СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме: "Скрипка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по музыке разработан в соответсвии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме: "Скрипка"»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока музыки,

проведенного 23.03.18 в 3 «А» классе

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Ермошиной Ольгой Владимировной

Учитель: Дрогалёва Е.В.

Методист: Шевченко Е.И.



(подпись)





Зерноград

2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Класс: 3 «А»

Тема урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомиться с музыкальным инструментом скрипка.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)

  2. Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2)

  3. Развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;

  2. К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;

  3. П. –формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений;

  4. К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

  5. Р.- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Познакомиться с биографией и творчеством Н. Паганини и П.И. Чайковского;

  • Развивать умение воспринимать музыку и размышлять о ней;

  • Познакомиться с музыкальным инструментом скрипка.

Оснащение урока:

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс №24», А. Ермолов «Кукушка и гаммы», «Шутка» Баха.

Зрительный ряд: презентация, портреты композиторов, С. Конёнков «Паганини», видеофрагменты выступлений

Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, учебник 3 класс «Музыка» Критская Е.Д.

Материалы для учащихся: учебник 3 класс «Музыка» Критская Е.Д.








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

(Организационный этап)

Вход под звучание «Шутка» И.С.Баха

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я рада снова видеть ваши лица, ваши улыбки. Приветствую детей с помощью приёма «Хвалилки».

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»

Приветствуют учителя





Выполняют действия


Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)


Приветствие


Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, скажите, с чем на прошлом уроке вы познакомились? С музыкой, каких композиторов познакомились? О каком инструменте узнали? Что такое флейта?? А может кто-то помнит легенду о флейте? (СЛАЙД1) Какую песню исполняли на прошлом уроке? Я предлагаю вам её повторить. Кто не помнит слова, посмотрите на экран. (СЛАЙД2)

(Легенда - Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колчёного Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.)

Отвечают на вопросы.

Слушали муз.произведения: «Шутка» Баха, мелодия Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»



«Весёлая песенка»

Узнали о флейте - деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами.

К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;


Повторение

Беседа


3.Организация познавательной деятельности

3.1 Целеполагание




3.2 Восприятие музыки










































































3.3 Вокально-хоровая работа

















































3.4 Музыкально-ритмические движения

3.5 Творческое задание

3.6 Включение в систему знаний

Мы продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами. Но, ребята, сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас окунуться в мир музыки и посетить концертный зал. Мы будем слушать музыку, но только солировать будет один инструмент. Давайте посмотрим, какой. (Видеоролик Пираты) Какой же инструмент здесь солировал? (СЛАЙД3) Вы что-нибудь знаете о скрипке? Тогда какая тема урока?

Верно, а какова же тогда цель урока? Действительно, сегодня мы узнаем о таком музыкальном инструменте, как скрипка.

Какие вы наблюдательные. Давайте же посмотрим. (СЛАЙД4)

Скрипка – это струнный, смычковый музыкальный инструмент. Как вы думаете, почему струнно-смычковый?

На свете много разных инструментов, но только скрипку называют искуснейшей. Её нежный высокий голос узнает любой. Композиторы всегда доверяют ей свои самые сокровенные чувства и мысли. Ведь у скрипки есть душа, которая поёт. И вот один композитор доверил скрипке свои сокровенные чувства. Зовут его Пётр Ильич Чайковский. (СЛАЙД5) Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. У маленького Пети была особенность – он любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Но Петя не знал откуда эти звуки и как может сложиться мелодия, однако очень любил слушать музыку. Она заставляла его то радоваться, то плакать. И сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Чайковского, которое называется «Мелодия». Но перед этим подумайте, какое настроение у этой композиции? Как голос скрипки выражает чувства композитора?

Слушание «Мелодия» П. Чайковского (1,20 сек)

Итак, какое же настроение возникло? Как композитор с помощью скрипки выражает свои чувства? Действительно, музыка передаёт настроение композитора, показывает его добрым, щедрым, нежным.



