Предмет | Музыка |
Класс | 4 |
Тема | «В музыкальном театре» |
Тема урока | «Музыкальный сказочник» |
Образовательная программа по предмету | Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» |
Автор урока | Хромова Ирина Евгеньевна |
Образовательное учреждение | МБОУ «Центр образования №3» |
Цели урока | Познакомить с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова; воспринимать и анализировать музыку («Шехеразада») в процессе сопоставления контрастных образов в жанре сюиты; приобщать к сокровищам отечественной музыкальной классики. |
Тип урока | Расширение и углубление знаний |
Планируемые результаты |
Предметные результаты | Закрепить значение понятий: опера, сюита, музыкальная сказка. Познакомятся с понятием музыкальная живопись. Научиться определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Исполнять хором вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. |
Личностные результаты | Эмоционально воспринимать музыкальное произведение, определять его основное настроение и характер. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя, понимать цель выполняемых действий. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации, различать звучание отдельных инструментов. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии, вести диалог. |
Основное содержание темы | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Опера. Сюита. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись. |
Образовательные ресурсы | Учебник (страница 124-125) |
Оборудование | Компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация, рояль. |
Музыкальный материал | Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», из сюиты «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы и методы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организация начала урока | Музыкальное приветствие - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Внимательно слушают. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальная. Наблюдение. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | - Как вы считаете, кто такой сказочник? - Кого можно назвать музыкальным сказочником? - Сегодня мы встретимся со сказочными героями, которые живут в музыкальной сказке. Показать портрет Н.А. Римского-Корсакова - Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником и живописцем. | Слушают учителя. Рассматривают портрет композитора. Отвечают на вопросы учителя. | Высказывают свои предположения, мнения; прислушиваются к мнению других. | Фронтальная, индивидуальная. Устный опрос. |
Актуализация знаний | - Родился Римский-Корсаков в музыкальной семье. Его отец играл, а мама и дядя пели народные песни. - Музыкальные способности ребёнка проявились в 2 года, а с 6 лет он учился играть на рояле. У него были абсолютные слух и память. Но больше всего в детстве он мечтал о море – играл, рисовал и строил корабли. Когда Николаю было 12 лет, отец привёз его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Он стал гардемарином. На корабле «Алмаз» совершил кругосветное плавание, а, вернувшись из путешествия, вышел в отставку и окончательно решил стать композитором. Н.А. Римский-Корсаков был влюблён в художественную культуру, историю и быт русского народа. Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. В своих произведениях композитор описывал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звёздного неба, мир животных и т.д. Н.А. Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых – на сказочные сюжеты. - Какие оперы мы изучали? («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко»). - Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели. | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. | Активизируют имеющиеся знания, погружаются в тему. Слушают учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. | Фронтальная. Устный опрос. |
Первичное усвоение новых знаний | - Кто читал сборник сказок «Тысяча и одна ночь»? - Какие сказки входят в этот сборник? («Рассказ о царе Шахриаре и его брате», «Сказка о волшебном коне», «Сказка об одноглазом царевиче», «Сказка о купце и духе» и т.д.) - Сборник сказок появился в XVIIIв. Во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Н.А. Римского-Корсакова увлекал Восток с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью. - Композитор написал сюиту «Шехеразада». Она переносит нас на Восток, в волшебный мир арабских сказок «Тысячи и одной ночи». В четырёх частях сюиты можно услышать и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада. - Это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников: Шахриара и Шехеразады. Оружие султана – сила, грубость, оружие рассказчицы – её поэтический дар, безграничная фантазия. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады-рассказчицы. - Послушайте музыкальные темы главных героев сказки. - Какие инструменты изображают тему султана Шахриара? (тромбоны, трубы, контрабасы). - Каков характер музыки? (Грозный величественный, напоминает повелительную речь). -Какая здесь динамика? (Форте). -В каком регистре исполняется мелодия? (Низком). - Какие инструменты исполняют тему Шахаразады? (Скрипка, аккомпанирует арфа). - Чем отличается образ Шехеразады? (Мягкостью, нежностью, женственностью). -Какая здесь динамика? (Пиано). - В каком регистре исполняется мелодия? (Высоком). | Слушают рассказ учителя, вступают в беседу, высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы, Вспоминают ранее изученный материал. Слушают фрагменты сюиты «Шехеразада». | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, размышляют о музыке, сравнивают, обобщают. Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. | |
Первичная проверка понимания | - Какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады? - Какие интонации помогают понять, что это тема восточной сказительницы? - В чём особенность восточных интонаций? - Чем отличаются восточные интонации от русских? - Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы? - Обязательно ли для этого отправляться на Восток? | Характеризуют, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Анализируют иллюстрацию Б. Ермолаева «Арабские сказки» (Палех). | Выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; воспринимают, осмысливают, запоминают материал. Осознанно строят речевое высказывание; полно и точно выражают свои мысли. | |
Первичное закрепление | - Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» - Что на ней изображено? - Послушайте музыкальную картину «Море. Синдбадов корабль» из сюиты «Шехеразада» - Какой звучит оркестр? (Симфонический). - Какие инструменты симфонического оркестра рассказывают эту чудесную сказку о Синдбаде-мореходе? - В каком ладу написана музыка? (Минор). - Звучание каких инструментов передаёт плавное покачивание корабля на волнах океана? (Чередование мягких аккордов деревянных духовых инструментов). - Сравните музыкальные картины моря и подберите слова, которые раскрывают чудесные образы «свободной стихии» (То спокойное и безмятежное, то бурное и взволнованное). | Анализируют иллюстрацию. Работают в тетради. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, высказывают своё мнение. Слушают музыкальное произведение. | Применяют на практике и повторяют новый материал. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Выполняют задания в тетради. Определяют виды музыки, сопоставляют музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Работают в парах. | Фронтальная. Устный опрос. Слушание. Работа с учебником. Работа в паре. |
Вокально-хоровая работа | Исполнить песню Александра Ермолова «Будем вместе» | Исполнение песни учащимися. Исполнение с музыкальным сопровождением. Исполнение без музыкального сопровождения. | Работная над точным интонированием. | Исполнение хором. |
Информация о домашнем задании | Творческое задание: проиллюстрировать музыку Н.А. Римского-Корсакова. | Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают и осмысливают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития, творчески перерабатывают информацию. | Фронтальная. Слушание. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что нового вы узнали на уроке? - Тема какого героя музыкального произведения вам больше понравилась и запомнилась и почему? - Как вы оцениваете свою работу и работу класса на уроке? | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Оценивают результат работы; определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения. | Фронтальная. Устный опрос. |