СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему : Опера М.И.Глинка "Иван Сусанин".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Опера М.И.Глинки "Иван Сусанин". Тип урока: освоение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему : Опера М.И.Глинка "Иван Сусанин".»













Технологическая карта урока музыки в 3 классе


на тему: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»


по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.







Подготовила:

учитель музыки МОУ «СОШ №2»

Фандунц А.С.


















Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»


Педагогические цели: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой; способствовать развитию умения сравнить два ответа И.Сусанина полякам: музыкальный из оперы М.И.Глинки и поэтический из стихотворения К.Рылеева; понимать возможности музыки, слухового опыта в умении различать выразительные средства музыки, осознанно и эмоционально воспринимать музыку.


Тип урока: освоение нового материала


Проблема урока: как звучит вступительная хоровая сцена из оперы? Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?


Планируемые результаты (предметные): узнают понятия опера, хоровая сцена, главный герой, певец, солист, ария, эпилог. Научатся: представлять себя в роли музыкальных героев, сравнивать музыкальные и поэтические темы, торжественно исполнять фрагмент хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, сравнивать его с хором «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.


Личностные результаты: проявляют эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.


Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; выполняют музыкально – творческие задания по заданным правилам; ставят и выполняют цель, определяют этапы выполнения задания; удерживают цель деятельности до получения ее результата; аргументируют свое мнение и позицию.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации; эмоционально исполняют музыкальные произведения; высказываются о музыке; дают образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии; ведут диалог; слушают собеседника; выразительно исполняют музыкальные произведения.


Основное содержание темы, понятия и термины: опера. Хоровая сцена. Певец. Солист.


Образовательные ресурсы: учебник с 18-21; репродукция М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», портрет М.И.Глинки.


Музыкальный материал: «Патриотическая песня», ария «Ты взойдешь, моя заря», хор «славься» (М.И.Глинки), «Моя Россия» (Г.А.Струве)









Структура урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация урока

Приветствие обучающихся.

-Проверим готовность к уроку

Приветствие учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав его с темой?

- Хорошо. Отправляемся в мир музыки, звуков, чувств и эмоций.



Предлагают формулировку учебных задач.

3.Актуализация знаний

- Кто знает, что такое «опера»?

- Опера – самый сложный жанр музыки. Слово «опера» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия, и драматическое искусства, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

- Какие оперы вы уже знаете?

-Почти каждая опера начинается с увертюры – симфонического вступления.

- Сегодня мы познакомимся с оперой, которую написал известный русский композитор…

Показ портрета М.И.Глинки.

- Кто узнал этого композитора?

- Что вы о нем знаете?

Отвечают на вопрос .

Слушают учителя.







Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.



М.И.Глинки


Отвечают на вопросы.

4. Первичное усвоение новых знаний

- «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», - это первая русская опера, написанная в 1836 году.

- Давайте послушаем «Патриотическую песню» М.И.Глинки.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

«Иван Сусанин» - опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской захватчиков на Москву. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наиграв мелодии будущих арий и ансамблей. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. Опера была принята к постановке в Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 года и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать ее в «Жизнь за царя». Композитор долго не соглашался. Было предложено и другое название – «Смерть за царя». После совещаний было принято решение, что «за царей» надо только жить. В итоге название «Жизнь за царя» закрепилось.

- Герой этой оперы –костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Показ репродукции М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».


- Отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войско, заставил Сусанина служить им провожатым, и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушел с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода.

- Представьте глухой, заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления.

- Давайте послушаем арию Сусанина из этой оперы.

Слушание арии «Ты взойдешь, моя заря»

Слушают учителя.


Слушают произведение


Патриотические


Слушают учителя.


























Рассматривают репродукцию


Слушают учителя













Слушают арию


5. Первичная проверка понимания, закрепление

- Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария?


- На странице 19 учебника давайте сравним два ответа Сусанина: музыкальный и поэтический.

- Чем они схожи?

- Какие чувства они у вас вызывают?


- Давайте перенесемся к последнему действию оперы: Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. Звучит торжественная здравица в честь воинов – освободителей, русского народа и Руси.

Слушание хора «Славься»

-Что передает хор «Славься»?


- Здесь есть, и тема скорби, и печали – памяти о погибших. Колокольный звон – праздничный, радостный, передает победу русского народа.

- Именно под звуки «Славься» 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий Парадом Победы.

- Давайте с вами исполним хор «Славься» и песню о нашей Родине, но сначала подготовим голос к пению.

Распевка и исполнение песни «Моя Россия» Г.А.Струве



-мужество, смелость, героизм Сусанина, он прощается с жизнью.



Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают свое мнение.

Слушают учителя.







Слушают произведение

-торжество, ликование, радость победы.

Слушают учителя










Распеваются и исполняют произведение

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Найдите с родителями репродукции к опере «Иван Сусанин», рассмотрите их.

- Постарайтесь нарисовать наиболее запомнившуюся вам сцену из оперы «Иван Сусанин»

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- С каким произведением сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Продолжите предложение:

- Я запомнил это произведение, потому что…

- Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Отвечают на вопросы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!