СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема: "Музыкальный сказочник".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальный сказочник", 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе. Тема: "Музыкальный сказочник".»

Технологическая карта урока музыки в 4 классе

«Музыкальный сказочник»

Предмет

Музыка

Класс

4

Тема

«В музыкальном театре»

Тема урока

«Музыкальный сказочник»

Образовательная программа по предмету

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка»

Автор урока

Хромова Ирина Евгеньевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Центр образования №3»

Цели урока

Познакомить с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова; воспринимать и анализировать музыку («Шехеразада») в процессе сопоставления контрастных образов в жанре сюиты; приобщать к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Тип урока

Расширение и углубление знаний

Планируемые результаты

Предметные результаты

Закрепить значение понятий: опера, сюита, музыкальная сказка. Познакомятся с понятием музыкальная живопись. Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Исполнять хором вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Личностные результаты

Эмоционально воспринимать музыкальное произведение, определять его основное настроение и характер. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации, различать звучание отдельных инструментов.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.

Основное содержание темы

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Опера. Сюита. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись.

Образовательные ресурсы

Учебник (страница 124-125)

Оборудование

Компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, рояль.

Музыкальный материал

Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», из сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

Организация начала урока

Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальная. Наблюдение.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

- Как вы считаете, кто такой сказочник?

- Кого можно назвать музыкальным сказочником?

- Сегодня мы встретимся со сказочными героями, которые живут в музыкальной сказке.

Показать портрет Н.А. Римского-Корсакова

- Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником и живописцем.

Слушают учителя. Рассматривают портрет композитора. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других.

Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос.

Актуализация знаний

- Родился Римский-Корсаков в музыкальной семье. Его отец играл, а мама и дядя пели народные песни.

- Музыкальные способности ребёнка проявились в 2 года, а с 6 лет он учился играть на рояле.

У него были абсолютные слух и память. Но больше всего в детстве он мечтал о море – играл, рисовал и строил корабли.

Когда Николаю было 12 лет, отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Он стал гардемарином. На корабле «Алмаз» совершил кругосветное плавание, а, вернувшись из путешествия, вышел в отставку и окончательно решил стать композитором.

Н.А. Римский-Корсаков был влюблён в художественную культуру, историю и быт русского народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

В своих произведениях композитор описывал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звёздного неба, мир животных и т.д.

Н.А. Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых – на сказочные сюжеты.

- Какие оперы мы изучали?

(«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко»).

- Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал.

Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Фронтальная. Устный опрос.

Первичное усвоение новых знаний

- Кто читал сборник сказок «Тысяча и одна ночь»?

- Какие сказки входят в этот сборник? («Рассказ о царе Шахриаре и его брате», «Сказка о волшебном коне», «Сказка об одноглазом царевиче», «Сказка о купце и духе» и т.д.)

- Сборник сказок появился в XVIIIв. Во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки.

Н.А. Римского-Корсакова увлекал Восток с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью.

- Композитор написал сюиту «Шехеразада». Она переносит нас на Восток, в волшебный мир арабских сказок «Тысячи и одной ночи». В четырёх частях сюиты можно услышать и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада.

- Это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и

Шехеразады. Оружие султана – сила, грубость, оружие рассказчицы – её поэтический дар, безграничная фантазия. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады-рассказчицы.

- Послушайте музыкальные темы главных героев сказки.

- Какие инструменты изображают тему султана Шахриара? (тромбоны, трубы, контрабасы).

- Каков характер музыки? (Грозный величественный, напоминает повелительную речь).

-Какая здесь динамика? (Форте).

-В каком регистре исполняется мелодия? (Низком).

- Какие инструменты исполняют тему Шахаразады? (Скрипка, аккомпанирует арфа).

- Чем отличается образ Шехеразады? (Мягкостью, нежностью, женственностью).

-Какая здесь динамика? (Пиано).

- В каком регистре исполняется мелодия? (Высоком).

Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы, Вспоминают ранее изученный материал. Слушают фрагменты сюиты «Шехеразада».

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают.

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.


Первичная проверка понимания

- Какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?

- Какие интонации помогают понять, что это тема восточной сказительницы?

- В чём особенность восточных интонаций?

- Чем отличаются восточные интонации от русских?

- Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы?

- Обязательно ли для этого отправляться на Восток?

Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Анализируют иллюстрацию Б. Ермолаева «Арабские сказки» (Палех).

Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; воспринимают, осмысливают, запоминают материал. Осознанно строят речевое высказывание; полно и точно выражают свои мысли.


Первичное закрепление

- Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к «Сказке о царе Салтане»

- Что на ней изображено?

- Послушайте музыкальную картину «Море. Синдбадов корабль» из сюиты «Шехеразада»

- Какой звучит оркестр? (Симфонический).

- Какие инструменты симфонического оркестра рассказывают эту чудесную сказку о Синдбаде-мореходе?

- В каком ладу написана музыка? (Минор).

- Звучание каких инструментов передаёт плавное покачивание корабля на волнах океана? (Чередование мягких аккордов деревянных духовых инструментов).

- Сравните музыкальные картины моря и подберите слова, которые раскрывают чудесные образы «свободной стихии» (То спокойное и безмятежное, то бурное и взволнованное).

Анализируют иллюстрацию. Работают в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, высказывают своё мнение.

Слушают музыкальное произведение.

Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Выполняют задания в тетради. Определяют виды музыки, сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Работают в парах.

Фронтальная. Устный опрос. Слушание. Работа с учебником. Работа в паре.

Вокально-хоровая работа

Исполнить песню Александра Ермолова «Будем вместе»

Исполнение песни учащимися.

Исполнение с музыкальным сопровождением. Исполнение без музыкального сопровождения.

Работная над точным интонированием.

Исполнение хором.

Информация о домашнем задании

Творческое задание: проиллюстрировать музыку Н.А. Римского-Корсакова.

Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию.

Фронтальная. Слушание.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Тема какого героя музыкального произведения вам больше понравилась и запомнилась и почему?

- Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке?

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения.

Фронтальная. Устный опрос.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!