Скрипка – русское название инструмента, а родина её – Италия. Легендами овеяно имя гениального итальянского скрипача и композитора Николло Паганини, у которого был очень строгий отец. (СЛАЙД6) Вот что он говорил про него: «Трудно представить более строгого отца, чем мой. Когда ему казалось, что я недостаточно прилежен, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здоровье. Иногда он запирал меня в чулане, объясняя это тем, что пока я не отыграю, обеда не получу» Слушая Паганини, люди поражались его фантастическому мастерству. (СЛАЙД7) Однажды, после концерта в Вене один из слушателей утверждал, что он видел, как за спиной музыканта стоял дьявол и водил его рукой со смычком. Журналисты подхватили эту новость и сообщали её вполне серьезно. Ребята, вы представляете, люди от зависти придумали слухи о величайшем композиторе. Поэтому, ребята, завидовать плохо, завидовать нельзя.

Предлагаю открыть учебник на стр. 101 и рассмотреть картину Сергея Конёнкова «Паганини». Каким здесь изображён композитор? Его изображали безобразным, завистники и враги распускали о нем нелепые слухи. Дурная слава сопровождала его везде и всегда.

Сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальное произведение Н. Паганини, которое называется «Каприс №24». Как вы думаете, что значит «Каприс»? Это капризы, капризная музыка. Послушайте и подумайте, что хотел показать нам Паганини. Как композитор показывает свои переживания с помощью скрипки?

Звучание «Каприс №24» Н. Паганини (1,20 сек)

Итак, что же нам рассказывает музыка? Как композитор показывает свои переживания с помощью скрипки? Какое настроение возникло? Верно, композитор с помощью голоса скрипки показывает, как тяжело ему было в детстве. Он показывает свои страдания. И мне кажется именно поэтому он назвал так это муз. произведение.

Давайте теперь сравним 2 прослушанных нами произведения. В чём разница? Ведь и то, и другое произведение исполняет скрипка.

Просмотр видеофрагмента Нико Закрадзе

Но и сейчас существует много музыки для исполнения на этом прекрасном инструменте. Я вам предлагаю видеофрагмент выступления юного скрипача Нико Закрадзе, который исполняет музыку Г. Венявского «Полонез». Как вы считаете, смог мальчик передать чувства, которые хотел показать композитор? Разучивание песни «Кукушкины гаммы»

Действительно, сколько труда положено в эту игру. Кто учится в музыкальной школе, знает, что такое гаммы и знает, что это скучно и не всегда весело. Но я вам предлагаю разучить песню, которая называется «Кукушкины гаммы». Песня будет идти в достаточно быстром темпе, поэтому нужно чётко произносить слова.



Сейчас я вам включу запись, а вы послушайте её и определите, какой характер? О чём эта песня?

Звучание «Кукушкины гаммы». О чём поётся в этой песне? Какой характер? Так давайте же споём её весело, задорно. Послушайте слова. (читаю) Все ли слова понятны? (СЛАЙД8) Итак, приняли певческую установку.

-Прослушайте первую фразу:

Ку-ку - кукушка говорила

Ку-ку – я ноты разучила

Ку-ку – звенела над дубравой

Ку-ку – налево и направо

- По моей команде хором произносим слова. Приготовились…и!

-Прослушайте следующую фразу:

Ку-ку – на веточку садится

Ку-ку – известная певица

Ку-ку – а у певицы этой

Ку-ку – две ноты из тысячи куплетов

- По команде повторяем слова. Приготовились…и!

- Объединяем 2 фразы, напоминаю слова.

- По моей команде произносим всю фразу. Приготовились…и!

Следующую фразу необходимо повторить 2 раза:

Кукушкины гаммы.

Шабадуба, шабадуба

Ку – ку, ку – ку.

По моей команде произносим 2 раза. Теперь соединяем (всё вместе) Напоминаю слова. Приготовились…и!

- А сейчас исполним всю фразу вместе со мной под музыку, сядьте ровно, т.е. расправьте плечи. По команде поем. Приготовились…и!

-Отлично, ребята, приступим к изучению куплета. Прослушайте первую фразу:

Кукушкины гаммы, Кукушкины гаммы

Лесные соседи, ей шлют телеграммы

-По моей руке поем первую фразу. Приготовились…и!

-Прослушайте слова второй фразы:

Соседи – медведи и зайцы и мыши

Кукушкины гаммы - нельзя ли потише?



