II. Подготовка к основному этапу занятия «О России петь – что стремиться в храм» | Предлагает рассмотреть разворот учебника «О России петь – что стремиться в храм», обращает внимание на изображение величественного Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия», на которой изображен играющий на свирели пастушок в окружении празднично одетых женщин. Начинает разговор о том, какая музыка звучит в храме (молитвы, церковные напевы) | Рассматривают на развороте учебника величественный Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия». Делятся своими впечатлениями | Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в иллюстрациях. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны |
III. Постановка учебной задачи | Эпиграф: Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить… (Дм. Белухин «Колокола») – Сегодня мы продолжим говорить о Родине. – Как называется наша Родина? – Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит? Предлагает прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу | Знакомятся с эпиграфом. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предлагают формулировки учебной задачи | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Личностные: осуществляют формирование основ гражданской идентичности личности |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Колокольные звоны России. Репродукция картины Левитана «Вечерний звон» | Рассказывает о колокольных звонах (см. Приложение). – А знаете ли вы, где живут колокола? – А в каком конкретном месте в церкви располагаются колокола? – Да, эти башни называются колокольнями, или звонницами. Их возводили обязательно выше остальных домов. Предлагает рассмотреть репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» И. Левитана. – А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола? | Слушают рассказ учителя. – В храмах, церквях… – Наверху, в башнях… Рассматривают репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон». – Чтобы звон разносился далеко по округе | Познавательные: рассматривают живописные полотна и определяют, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник выразил музыкальное звучание; объясняют, почему некоторые картины называют звучащими. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. М. П. Мусоргский «Борис Годунов» | – Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить, о чем они нас оповещают, о каких событиях – хороших или плохих? Организует прослушивание музыки: Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. – Это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви. – А теперь послушаем колокольный звон, который изобразил в своей опере «Борис Годунов» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Какой характер у этого звона? Организует прослушивание музыки. – А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера? – Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают. – А сейчас я еще раз поставлю вам по небольшому отрывку из обоих прослушанных нами колокольных звонов, а вы попробуйте ответить на непростой вопрос: у этих звонов, кроме разницы в характерах есть еще разница в исполнении. В чем она? Организует работу с нотной записью в учебнике, с. 38–39. – В 1-м отрывке нам представлена запись звучания настоящих церковных колоколов и никаких других инструментов там нет. А вот у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. – А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики. И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовет первоклашек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьезную жизнь | Слушают музыку: Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон. Отмечают радостный, размеренный, призывный, светлый характер; может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости… Слушают музыку: Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент). Отмечают величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный характер. – Предупреждает об опасности, о чем-то плохом. Слушают рассказ учителя. Прослушивают колокольные звоны, сравнивают. – У трезвона только колокола, а у Великого колокольного звона есть еще музыка, инструменты… Работают с нотной записью. Рассматривают колокольчики, слушают звучание. Слушают рассказ учителя | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; используют знаково-символические средства. Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки; приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих на-правлений в соответствии с задачами коммуникации. Личностные: воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками |
V. Закрепление знаний и способов действий | – Чему был посвящен урок? – С какими музыкальными произведениями познакомились? – Перечислите названия колокольных звонов. – Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке? – Колокольный звон для русских людей – это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России. …Колокола родной страны, Где быт иной, иные цели. Как хорошо, что вы слышны, Как хорошо, что уцелели! В. Фролов | Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают его влияние на настроение человека. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции |