СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя". 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

 

Класс: 6

Программа: « Музыка. 5—8 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской» / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — 5-е изд.— М.: Просвещение, 2015.

Автор учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тип урока: комбинированный

Жанр урока: творческий портрет

Цель урока: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мастерства исполнителя и воплощении образа на примере  творчества великого русского певца  Ф.И. Шаляпина.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки "Музыкальный образ и мастерство исполнителя". 6 класс»








КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ


Тема урока: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»



















Учитель музыки: Татаркина И.А.



КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ


Тема урока: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»


Класс: 6

Программа: « Музыка. 5—8 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской» / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — 5-е изд.— М.: Просвещение, 2015.

Автор учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тип урока: комбинированный

Жанр урока: творческий портрет

Цель урока: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мастерства исполнителя и воплощении образа на примере творчества великого русского певца Ф.И. Шаляпина.


Задачи урока, направленные на реализацию:

предметных результатов:

• познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Шаляпина, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;

• закреплять представления о многообразии исполнительских трактовок;

• способствовать пониманию жанрово-стилевых особенностей трактовки музыкальных сочинений одним исполнителем; осознанию исполнительской деятельности как средства коммуникации

• формировать певческие навыки , развивать музыкальные способности

• способствовать постижению музыкального образа через анализ выразительных и изобразительных средств музыки

  • развивать музыкальное восприятие-мышление.

метапредметных результатов:

  • формировать способность осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

  • учить устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, анализировать, рассуждать и делать выводы;

  • формировать умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

личностных результатов:

• воспитывать музыкальный вкус, устойчивый интерес к классическому музыкальному наследию.

• воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

Виды деятельности на уроке:

слушание (восприятие музыки), исполнительская деятельность (пение), беседа, работа в группах.

Методы обучения: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества, метод пластического интонирования, беседа.

Методы воспитания: метод убеждения, проблемное изложение, метод воспитывающих ситуаций, метод стимулирования (поощрение)

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, групповая

Средства обучения: Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 6 класс: учебник.- М.: Просвещение,2015; Хрестоматия музыкального материала. 6 класс.- М.: Просвещение, 2016; фонохрестоматия; ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; портреты Ф. Шаляпина, М.И. Глинки, фортепиано.










Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1. Организационный момент


Музыкальное приветствие учащихся, проверка уровня готовности к уроку.

Музыкальное приветствие учителя, настрой на урок музыки - урок искусства

Метапредметные (регулятивные УУД):

владение основами самоконтроля, самоорганизация

2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.


Музыкальная викторина по изученным произведениям: настрой учащихся на слушательскую деятельность, проведение викторины.(исполнение фрагментов произведений на инструменте)

Музыкальная викторина: слушание музыки, определение произведений на слух.

Метапредметные (познавательные УУД):

умение осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;

Предметные:

развитие музыкальной памяти, закрепление знаний о музыкальных образах романсов и песен русских композиторов

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Беседа с учащимися- повторение знакомого материала уроков, постановка темы и цели урока.

1.С каким произведением русского композитора С. Рахманинова мы познакомились на прошлом уроке? Романс «Сирень». Звучал ли он в викторине?

К какой музыке мы его отнесем, вокальной или инструментальной?

2. Что хотел передать композитор в романсе «Сирень»?

Благодаря чему мы - слушатели, понимаем содержание муз. произведения и переживаем его вместе с певцом? (выразительности самой музыки и выразительности исполнения) . Чем понравился вам романс? Какие чувства и настроение передает композитор?

Кажется, что под звуки романса «Сирень» можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом.

Давайте проанализируем какой путь проходит любое муз. произведение. Кто его создает? Композитор. Слайд Чтобы музыку узнали - кто нужен, кто воплощает замысел композитора в жизнь? Исполнитель. Именно благодаря ему музыка доходит до слушателя. И музыка становится настоящей музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана. Каждое музыкальное произведение – это отношение композитора к жизни, это воплощение различных музыкальных образов. Что такое музыкальный образ? это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Но чтобы произведение тронуло слушателя,

заставило задуматься, как должен его исполнять музыкант, певец? Выразительно!

Слушая выразительное пение исполнителя, переживаешь и живешь вместе с ним. Хорошее, осмысленное, выразительное исполнение всегда трогает струны человеческой души. Исполнитель должен обладать мастерством, любить свое дело. «Ноты — это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор».- говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).

Цель нашего урока- узнать, как исполнитель воплощает музыкальный образ - замысел композитора в своем исполнении.

Тема урока- «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»-

 Ответы на вопросы учителя , участие в беседе, размышление, рассуждение. Высказывание впечатлений о музыке, ответы на вопросы, основанные на музыкальном опыте, знаниях; запись темы урока.

Метапредметные (познавательные УУД регулятивные УУД):

умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, анализировать, рассуждать и делать выводы; умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Предметные: уметь приводить примеры воздействия музыки на человека, применять знания о музыке в деятельности.

Личностные: осознание эстетической ценности музыки, понимание значения музыки в жизни человека

4. Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учащимися по усвоению новых знаний в активной совместной деятельности.

Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.И. Шаляпина, знаменитого оперного певца, исполнение которого - мастерство высочайшего уровня. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его голос, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Послушаем рассказ о жизни и творчестве певца.

Давайте обратимся к музыкальным образам, которые воплотил Шаляпин в своем исполнении.

Звучит Ария Ивана Сусанина в исполнении Ф.Шаляпина. Знакома ли музыка? Это фрагмент из оперы

М. Глинки «Иван Сусанин». Как называется сольный номер в опере? Ария. Это звучала Ария Ивана Сусанина. Кто такой Иван Сусанин? (рассказ учащегося)

Какой подвиг он совершил? В этой музыке воплощен образ героя Ивана Сусанина.

Как же удалось композитору воплотить его в музыке ? Оьратите внимание на характер, особенности музыки.

Повторное прослушивание (выполнить задание по группам)

1.Как исполнял Арию Ф. Шаляпин? Каким настроением проникнута музыка?

2. Какие чувства и мысли передает певец? Размышление о жизни и боль в душе ,ведь в последние минуты жизни у человека перед глазами вся его жизнь.

3.А можно ли сказать что это исполнение Ф. Шаляпина - музыкальный портрет Сусанина? Как вы думаете, какой человек этот герой? Смелый, сильный, мужественный. Слышен ли в пении страх или неуверенность? Нет.

4.Как можно охарактеризовать голос певца? Низкий, очень красивый тембр, бархатистость, голос очень сильный, слышна мощь. А как называется низкий мужской голос? Бас.У Шаляпина был высокий бас

5.Что можете сказать о мелодии? Она очень широкая, выразительная, напевная, протяжная . Уверенное звуковедение. Какую песню напоминает ария? Русскую народную. Музыка Глинки очень близка к народной песне.

6.В каком темпе поет певец? Очень сдержанно, осмысливая каждое свое слово.

Исполнение мелодии Арии Ивана Сусанина под фортепиано. -передать эмоциональное состояние героя.

Сообщение учащегося о жизни и творчестве Ф.Шаляпина .

Слушание музыки.

Рассказ учащегося о событиях, отраженных в опере М.Глинки «Иван Сусанин»: Это было в 1612 г., в Смутное время для России. Поляки заняли Москву и борьба с ними приобрела всенародный характер. Они были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Поляки хотели утвердить на Российском престоле сына польского короля, будущего же царя Михаила хотели захватить. Костромской крестьянин, Иван Сусанин, завел польский отряд в непроходимый лес, не показав дорогу к Михаилу. Он совершает этот подвиг, веря в то, что закончится Смутное время в России и придет заря спасения. При этом сам он погиб. Когда Сусанин завел поляков в лес, понял, что близка его гибель. И он поет свою последнюю Арию, мысленно прощаясь со своими детьми, прощаясь с жизнью..

Интонационно-образный анализ музыки. – работа по группам – 1 группа- эмоциональный словарь (подбор эмоциональных состояний героя); 2 группа – карточки ( выбор средств музыкальной выразительности)

(особенности мелодии – широта, выразительность, напевность), динамики, темпа, тембра и т.д. Сравнение Арии с народной песней ( назвать основные черты музыкального почерка М.Глинки)

Личностные : чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, постижение смысла общечеловеческой проблематики музыки.

Метапредметные: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные:

понимание способности искусства передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений; знать важные вехи жизненного и творческого пути Ф.Шаляпина, М.Глинки; раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства; уметь анализировать музыку, ее выразительные средства , определять их связь с воплощением образного содержания


5. Первичная проверка понимания

Определение понятия «музыкальный портрет»

Можно ли сказать, что певец очень правдиво показал своим исполнением последние минуты жизни Ивана Сусанина? Правдиво ли он воплотил образ, созданный композитором? Благодаря чему? Выразительности, интонации, благодаря знанию своего дела, любви и преданности ему, исполнительскому мастерству.

Есть такое выражение «Правда чувства». «Только правдивое – прекрасно» - так говорил Ф.И. Шаляпин. Это высочайшее мастерство исполнителя, выразительность, глубина – умение пережить состояние героя и передать его слушателю.

Чувство бесконечной любви к жизни, к Родине слышится в этой прощальной арии. Бесконечная преданность своему народу, патриотизм – это главное, что хотел нам сказать композитор в своей опере.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли учиться быть хорошим слушателем, чтобы не просто слушать музыку, а слышать ее? Этому и посвящены наши уроки. Какое главное правило при прослушивании музыки? Тишина и внимательность. Не только артисту, певцу а также и слушателю необходимо воспитывать в себе тонкость чувствования, восприимчивость к прекрасному в жизни и в искусстве. Только настоящий слушатель может в полной мере понять воплощённый исполнителем замысел композитора.

Важно учиться даже не на большой сцене, а на уроке музыки быть хорошим исполнителем музыки, даже несложной песни. На уроках звучит разная музыка, и серьезная и более легкая для восприятия.

