СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввести понятие механического движения, относительности движения, тела отсчета, пройденного пути. Скорости, равномерного и неравномерного движения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение"»

Урок: Дата:


Тема:

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Цель :

дать определение механического движения, рассказать о видах движения. Раскрыть физический смысл понятий: траектории и пройденного пути. Единицы пути.

образовательная - ввести понятие механического движения, относительности движения, тела отсчета, пройденного пути. Скорости, равномерного и неравномерного движения.

воспитательная – развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физике.

развивающая – развивать навыки самостоятельного приобретения знаний, организацию учебной деятельности; формировать умение систематизировать и обобщать полученные знания; развивать коммуникативные способности учащихся.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; анализ результатов тестирования по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»; рассказ учителя с демонстрацией и элементами беседы; круг вопросов: механическое движение, траектория движения тела, путь, основные единицы пути в СИ, равномерное и неравномерное движение, относительность движения. Работа с учебником, по перемещению объектов. Проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Личностные: 

1. Принятие социальной роли обучающегося.

2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 Регулятивные: 

1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Познавательные: 

1.Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Основные понятия

Движение, относительность, путь, перемещение, траектория, равномерное и неравномерное движение.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы




индивидуальная, групповая, практическая деятельность

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

1. Относительность движения: движение игрушечного автомобиля по столу и по движущейся тележке. 2. Равномерное и неравномерное, прямолинейное и криволинейное движение управляемого игрушечного автомобиля. 3. Траектории мела на доске.



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности


Организация внимания учащихся


- Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем урок физики. Доложите о готовности к уроку!
УЧЕНИКИ: рапортуют: «К занятию готов!».



Этап постановки целей и задач урока


Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока. Просит сформулировать и записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

понятиями траектория, путь, перемещение».

В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Движение по всюду - летят самолеты и птицы в небе, плывут корабли и рыбы в морях, движутся растительные соки в тканях деревьев и растений, течет кровь в кровеносных сосудах человека и животных. Движутся также молекулы и атомы, из которых состоят все окружающие тела.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
А. С. Пушкин «Движение»

Одним из самых простых физических явлений является механическое движение тел. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.


Открытие новых знаний


Если вдали на дороге виден автомобиль, то определить, движется или нет, трудно. для того чтобы узнать, движется автомобиль или нет, проследим, как меняется его положение относительно других тел. Например, полотна дороги, домов, деревьев. Если положение автомобиля меняется относительно этих тел, то говорят, что он движется относительно этих тел. Подобным образом мы определяем, движется или нет поезд,

самолет, человек и др. Итак, чтобы судить о движении тела, надо узнать, меняется ли положение этого тела среда окружающих его тел. Если положение автомобиля меняется относительно домов или деревьев, то говорят, что он движется относительно этих тел. Если положение движущегося автомобиля не меняется относительно, например, движущегося поезда, то относительно друг друга они не движутся, а находятся в состоянии покоя.

Изменение с течением времена положения тела относительно других тел называется механическим движением.

Сидя в поезде, мы движемся относительно полотна железной дороги, но относительно вагона находимся в покое. Поэтому, говоря о движении тела, обязательно указывают, относительно каких тел происходит это движение. Наиболее часто мы будем рассматривать движение тел относительно Земли. При этом надо помнить, что и сама Земля вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Солнце, в свою очередь, движется относительно многочисленных звезд. Движение относительно Земли человека, автомобиля, самолета (рис. 32), колебания маятника, течение воды, перемещение воздуха (ветер) — все это примеры

механического движения. Перемещение отдельной молекулы, даже отдельного атома также является механическим движением.

Изменяя свое положение в пространстве, переходи из одного места в другое, тело движется по некоторой линии, которую называют траекторией движения тела. Траектории может быть видимой, как, например, светящийся след метеора в ночном небе (рис. 33).

Траектория движения молекулы газа — ломаная линия (рис. 34). длина этой траектории сумма длин всех отрезков. Траектории движения лыжника, прыгающего с трамплина, — кривая линия (рис. 35). Ее длина измеряется от точки отрыва О до точки приземления А, но не по прямой, а следуя всем изгибам.

Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путем. — Так, длина траектории ОА — это путь, пройденный лыжником за время спуска с горы (см. рис. 35). Путь обозначают буквой S.

