СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки: Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки: Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки: Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"»

Технологическая карта урока музыки

ФИО студентка: Торшина Ольга Александровна

Дата проведения: 11.03.2021

Программа (УМК): «Начальная школа 21 века»

Класс: 2

Тема урока: Опера "Руслан и Людмила" М.И.Глинки

Цель урока: ввести в музыкальный мир оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; раскрыть через художественный образ тему добра и зла; Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;

  2. Развивающая: развивать творческие способности и мышление учащихся; позитивное отношение к классической музыке;

  3. Воспитывающая: воспитывать сочувствие, желание помочь другому человеку в трудную минуту; формировать патриотические качества личности;

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями;

Метапредметные:

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Регулятивные: умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений; прогнозирование результатов  музыкальной деятельности; понимание и оценка собственной музыкальной деятельности; совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

Предметные:

- умение на слух определять музыкальное произведение;

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: наглядный , практический

Приемы: прослушивание композиции, беседа по прослушанной композиции

Прослушивание

Формы: фронтальная

Оборудование и ПО: аудио и видео материал, презентация






Ход урока

  1. Водная беседа

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки

Наш сегодняшний урок я хочу начать хорошо известными поэтическими строчками:

Звучит фрагмент аудиозаписи А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый» (слайд 2)

- Догадались, откуда эти строчки? (из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Правильно! Эти строки принадлежат великому русскому поэт А. С. Пушкину. (слайд 3)

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина, которую он написал в 20 лет. Это волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами. На эту поэму сочинялись песни, разыгрывались спектакли.

Ребята, а как вы думаете, где можно посмотреть спектакли? Как называются эти места? (Театры)

- Конечно, театры! Сегодня я хочу пригласить вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир. А как вы думаете, что можно посмотреть в музыкальном театре? (оперу, сказку, балет).

- Конечно! Особое место в театре отводится опере. Это особый стиль искусства, поражающий своей красотой и необычностью.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока? (мы будем говорить об опере)

Сегодня в нашем театре мы будем знакомиться с необыкновенной музыкальной композицией Глинки Михаила Ивановича «Руслан и Людмила».

Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа и тему урока: «Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти Пушкина. Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы «Руслан и Людмила».

  1. Основная часть:

Скажите, а что же такое опера? (опера – музыкальная постановка, с использованием инструментов)

Давайте запишем определение:

Опера - музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. (слайд 4)

Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? (без музыки)

Конечно! Без музыки. Ни одну оперу нельзя представить без музыкального сопровождения. Ради него мы идем в оперный театр, именно музыка придает постановке окрас.

Сегодня мы послушаем необыкновенное творение М. И. Глинки оперу «Руслан и Людмила»

Давайте разберем, с чего она начинается:

Опера начинается со сцены свадебного пира: (слайд 5)

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.   Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения. А знаете, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету? (Увертюра) (слайд 6)

Правильно. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера.

Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя? (слайд 7)

Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана? (отвечают)

Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).

Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах. Художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы. (слайд 8)

Вы тоже обязательно сможете побеждать зло, как богатырь Руслан, если будете сильными и выносливыми. А для этого нужно хотя бы несколько минут в день заниматься зарядкой. Поэтому давайте мы с вами немного потанцуем.

Физминутка:

Это – правая рука, (поднимают руку вверх)

Это – левая рука, (поднимают руку вверх)

Справа – шумная дубрава ,(правая рука в сторону)

Слева – быстрая рука. (левая рука в сторону)

Обернулись мы, и вот - Стало всё наоборот: (повернуться на 180)

Слева шумная дубрава, (рука в сторону)

Справа быстрая река (рука в сторону)

Неужели стала правой (рука вверх)

Моя левая рука? (рука вверх) (руки опустить)

Молодцы, встряхнули руками и сели.

Скажите, как называется человек, который исполняет произведение один? (солист)

Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? (Черномор) слайд 9

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаетекакая музыка должна быть у злых сил? (резкая, отрывистая)

Теперь послушаем и посмотрим, как характеризует Черномора сам композитор.

– Определите, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш). Слушайте внимательно. Видео «Марш Черномора»

Итак, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш) Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать?

-Какими чертами характера обладает Черномор? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).

Сейчас мы еще раз послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым  оркестром. (учащиеся встают и пробуют себя в роли дирижеров. Затем выходит один учащийся и выполняет роль дирижера. Остальные изображают игру на музыкальных инструментах, которые слышат)

Молодцы. Вижу, вы уловили суть.

А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера? (торжественная) видеофрагмент «Финал» слайд 10

Кто исполняет произведение? (хор)

Кого вы слышите в хоре? (смешанные голоса мужчин и женщин)

  1. Итог урока

Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.

Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках. Песня «Спор Маши и Вити о сказках»

 С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»? (А. С. Пушкин)

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»? (М. И. Глинка)



Спасибо за урок!






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!