СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки на тему:«В детской. Игры и игрушки. На прогулке»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки по  произведениям из "Детского альбома" П.Чайковского и М. Мусоргского

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки на тему:«В детской. Игры и игрушки. На прогулке»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Дата: 13.10.22 г.

ФИО: Смолякова Анастасия Дмитриевна

Предмет: музыка

Школа, класс: МБОУ Хреновская СОШ №1, 3 а

Тема: «В детской. Игры и игрушки. На прогулке»

Тип урока: «открытие» новых знаний

ФИО учителя: Подшибякина Инна Владимировна

ФИО методиста: Дорохина Любовь Андреевна

Цель урока: создание условий для формирования у детей музыкальной культуры и навыков работы с музыкальными произведениями с помощью музыкальных композиций авторства П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского.

Задачи

Дидактические: формировать умение вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от произведений другого при условии, что они объединены общей темой.

Развивающие: развивать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; создать условия для осмысления стилевых особенностей музыки М. Мусоргского и П. Чайковского; развивать умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Воспитательные: воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру; воспитывать у детей интерес к музыке отечественных композиторов.

Оборудование: презентация, колонки, карточки с текстом песни, карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

Этап урока. Продолжительность

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

(1 мин)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный метод

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Дмитриевна, урок музыки сегодня проведу у вас я.

– Послушай, музыка вокруг:

Она во всём, в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

– Сегодня, как и на других ваших уроках, вам необходимо соблюдать правила хорошего ученика: работать активно, отвечать, только поднимая руку, не шуметь.
– Выпрямите спину, руки положите перед собой, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место

Ф


Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

(2 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового

Словесный метод

– О чем вы говорили на прошлом уроке?

– Какие произведения слушали? Кто их авторы?

– С каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?



Отвечают на вопросы учителя


Ф













Формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3. Целеполагание и планирование

(4 мин)

Формулировка цели урока, постановка задач

Словесный метод


– Наше занятие сегодня будет несколько необычным, но сперва давайте угадаем его тему.

– Дам вам небольшую подсказку (на слайде изображены игрушки)

– Догадались, чем посвящено наше занятие?

– Верно, верно, нам предстоит с помощью музыки окунуться в наше с вами детство. Я думаю, у всех у нас там было очень много схожих черт.

– Скажите, где протекает большая часть жизни ребенка? (В детской)

– Правильно, в детской. А чем дети в основном занимаются в своей комнате? (играют в игрушки)

– Именно! А тема наша как раз и называется «В детской. Игры и игрушки. Прогулка».

– Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке, с чем познакомимся?

– Мы будем говорить о музыке, написанной для детей. Многие зарубежные и русские композиторы создавали детскую музыку, посвящали циклы своих произведений теме детей, игрушек и детства. И с такими произведениями мы с вами сегодня познакомимся.

Отвечают на вопросы.












Формулируют тему и цели урока, озвучивают свои ожидания

Ф





Презентация, слайд 2











Презентация, слайд 3

Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала

(13 мин)

Раскрытие темы урока

Словесный метод. Беседа















Наглядный (показ учителем на слайдах)


















Слушание произведений









Беседа











Слушание произведений

















Практический метод










Беседа

– Посмотрите на портреты двух композиторов. Назовите их имена (портреты П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского).

– Правильно, это Петр Ильич Чайковский и Модест Петрович Мусоргский

– На прошлых занятии вы уже знакомились с творчеством Чайковского, и знаете, что ему принадлежит цикл «Времена года». Но есть у него и еще один, не менее известный, под названием «Детский альбом», с которым мы скоро познакомимся.

– У Модеста Петровича Мусоргского подобный тоже есть – только это вокальный цикл, и называется он «Детская», или, как его еще называют, «В детской».

– Откройте учебник на с. 30, посмотрите иллюстрацию с изображением обложки сборника «Детская» М.П. Мусоргского.

– Написать его композитора вдохновило общение с детьми его друга. По своей сути «Детская» – это вокальные сценки из жизни ребёнка.

– Всего в этом альбоме 7 песен. Вот их названия:

- первая песня называется «С няней», мы сегодня её послушаем;

- вторая песня «В углу» – сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком;

- песня третья «С куклой»;

- «Жук» - сценка встречи ребёнка и жука, четвёртая песня;

- песня пятая «На сон грядущий» - вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм;

- песня шестая «Кот Матрос» – скороговорка про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем;

- и последняя, седьмая песня, «Поехал на палочке» – веселая поездка на воображаемой лошадке.

– Как вы думаете, какими сценками из вашей жизни можно было бы дополнить сборник песен?

– Вот видите, как у нас много всего интересного происходит!

– А теперь перейдем к слушанию. Все песни мы слушать не будем, остановимся лишь на одной – «С няней».

– Слушайте ее внимательно.

– О чём это произведение? Сколько в нем героев? (7) Как они действуют? Какими показаны герои? Чему они нас учат? Почему музыка звучит взволнованно, отрывисто, беспокойно? (слушает ответы)

– Переходим к «Детскому альбому» П. И. Чайковского, который включает в себя 24 фортепианных пьесы.

– Сам он об этом альбоме отзывался так: «Я посвятил его моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».

– Прочитаем названия некоторых произведений из этого альбома – Утренняя молитва, Зимнее утро, Игра в лошадки, Мама, Марш деревянных солдатиков, Вальсик, Мазурка, Камаринская, Полька.

– Вы сейчас услышали слово «пьеса». Знаете, что оно означает?

– Молодцы!

– Итак, а теперь к слушанию. Названия я вам не скажу, вам предстоит попробовать его угадать (слушают «Нянину сказку»).

– А теперь скажите, как бы вы его назвали, и почему?

– На самом деле оно называется «Нянина сказка».

– А теперь послушаем её ещё раз, но сперва возьмите листочки со словами у вас на партах, описывающими характер музыки, а вы по окончании прослушивания должны будете отметить те из них, которые ей больше всего подходят.

– А знаете, почему вам представлены для анализа именно эти слова?

– Потому что именно они могут описать характер музыки.

– Сейчас вы будете сравнивать два музыкальных произведения по таблице. В ней указаны пункты, по которым вы должны сравнивать. 

– Выполнять задание будете парами. Сейчас ещё раз послушайте песню «С няней» М.П. Мусоргского для запоминания и заполните таблицу (раздаёт таблички с указанием названия музыкальных произведений – «Нянина сказка» П.И. Чайковского, «С няней» М.П. Мусоргского, параметров сравнения – характер музыки, исполнитель, темп, интонация)

–Молодцы, вы отлично справились! А теперь главный вопрос.

– Сегодня вы ближе познакомились с музыкальными произведениями «С няней» и «Нянина сказка» двух разных композиторов.  Подумайте, в чём сходство или различие этих двух композиций?

– Верно, их сходство в том, что они написаны для детей, в них изображены образы детей.

– Различие в том, что Мусоргский писал песни, а Чайковский – музыкальные пьесы. – А что насчет количества песен?

– Да, правильно, «Детский альбом» Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» Мусоргского состоит всего из 7 песен.

Отвечают на вопросы





Слушают учителя









Рассматривают иллюстрацию обложки







Слушают учителя
















Отвечают на вопросы



Слушают произведение



Анализируют произведение



Слушают учителя






Читают названия


Отвечают на вопросы




Слушают произведение


Анализируют произведение.





Отвечают на вопросы учителя








Работают в парах

Заполняют таблицу











Отвечают на вопросы








Слушают учителя



Ф































































































П





Презентация, слайд 4



Презентация, слайд 5













Презентация, слайд 6, учебник с. 30


















Презентация, аудиодорожка 1, слайд 7












Презентация, слайд 8










Презентация, аудиодорожка 2 слайд 9





Карточки со словами










Сравнительная таблица






Презентация, слайд 10













Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, – понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.

Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Физкультминутка

(2 мин)

Смена видов деятельности


– Давайте немного отдохнём!

– В школьной непростой программе

Есть команда «Разомнись!»

Как по лесенке, по «гамме»

Будем прыгать «вверх» и «вниз» (сели на

корточки)

«До-ре-ми», вот, например,

Это три ступеньки вверх (три небольших

подъема вверх)

«Фа-соль-ля-си» - шаг стал шире

Это вверх ещё четыре (еще четыре подъема

вверх и выпрямиться)

«До-ми-соль-си» – вверх опять (быстро встают)

«Ля-фа-ре» – вновь скачем вспять. (быстро

садятся)

Поразмялись мы на славу,

Можем прыгнуть на октаву (подпрыгнуть

высоко вверх)

«Си-ля-соль» – мы вниз пошли (опускаемся вниз)

«Фа-ми-ре» – до «До» дошли (присели до конца)

А теперь, размяв коленки,

Побежим через ступеньки.

«До-ми-соль-си» - вверх опять (быстро встают)

«Ля-фа-ре» - вновь скачем вспять. (быстро

садятся)

Поразмялись мы на славу,

Можем прыгнуть на октаву (подпрыгнуть высоко вверх)

– Молодцы!

Выполняют разминку

Ф





5. Первичное закрепление

(15 мин)

Усвоение полученного материала

Словесный метод


Слушание









Беседа






Просмотр видео










Беседа
























Слушание


Беседа




– Все дети любят играть. Девочки играют с куклами, мальчики с лошадками, машинками. Послушаем как рассказывают об играх и игрушках произведения пьесы П. И. Чайковского.

– Послушаем и сравним 2 пьесы: «Болезнь куклы» и «Новая кукла».

– Какая мелодия у первой пьесы, а у второй?

– Чем они отличаются, а чем похожи?

– Какое настроение музыки в первом случае, во втором?

Послушаем ещё 2 пьесы «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки»

– Как музыка помогает понять, что солдатики игрушечные?

– Какая мелодия у первой пьесы, а у второй?

– Чем они отличаются, а чем похожи?

– А теперь мы покидаем уютную детскую и отправляемся в картину галерею! Но там мы будем не только любоваться картинами, а еще и слушать музыку.

– Прослушаем музыкальное произведение, а вы попробуете отгадать как оно называется.

– Какое название мы могли бы дать этой песне? (слушает ответы)

– На самом деле она называется «Прогулка» и ее автором также является Мусоргский.

– Как вы думаете, почему у нее такие грустные интонации и звучит она не как музыка, олицетворяющая прогулку, а как похоронный марш?

– Так сложилось, что она появилась под влиянием огромного количества тяжелых обстоятельств в жизни композитора. Но главной предпосылкой к этому стало то, что его лучший друг, художник Виктор Гартман, умер у него на руках, Модест Петрович оказался совершенно раздавлен. – И вот однажды он попадает на выставку, посвященную Гартману и его творчеству, и жизнь вновь зажигается в его сердце. Тогда он и решает написать свой знаменитый цикл «Картины с выставки». Как вы думаете, почему она называется именно «Прогулка»?

– Да, все абсолютно верно: в этой музыкальной композиции Модест Петрович изобразил самого себя, переходящего от картины к картине.
– Сам цикл «Картины с выставки» также носит еще одно название – сюита.

– А вы знаете, что это такое?

– Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.

– Прослушаем пьесу «Тюильрийский сад».

– Как бы её назвали по-другому?

– Как композитор предал содержание пьесы?

– Дети гуляют одни или под присмотром нанюшек?

– Могла ли эта сценка произойти в Летнем саду Санкт-Петербурга или в Александровском саду Москвы? Почему?



Слушают учителя.


Слушают произведения

Анализируют произведения





Отвечают на вопросы




Слушают произведение


Отвечают на вопросы



Слушают учителя
















Отвечают на вопросы









Слушают учителя



Слушают пьесу


Анализируют произведение

Отвечают на вопросы

Ф









































Ф



Презентация, аудиодорожки 3 и 4, слайд 12




Презентация, аудиодорожки 5 и 6, слайд 13




Презентация, видео 1, слайд 14



































Презентация, слайд 15




Презентация, видео 2, слайд 16


Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, – понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Формирование общего представления о музыкальной картине мира.

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности


Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

6. Итог урока

(4 мин)

Воспроизведение полученных знаний

Словесный метод. Беседа.

– Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность на уроке и проведём небольшой опрос по теме. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте. Готовы?

– Назовите имя композитора, изображенного на слайде. (М. П. Мусоргский)

– Скажите названия вокального цикла М. П. Мусоргского и сборника пьес П. И. Чайковского. («Детская» «Детский альбом»)

– Послушайте и назовите, какой композитор написал пьесу («С няней» М. П. Мусоргского).

– Послушайте и назовите, какой композитор написал пьесу («Игра в лошадки» П. И. Чайковского).

– Молодцы, вы были внимательны на уроке

Участвуют в подведении итогов урока.




Отвечают на вопросы

Слушают произведения


Ф

Презентация, слайд 17, 18, 19

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям


Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками


7. Рефлексия. Домашнее задание

(4 мин)

Самооценка собственной деятельности

Словесный метод

– Давайте вспомним какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Удалось ли нам её достигнуть? Почему?

– Что было трудно?

– Как мы работали на этом уроке?

– Было ли интересно?

– В качестве домашнего задания я вам предлагаю прослушать самостоятельно несколько пьес, которые не были затронуты на уроке. По желанию нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

– Оцените свои успехи на уроке ответив на вопросы из карточек у вас на столах.

– Сегодня уроке получают отметку 5 – …, 4 – …, …

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок! Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя




Слушают информацию о д/з





Оценивают себя с помощью карточек

Слушают учителя

Прощаются с учителем









Ф, И






Презентация, слайд 21


Карточки для рефлексии

Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности


Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости


Подпись методиста: ____________ Подпись учителя: ______________ Оценка: ____________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!