СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода.»

Конспект урока на основе системно-деятельностного подхода с обоснованием.




Тема: Текст, его особенности.

Класс: 6 А

Программа: Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы / Под ред М.Г. Баранова, Т.А. Ладыженской.: Просвещение, 2013.

Учебник: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2013.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: лабораторная работа.

Цели: 1) обучающие

- формировать умение и навыки анализа языковых единиц, текста, совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; повторить правила орфографии и пунктуации; формировать умение создавать свой текст; навыки использования средств выразительности в экстралингвистических ситуациях.

2) развивающие

- развивать умение логически излагать свои мысли, умение аргументировать, доказывать, развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания, умение задавать уточняющие вопросы, умение работать в группе;

3) воспитательные

- воспитывать уважительное, ценностное отношение к окружающему миру природы, экологическую ответственность.

Планируемые результаты:

Предметные – анализируют текст (определяют тему, идею, стиль, тип речи, определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте, характеризуют текст с точки зрения орфографии и пунктуации); обобщают знания изученных правил орфографии и пунктуации (правописание корней и приставок); получат возможность научиться правильно строить свою речь и высказывание в зависимости от речевой ситуации.

Метапредметные:

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов; строят рассуждения.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве (слушают и понимают речь других); договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; формулируют собственное мнение и позицию, простые выводы; создают свой текст; оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают, осваивают социальную роль обучающегося, выражают уважительное, ценностное отношение к окружающему миру природы, демонстрируют экологическую ответственность.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации деятельности учащихся

Ресурсы

Технологии, методы и приёмы

Методы контроля

Экология,

биология.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал, словари, учебник биологии, большой энциклопедический словарь.

Проблемное обучение, интерактивное обучение, кейс-технология, исследовательский метод, кластер, работа с эпиграфом, заполнение информационной карты (результат лабораторной работы).

Устный, письменный, индивидуальный, самопроверка, тестирование.


Организационная структура урока

Этап / Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Обоснование

Орг.момент

I минута

Самоопределение к деятельности. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Создаёт ситуацию успеха, используя приём анализа высказывания Б Житкова (презентация, слайд 1)

- А нам с вами что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Чтобы хорошо учиться, нужно высыпаться.

Этот материал мне не поддается.

У тебя хорошо получается.

Она оценками гордится.

Главное – стараться.

Можно побороться за «пятерку» в четверти.

Слайд2

(эти предложения

-повествовательные,

-простые,

-объединены темой,

-представляют собой текст?)

2. Введение в тему урока. Задаёт вопросы

- Есть ли общая тема у произнесенных мной высказываний? ( Да, учёба).

- Значит, это текст? (Нет).

- Докажите это. Вспомните, что можно назвать текстом, какие условия должны обязательно выполняться.

Рассмотрите Слайд 3

Сверьте с определением в учебнике стр.34

- Посмотрите, возможно ли из данных предложений составить текст (устно)?
Если да, то представьте окончательный вариант.

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (о тексте)

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.



Отвечают на вопрос учителя : Когда вам будет от учения “радостно и победно”?(активно работать, узнавать новое, следить за ходом урока и т.д.)









Наблюдают за содержанием предложений.

























Делают вывод об их тематике. Отвечают на вопросы учителя









Дайте полное определение текста.

Личностные УУД

Самоопределение, смыслообразование

Познавательные УУД

Целеполагание

Коммуникативные УУД 

Планирование учебного сотрудничества





































Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.






Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.

На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться.


II Целеполагание



3 мин

Сообщает форму урока -лабораторная работа. Предлагает рассмотреть информационную карту урока (Приложение 6) и сформулировать вопросы, на которые будем сегодня искать ответы на уроке.

- Что нужно для этого сделать?

- Сформулируйте тему урока.


Изучают информационную карту, опираясь на которую, формулируют вопросы, ставят цель урока.





