СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Монастыри" ОРКСЭ 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Монастыри" ОРКСЭ 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Монастыри" ОРКСЭ 4 класс»

Город

Санкт - Петербург

Фамилия, имя, отчество автора

Козьмина-Соколова Татьяна Борисовна

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №10

Должность

Учитель начальных классов

Название работы

Модуль «Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», ЦОР.
 Тема урока: «Монастыри»

Место урока в системе уроков: № 25


Тип урока

Урок традиционный, изучение нового материала.

Цель

Знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского  народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи

  • дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

  • развивать нравственные качества личности;

  • сформировать навыки поведения в монастыре;

  • развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Коммуникативные УУД

формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД

нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные УУД

формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Основные понятия урока

святыня, монастырь, монах, призвание, послушание

Оборудование

учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.;

компьютер, проектор, мультимедийная презентация,

электронное приложение к учебному пособию.

Формы организации работы

беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге, первичная разработка творческого проекта.

Оформление доски

схема храма, слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».




Ход урока


Этап урока

Описание

Слайд

1.Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие.


2. Актуализация знаний учащихся.


Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А. Ладыгина

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью
Его. (1933. г. Ницца)

Слайд 1


3. Сообщение нового материала

Монах – от греческого слова «понос», то есть один. Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один. МОНАХ (МОНАХИНЯ) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

МОНАХИНЯ – Елизавета Федоровна Романова - супруга брата российского императора, монахиня и сестра милосердия и, наконец, мученица и православная святая.

Слайд 2

Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись».

Слайд 3


Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты. Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.

Слайд 4

Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

Слайд 5

Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти. И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы »

Слайд 6

Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

Слайд 7

В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях

Слайд 8

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.

Слайд 9

Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

Слайд 10

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

Слайд 11

Хитон – длинная рубашка из простой ткани.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе. Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.

Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

Слайд 12

Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры»

Слайд 13

Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

Главу клобуком покрыли,

Очи в землю опустили,

В чёрну мантию облекли

И монахом нарекли.

Подавали чётки в руки,

Чтобы меньше было скуки,

Вместо сладких всяких вин

Наливают квас един.

Подавают кислы щи –

Ешь, монах, и не ропщи…


Монастыри на территории Санкт-Петербурга

Карта расположения монастырей

Слайд 14

Александро-Невская Лавра

Петр I сам выбрал для неё место после основания города, где по преданию произошла битва между князем Александром и шведами. Петр ошибся, когда установил крест для указания места начала постройки обители в 1710 г. На самом деле битва произошла выше по течению Невы. Лишь только в 1797 столичная монашеская обитель получила титул лавры. Возведение современного монастырского комплекса началось по шпроекту Д.Трезини. Устав лавры составил видный русский церковный деятель Феофан Прокопович. 30 августа 1724 г. в лавру лично Петром были перенесены мощи благоверного князя Александра Невского. Весь ансамбль был объявлен памятником архитектуры. В 1991 г. принято решение о возвращении епархии всего комплекса лавры.

Слайд 15

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Пустынь  основана архимандритом Варлаамом (Высоцким) в 1732г, настоятелем Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшее владение своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны. В 1756 году по проекту П. А. Трезини были выстроены из кирпича кельи. В 1973 то, что осталось от обители, было поставлено под государственную охрану. 29 марта 1993 года было принято решение о поэтапной передаче комплекса епархии. В настоящее время немногие сохранившиеся остатки зданий восстановлены. В 1993 годупроизошло возрождение пустыни.

Слайд 16

Воскресенский Говодевичий монастырь

Собираясь удалиться под старость в монастырь, Императрица Елизавета Петровна повелела на месте Смольного двора, вблизи которого стоял её загородный дворец, построить женский монастырь, который был заложен в1748 г. по проекту Б.Растрелли. Но к 1822 г. в монастыре не осталось ни одной монахини и монастырь прекратил свое существование.

В 1845г. Николай I подписал указ о возобновлении монастыря, выбрав местом для него лесистый участок у Московских триумфальных ворот. Автором комплекса был  Н.Е.Ефимов. После его смерти строительством руководил Л.Л.Бонштедт, а позже-Н.А.Сычев .

В1933 г. церковная жизнь прекратилась, колокольня монастыря была взорвана. В сохранившихся зданиях разместился Научно-исследовательский институт электромашиностроения.

В 1994 г. начался процесс возвращения комплекса верующим. В настоящее время многие здания монастыря восстановлены.

Слайд 17

Иоанновский женский монастырь

Обитель строилась по проекту архитектора  Никонова Н. Н.. В1901 была освящена церковь святого покровителя Иоанна — Иоанна Рыльского. В том же году, церковная община обращена в монастырь, а подворье – в обитель. Иоанн Кронштадтский был погребен в крипте под зданием обители.В 1923г. здание отдали под клуб. В 1926 г. был замурован вход в усыпальницу Иоанна. Одной из причин были необъяснимые наблюдавшиеся там световые явления . В 1989 г. монастырь вернули верующим.

Слайд 18

4. Итог урока


Слайд 19












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!