Определение понятия «музыкальный портрет». Участие в беседе, выводы, рассуждение о важности исполнительской и слушательской культуры .Размышление о содержании произведения, определение его основной идеи.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического вкуса и эстетического сознания

Метапредметные:

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

Предметные:

формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей;

6. Вокально-хоровая работа

Организация вокально-хоровой работы.

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на распевание: «Я пою»

Продолжение работы над песней

«До чего дошел прогресс»

Е. Крылатова.  Пофразное разучивание 1 куплета и припева. Работа над интонационными и ритмическими трудностями

Оцените друг друга : «Игра в концерт»

Солист, 1 группа – 1 куплет, 2 группа – 2 куплет. Какие советы можете дать друг другу? Над чем нужно поработать?

Исполнительская деятельность. (распевание, пение, пение «по цепочке»). Контроль и оценка собственного исполнения (ансамбль, интонация, выразительность).

Метапредметные:

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; умение работать в коллективе (сотрудничество в процессе музыкально-творческой деятельности)

Предметные: развитие певческих навыков, формирование культуры исполнителя; умение петь выразительно

7.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

О каком великом русском певце узнали на уроке? Удалось ли нам благодаря музыке увидеть музыкальный портрет исполнителя? Почему? (мастерство, выразительность исполнения) .

Какая музыка, звучащая на уроке особенно запомнилась? О чем заставила задуматься Ария И. Сусанина, исполненная Ф.Шаляпиным?  Что показалось сложным, непонятным? Что хотелось бы еще узнать о творчестве певца?

Участие в подведении итогов, выводы.

Заполнение листа самооценки.

Метапредметные:

умение делать выводы, обобщать, видеть перспективы

8.Домашнее задание.

Учебник с 26-27 изучить материал о творчестве Ф. Шаляпина. Слушать в его исполнении Арию Сусанина. Песня 1 куплет наизусть.

 

 Запись задания в дневник





Самоанализ урока музыки.

1.Характеристика класса. Обучающиеся 6 класса имеют достаточно высокий уровень подготовки по предмету «Музыка». Некоторые ребята посещают ДМШ. В данном классе хороший уровень активности на уроке музыки.

2.Место урока в изучаемой теме. Урок поводится в 1 четверти (№5), относится к первому разделу учебника и программы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Урок связан с предыдущими темами, обучающиеся имеют представление о музыке вокальной и инструментальной, знают понятие «музыкальный образ», определяют жанры вокальной и инструментальной музыки, владеют навыками анализа музыки, средств выразительности.

3.Характеристика цели урока. Цель урока: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мастерства исполнителя и воплощении образа на примере творчества великого русского певца Ф.И. Шаляпина.

Общая цель урока была достигнута в процессе активной деятельности учащихся на уроке. Учащиеся достигли понимания того, что передача образного содержания произведения возможна только в выразительном, искреннем, осмысленном исполнении музыки. Это происходит благодаря мастерству исполнителя.

4.Характеристика плана урока. План урока включает все этапы комбинированного урока. Методы урока исходят из специфики урока музыки-урока искусства: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества, метод пластического интонирования, беседа. Приемы, применяемые на уроке: творческие задания, дирижирование, игровые приемы, прием «разрушения», прием активации восприятия через проблемные вопросы, пение, жест, «погружение в музыку» и т.д.

Формы организации деятельности были различными- фронтальная, групповая. Также исполнение песни с солистом позволило представить атмосферу концерта на уроке.

5.Анализ элементов урока. Каждый элемент урока играл роль в достижении цели урока. Музыкальное приветствие, организационный момент позволяют настроить учащихся на урок искусства. Музыкальная викторина – интересная форма работы для учащихся и возможность закрепить знания, проверить свою музыкальную память. Участие в активной беседе позволило организовать этап мотивации и заинтересовать учащихся новой темой. Различные формы постижения образного содержания музыки помогли понять глубину музыки, а также увидеть высочайший уровень мастерства исполнителя. Интонация, выразительность и изобразительность музыки- ключевые понятия всех уроков. В практической деятельности- пении, учащиеся стремились к повышению уровня своего исполнения, взаимодействию в совместном творчестве.

6.Функциональный аспект. Структура урока соответствует общей цели и возможностям класса. Выстроена логическая цепь этапов, позволяющая прийти к цели. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке осуществлялось по принципу сотрудничества. Учащиеся на уроке проявляли активность, желание отвечать на вопросы, участвовать в беседе, рассуждать. Работа над темой, получение новых знаний происходило в активной деятельности, т.к. познание искусства музыки может осуществляться «не теоретически, а духовно-практически». Знания не должны выдаваться учителем в готовом виде, их нужно преподнести учащимся через активное познание, проблемные ситуации, переживание музыки.

7.Аспект оценки конечного результата урока. В процессе деятельности на уроке шло дальнейшее формирование универсальных учебных действий. (познавательных, регулятивных, коммуникативных). В результате урока учащиеся имеют представление о неразрывной связи мастерства исполнителя и воплощении образа в музыке. По результатам самооценки : большинство учащихся на уроке узнали новое , на уроке было интересно, несколько человек отметили сложность восприятия оперного пения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!