы движемся относительно полотна железной дороги, но относительно вагона находимся в покое. Поэтому, говоря о движении тела, обязательно указывают, относительно каких тел происходит это движение. Наиболее часто мы будем рассматривать движение тел относительно Земли. При этом надо помнить, что и сама Земля вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Солнце, в свою очередь, движется относительно многочисленных звезд. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета (рис. 32), колебания маятника, течение воды, перемещение воздуха (ветер) — все это примеры механического движения. Перемещение отдельной молекулы, даже отдельного атома также является механическим движением. Изменяя свое положение в пространстве, переходи из одного места в другое, тело движется по некоторой линии, которую называют траекторией движения тела. Траектории может быть видимой, как, например, светящийся след метеора в ночном небе (рис. 33). Траектория движения молекулы газа — ломаная линия (рис. 34). длина этой траектории сумма длин всех отрезков. Траектории движения лыжника, прыгающего с трамплина, — кривая линия (рис. 35). Ее длина измеряется от точки отрыва О до точки приземления А, но не по прямой, а следуя всем изгибам. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путем. — Так, длина траектории ОА — это путь, пройденный лыжником за время спуска с горы (см. рис. 35). Путь обозначают буквой S. Путь — это физическая величина, которую можно измерить. Часто это сделать непросто, например в случае движения молекулы. Основной единицей пути в Международной системе (СИ) является метр (м). Используются и другие единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм) и километр (км). 1 мм = 0,001 м; 1 дм = 0,1 м; 1 см = 0,01 м; 1 км = 1000 м. Рассмотрим движение автомобиля. Например, если автомобиль за каждую четверть часа (15 мин) проходит 20 км, за каждые полчаса (30 мин) — 40 км, за каждый час (60 мин) — 80 км и т. д., то говорят, что он движется равномерно. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца, проходя приблизительно равные пути за одинаковое время, — за каждый год она делает ровно один оборот. Практически никогда водителю автомобиля не удается поддерживать равномерность движения — по разным причинам приходится то ускорять, то замедлять езду, движение стрелок часов (минутной и часовой) только кажется равномерным, в чем легко убедиться, наблюдая Рис. 36 за движением секундной стрелки. Она то движется, то останавливается. Точно так же движутся и две остальные стрелки, только медленно, и поэтому их рывков не видно. Молекулы газов, ударяясь друг о друга, на какое-то мгновение останавливаются, затем снова разгоняются. При следующих столкновениях, уже с другими молекулами, они снова замедляют свое движение в пространстве. Все это примеры неравномерного движения. Так движется поезд, отходя от станции, проходя за одинаковые промежутки времени все бл5льшие и большие пути. Лыжник или конькобежец проходят на соревнованиях равные пути за различное время. Так движутся взлетающий самолет, открываемая дверь, падающая снежинка. Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным. Неравномерное движение можно наблюдать на опыте. На рисунке 36 изображена тележка с капельницей, из которой через одинаковые промежутки времени падают капли. При движении тележки под действием привязанного к ней груза мы видим, что расстояния между следами от капель неодинаковы. А это и означает, что за одинаковые промежутки времени тележка проходит разные пути. Рис. 36 | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Информацию анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | |