Тема | Молодежь на рынке труда. |
Цели | Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот (рынок труда, молодежь на рынке труда общее и особенное) поиску новой информации и ее презентации. Содержательная: Сформировать уобучающихся научное представление о современном рынке труда и проблеммах с которыми могут столкнуться выпускники при выборе профессии и трудоустройстве. |
Планируемые результаты | Личностные: формировать ответственность за экономические решения, уважение к труду; использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда; социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетенции через работу в группах, участие в коллективном обсуждении проблемных и ситуационных задач. Познавательные: развитие экономического мышления через анализ информации; умений и навыков сравнения, анализа; совершенствование навыков самостоятельно добывать знания (работа со статистическими данными, диаграммами, документами), систематизации знаний, отработки навыков ведения дискуссии, умения аргументировано излагать свою позицию. Предметные: формирование у обучающихся представления об экономических понятиях: рынок труда, занятость, трудовой договор, резюме |
Основные понятия | Занятость, рынок труда, резюме, условия приема на работу. |
Межпредметные связи | Экономика, литература, правоведение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Обществознание», 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. Словарь экономических терминов и понятий. Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон о занятости. Мультимедийный проектор, компьютер. Мультимедийные презентации. Раздаточный материал: (для самостоятельной работы обучающихся, памятки). |
Организация пространства | Групповая работа, индивидуальная работа |
Организационная структура урока. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности (мотивация) | Создаются условия для возникновения у обучающихся, внутренней потребности включения в учебную деятельность.. Вступительное слово учителя. Учащимся предлагается три цитаты: «Человек еще и тем превосходит машину, что умеет себя сам продавать» Е.Ленц (польский писатель) «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями» Али Апшерон (ученый гуманист, воевал в Афганистане) «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить» Кэтрин Уайтхорн ( английская журналистка) Вопросы: - Как вы понимаете эти высказывания? - Какое из них вам показалось наиболее интересным? Почему? -А вы как будете выбирать себе профессию? Есть ли у вас для этого все возможности? | Слушают, отвечают на вопросы учителя, обсуждают цитаты, определяют тему урока. | Регулятивные: самоорганизация деятельности, принятие себя в роли ученика |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Предлагает тест на проверку знаний по теме: «Занятость и безработица». Организует самопроверку. В тесте есть несколько провокационных вопросов, ответы на которые вызовут затруднение. Они послужат переходным звеном к углублению знаний учащихся по теме. | Решают тест. Выявляют затруднения. Проводят самооценку. | Познавательные: Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебных тестов Регулятивные: проводят самооценку своей деятельности, выявляют затруднения . |
III. Постановка учебной задачи, целей урока. | Организует беседу по выявлению затруднений в тесте, корректировке темы урока, постановки целей, определение проблемного вопроса урока. Проблема урока: «Как молодежи найти свое место на рынке труда?». | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, определяют цели урока, выявляют основную проблему. | Регулятивные: самостоятельно выделяют основную проблему, формулируют цели урока. Коммуникативные уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. |
IV.Составление плана стратегии по разрешению затруднения. | Предлагает учащимся алгоритм выступления по защите своего проекта, по | Слушают учителя, проводят корректировку защиты своего проекта. | Регулятивные: планируют свою работу над проектом в соответствии с памяткой, планируют промежуточные цели с учетом конечного результата |
V. Реализация выбранного проекта. | Слушает выступления учащихся. Корректирует, оценивает. | Выступают с защитой подготовленных краткосрочных проектов. Предлагают классу оформленный продукт своей проектной деятельности 1 группа. «Мы выбираем…» проводят социологическое исследование по вопросу о том, какие профессии выбирают выпускники, анализируют информацию из прессы и других источников о наиболее востребованных профессиях и о наиболее редких. Предлагают классу свой проектный продукт (презентация, памятка по профессиям, памятка по составлению резюме для публикации в газете т.д.) 2 группа. Закон на защите свободного труда. Изучают и анализируют правовые документы, выбирают из них информацию, касающуюся приема на работу, условий труда, защите прав молодежи. Предлагают свой проектный продукт (образцы трудовых договоров, памятка «Что необходимо знать о рынке труда, чтобы найти на нем достойное место» и т.п.) 3 группа. «Нас выбирают». Проводят и изучают материал о том, как правильно предлагать себя на рынке труда, как вести себя на собеседовании. Предлагают классу свой проектный продукт(видео с примерами собеседований, памятка «Как «продавать» себя работодателю»,памятка по написанию развернутого резюме) | Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного проекта, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о рынке труда и проблемах молодежи на рынке труда. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество для подготовки и защиты учебного проекта. Регулятивные: самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; планируют действие в соответствии с поставленной задачей. |
VI. Первичное осмысление и закрепление изученного. | Помогает группам в формулировке заданий для класса. Корректирует и поправляет ответы учащихся. Организует беседу по поставленной на уроке проблеме. | Каждая группа готовит свои задания по закреплению материала для учащихся. Примерные варианты заданий: 1 группа – короткие вопросы с ответом «Да», «Нет» по изложенному группой материалу. 2 группа – Анализ текста с ошибками по трудовому законодательству. 3 группа - приглашают к участию в ролевой игре (сценках) «Собеседование у работодателя» Предлагают свои варианты ответов на основной проблемный вопрос урока «Как молодежи найти свое место на рынке труда?» | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: учатся решать практикориентированные обществоведческие задачи, осуществляют выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию |
VII. Рефлексия деятельности. | Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке. (Слайд) Я узнал(а) Самое интересное на уроке было Мне понравилось Сегодня на уроке я так и не понял Меня заинтересовало Хотел бы узнать подробнее о Я считаю, что сегодня мы | Записывают в тетрадь продолжение любой фразы, озвучивают свои мысли. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят окончательное оценивание своей деятельности на уроке и при подготовке проектов в маршрутном листе. Оценивают работу других групп.(Маршрутный лист) | Личностные:оценивают собственную учебную деятельность. Коммуникативные: оценивают деятельность других групп. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Написать эссэ используя цитаты обсуждавшиеся в начале урока. | Записывают домашнее задание | |