Путь — это физическая величина, которую можно измерить. Часто это сделать непросто, например в случае движения молекулы.

Основной единицей пути в Международной системе (СИ) является метр (м). Используются и другие единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм) и километр (км).

1 мм = 0,001 м; 1 дм = 0,1 м;

1 см = 0,01 м; 1 км = 1000 м.

Рассмотрим движение автомобиля. Например, если автомобиль за каждую четверть часа (15 мин) проходит 20 км, за каждые полчаса (30 мин) — 40 км, за каждый час (60 мин) — 80 км и т. д., то говорят, что он движется равномерно. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называют равномерным Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца, проходя приблизительно равные пути за одинаковое время, — за каждый год она делает ровно один оборот.

Практически никогда водителю автомобиля не удается поддерживать равномерность движения — по разным причинам приходится то ускорять, то замедлять езду, движение стрелок часов (минутной и часовой) только кажется равномерным, в чем легко убедиться, наблюдая Рис. 36 за движением секундной стрелки. Она то движется, то останавливается. Точно так же движутся и две остальные стрелки, только медленно, и поэтому их рывков не видно. Молекулы газов, ударяясь друг о друга, на какое-то мгновение останавливаются, затем снова разгоняются. При следующих столкновениях, уже с другими молекулами, они снова замедляют свое движение в пространстве.

Все это примеры неравномерного движения. Так движется поезд, отходя от станции, проходя за одинаковые промежутки времени все бл5льшие и большие пути. Лыжник или конькобежец проходят на соревнованиях равные пути за различное время. Так движутся взлетающий самолет, открываемая дверь, падающая снежинка.

Если тело за равные промежутки времени проходит разные пути, то его движение называют неравномерным.

Неравномерное движение можно наблюдать на опыте. На рисунке 36 изображена тележка с капельницей, из которой через одинаковые промежутки времени падают капли. При движении тележки под действием привязанного к ней груза мы видим, что расстояния между следами от капель неодинаковы. А это и означает, что за одинаковые промежутки времени тележка проходит разные пути. Рис. 36

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Первичное закрепление во внешней речи


Задает вопросы по обсуждаемой проблеме. Учитель анализирует ответы учащихся.

1. Ребята, скажите, пожалуйста, какие новые понятие вы сегодня узнали?
2. Давайте повторим, что называется механическим движением?
3. Что можно сказать, глядя на изменение равного перемещения за равные промежутки времени?
4. Что называют путем?
5. Что называют траекторией?
6. Какие из перечисленных тел движутся равномерно, а какие неравномерно?
7. Луна, лифт, автомобиль на повороте, лыжник на трамплине, стрела, выпущенная из лука, человек на эскалаторе, солнце вокруг земли, секундная стрелка на часах, поезд отходящий от станции.

Работа в группах
Задание группы № 1
1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов, Луны?
2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели ?
3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.

Задание группы № 2
1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.
2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду ?
3. Нарисуйте траекторию движения звена цепи велосипеда относительно дороги.

Задание группы № 3
1. Укажите тело отсчета для самолета, который летит.
2. Какой вид движения осуществляют разные части швейной машинки?
3.Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.

Задание группы № 4
1. Укажите тело отсчета для подводной лодки, что двигается.
2. Корабль подплывает к пристани. Относительно чего пассажиры, которые стоят на палубе этого корабля, находятся в движении: реки, палубы корабля, берега?
3. Нарисуйте траекторию движения обода колеса велосипеда.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Домашнее задание


Объясняет домашнее задание.

1.Учить параграфы 14-16 упр 2 №2-4
2.Экспериментальное задание. Измерить длину шага и пользуясь этой мерой, определить, какой путь вы проходите от дома до школы.
Определите время своего движения.

Задачи на смекалку:

  1. ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

  2. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса: а)относительно прямолинейного шоссе; б) относительно центра колеса?

  3. Обратите внимание на сооружения школьной площадки. Понаблюдайте за движением детей на этих сооружениях и опишите виды их движений.

Слушают

рекомендации

учителя по

домашнему

заданию,

записывают его в

дневник.

Выделять

существенную

информацию


Получать

необходимую

информацию.



Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)


Организует обсуждение достижений.

Каждый ученик оценивает только себя и участников своей группы, разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал достаточно, синий – средний вклад, зеленый – сделал мало, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!