Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему : Опера М.И.Глинка "Иван Сусанин".»
Технологическая карта урока музыки в 3 классе
на тему: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Подготовила:
учитель музыки МОУ «СОШ №2»
Фандунц А.С.
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Педагогические цели: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой; способствовать развитию умения сравнить два ответа И.Сусанина полякам: музыкальный из оперы М.И.Глинки и поэтический из стихотворения К.Рылеева; понимать возможности музыки, слухового опыта в умении различать выразительные средства музыки, осознанно и эмоционально воспринимать музыку.
Тип урока: освоение нового материала
Проблема урока: как звучит вступительная хоровая сцена из оперы? Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?
Планируемые результаты (предметные): узнают понятия опера, хоровая сцена, главный герой, певец, солист, ария, эпилог. Научатся: представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, торжественно исполнять фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, сравнивать его с хором «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
Личностные результаты: проявляют эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; выполняют музыкально – творческие задания по заданным правилам; ставят и выполняют цель, определяют этапы выполнения задания; удерживают цель деятельности до получения ее результата; аргументируют свое мнение и позицию.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации; эмоционально исполняют музыкальные произведения; высказываются о музыке; дают образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; ведут диалог; слушают собеседника; выразительно исполняют музыкальные произведения.
Основное содержание темы, понятия и термины: опера. Хоровая сцена. Певец. Солист.
Образовательные ресурсы: учебник с 18-21; репродукция М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», портрет М.И.Глинки.
Музыкальный материал: «Патриотическая песня», ария «Ты взойдешь, моя заря», хор «славься» (М.И.Глинки), «Моя Россия» (Г.А.Струве)
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организация урока | Приветствие обучающихся. -Проверим готовность к уроку | Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав его с темой? - Хорошо. Отправляемся в мир музыки, звуков, чувств и эмоций. | Предлагают формулировку учебных задач. |
3.Актуализация знаний | - Кто знает, что такое «опера»? - Опера – самый сложный жанр музыки. Слово «опера» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия, и драматическое искусства, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. - Какие оперы вы уже знаете? -Почти каждая опера начинается с увертюры – симфонического вступления. - Сегодня мы познакомимся с оперой, которую написал известный русский композитор… Показ портрета М.И.Глинки. - Кто узнал этого композитора? - Что вы о нем знаете? | Отвечают на вопрос . Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. М.И.Глинки Отвечают на вопросы. |
4. Первичное усвоение новых знаний | - «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», - это первая русская опера, написанная в 1836 году. - Давайте послушаем «Патриотическую песню» М.И.Глинки. - Какие чувства вызвало у вас это произведение? «Иван Сусанин» - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской захватчиков на Москву. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наиграв мелодии будущих арий и ансамблей. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. Опера была принята к постановке в Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать ее в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название – «Смерть за царя». После совещаний было принято решение, что «за царей» надо только жить. В итоге название «Жизнь за царя» закрепилось. - Герой этой оперы –костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество. Показ репродукции М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». - Отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войско, заставил Сусанина служить им провожатым, и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушел с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. - Представьте глухой, заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления. - Давайте послушаем арию Сусанина из этой оперы. Слушание арии «Ты взойдешь, моя заря» | Слушают учителя. Слушают произведение Патриотические Слушают учителя. Рассматривают репродукцию Слушают учителя Слушают арию |
5. Первичная проверка понимания, закрепление | - Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария? - На странице 19 учебника давайте сравним два ответа Сусанина: музыкальный и поэтический. - Чем они схожи? - Какие чувства они у вас вызывают? - Давайте перенесемся к последнему действию оперы: Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. Звучит торжественная здравица в честь воинов – освободителей, русского народа и Руси. Слушание хора «Славься» -Что передает хор «Славься»? - Здесь есть, и тема скорби, и печали – памяти о погибших. Колокольный звон – праздничный, радостный, передает победу русского народа. - Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы. - Давайте с вами исполним хор «Славься» и песню о нашей Родине, но сначала подготовим голос к пению. Распевка и исполнение песни «Моя Россия» Г.А.Струве | -мужество, смелость, героизм Сусанина, он прощается с жизнью. Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение. Слушают учителя. Слушают произведение -торжество, ликование, радость победы. Слушают учителя Распеваются и исполняют произведение |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Найдите с родителями репродукции к опере «Иван Сусанин», рассмотрите их. - Постарайтесь нарисовать наиболее запомнившуюся вам сцену из оперы «Иван Сусанин» | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - С каким произведением сегодня познакомились? - Кто его автор? - Продолжите предложение: - Я запомнил это произведение, потому что… - Какие чувства у вас вызывает этот подвиг? | Отвечают на вопросы |