-Теперь соединяем, читаю слова, внимательно слушайте.

- По команде поем вместе.

- Пробуем под музыку первый и второй куплеты, напоминаю слова.

Закрепление. А теперь посоревнуемся кто лучше поёт мальчики или девочки. Поют девочки припев, поют мальчики куплет. А теперь все вместе ещё раз припев.

А теперь предлагаю добавить к нашей весёлой песенке движения. Встаньте и повторяйте за мной.

Спасибо, присаживайтесь.

Ответь на вопросы кроссворда и узнаешь слово.

(Приложение №1)

Что делали на уроке? Какие муз. произведения слушали? Что нового узнали? Что такое скрипка? О каких композиторах узнали?

Слушают учителя



Смотрят видеоролик

Скрипка

Ответы детей

Тема нашего урока: «Музыкальные инструменты. Скрипка

Цель: познакомиться с музыкальным инструментом - скрипка

Потому что натянуты струны

Потому что звук извлекается при помощи смычка


Слушают учителя

Смотрят видеоролик







Рассматривают портрет П. Чайковского





Слушают учителя







Мелодия нежная, плавная, изящная

Весеннее настроение

Музыка показывает доброту композитора





Рассматривают портрет Н. Паганини





Слушают учителя













Открывают учебник и рассматривают картину С. Конёнкова

Он изображён мрачным, безобразным, картина выполнена в тёмных тонах. Художник хотел нам показать страдания композитора, то как ему было тяжело


Слушают музыкальное произведение

Ответы детей





Разница в чувствах, настроении, голосе





Живо, весело

Слушают песенку

Отвечают на вопросы



Слушают слова

Гаммы – последовательность нот, которые восходят вниз или вверх



Слушают первую фразу



Произносят слова



Слушают вторую фразу



Произносят слова





Исполнение песни



Слушают первую фразу





Произносят слова

Слушают вторую фразу



Слушают текст полностью

Исполнение песни

Слушают слова

Поют песню


Выполняют движения под музыку



Составляют название инструмента - скрипка


К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.





Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)






П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;


Формировать умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;(Л2)









К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;









–формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений

. (П4)



К. - развивать умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений;







П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;









Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;(Л1)




развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. (Л3)



















П. – формировать у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания;














К. – формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Р- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера


Метод проблемной ситуации



Подводящий диалог




Рассказ

Метод стимулирования занимательным содержанием



Рассказ

Метод наблюдения за музыкой

Метод эмоционального воздействия




Метод сопереживания музыке

Метод интонационно-стилевого постижения




Метод наблюдения за музыкой



Рассказ




Метод эмоционального воздействия











Метод интонационно-стилевого постижения музыки









Беседа

Метод контрастных сопоставлений













Разучивание песни





Словарная работа











Повторение











































Беседа





Творческое задание

4. Рефлексия














Итак, наш урок подходит к концу. (СЛАЙД9) Закончите предложения:

  1. Урок для меня показался….(каким?)

  2. За урок я узнал… (о чём?)

  3. Мое настроение после урока…..

  4. Материал урока был мне…..

Спасибо за вашу внимательность, отзывчивость, все вы большие молодцы, активно работали на уроке. До новых встреч!



Дают рефлексивную оценку своей работы на уроке


Метод рефлексии «Аргументации своего ответа»





Беседа

Самооценка



























Приложение №1.

  1. Ч

А

Й

К

О

В

С

К

И

Й



6. К

У

К

У

Ш

К

А


7. К


О


М

П

О

З

И

Т

О

Р




  1. К

А

П

Р

И

С




4. П

А

Н

5. К

О

Н

Ё

Н

К

О

В

  1. Ф

Л

Е

Й

Т

А





  1. Кто является композитором произведения «Мелодия»?

  2. Как называется музыкальное произведение Н. Паганини?

  3. Деревянный духовой музыкальный инструмент.

  4. Имя юноши из легенды, который полюбил прекрасную нимфу Сиринкс.

  5. Фамилия художника, изобразившего портрет Паганини.

  6. Птица из песни, которую мы разучили на уроке.

  7. Человек, сочинивший музыку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!