Под руководством учителя составляют план урока

Формулируют тему урока (Комплексный анализ текста)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

Личностные УУД

Стремиться к речевому самосовершенствованию


Целеполагание – это важный этап, он способствует осознанной деятельности на уроке, дети учатся анализировать и синтезировать, планировать свою работу; самостоятельное формулирование целей развивает речь, заставляет мыслить.


III. Актуализация знаний и фиксация проблемы.



5 мин

1. Работа с кейсами.

Предлагает прочитать тексты (приложение 1) и поставить проблемный (содержательный) вопрос к теме этих текстов.

- Какая тема в них поднимается?

- Задайте проблемный вопрос к теме этих текстов.

2. Постановка проблемного вопроса

На этот вопрос мы будем искать ответ в течение урока.

3. Работа с эпиграфом.

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Х.К. Андерсен

Предлагает обсудить смысл эпиграфа.

- Как вы понимаете слова Ханса Кристиана Андерсена?

- Именно маленький цветок будет сегодня предметом нашего обсуждения.

4. Составление кластера.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «цветы»?




Читают тексты.













Формулируют тему (бережное отношение к окружающей среде, природе)













Формулируют проблемный вопрос

(«Почему необходимо беречь природу?»)





Высказывают своё понимание эпиграфа в связи с кейсами.



Озвучивают свои ассоциации (Красота радость свет тепло благоухание спокойствие гармония праздник любовь жизнь ласка добро лекарство)

Познавательные УУД

1.Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Регулятивные УУД

1. Выполнение пробного учебного действия;

фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД

1. Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

4. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (ключевые слова).

5. Осуществлять речевой самоконтроль.

Личностные УУД

1.Воспитание нравственного чувства, умения чувствовать красоту окружающего мира.

2. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика.

Сообщение об исследовании – вызов интереса учащихся, мотивация к дальнейшей активной работе. Основной метод обучения – исследовательский, т.к. на данном уроке именно этот метод способствует разнообразному (индивидуальному, групповому) изучению учебной проблемы, активному взаимодействию учащихся и учителя.


IV. Включение в систему знаний и повторения.

5 мин


Восстановление деформированного текста

Организует работу в парах с деформированным текстом (приложение 2).

Учитель предлагает недостающую часть (приложение 3)




Работают в парах, выполняют задание

(3)



(требуется продолжение, т.к. логически текст не завершён, обрывается внезапно)



Додумывают финал, озвучивают полученные варианты

Познавательные УУД

1. Владеть ознакомительным видом чтения

2. Осуществлять информационную переработку текста.


Данное исследование обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции.


V. Комплексный анализ текста Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами» в форме лабораторной работы



20 мин

  1. Читает текст 

(приложение 3)

2. Коллективная беседа.

Задаёт вопросы по тексту

- Почему автор назвал своё произведение так?

- Докажите, что это текст.

3. Работа в парах.

Организует работу в группах, инструктирует учащихся (приложение 5), организует проверку выполненных заданий, подводит к выводу, инструктирует по заполнению информационной карты.



Предлагает индивидуальное задание (сильный уч-ся): написать сочинение-миниатюру на тему «Почему необходимо беречь природу?»

Задание 1.

Исследуем текст с точки зрения темы, идеи, стиля. Результаты исследования заносите в информационную карту.

1 ряд: определить тему, основную мысль текста, доказать. Ответить на вопрос: «С какой целью автор написал этот рассказ?»

2 ряд: определить тип текста, доказать принадлежность к данному типу.

3 ряд: составить план текста, придумать другое название.



 Индивидуальное задание (сильный уч-ся): написать сочинение-миниатюру на тему «Почему необходимо беречь природу?»

Проверка:

- Итак, первый этап исследования мы закончили 

Задание всем: записать в информационную карту (Приложение 6).

Типологический анализ текста (фронтально).

- Определите тип данного текста

- Какие части описание? Почему так решили?

Работа в парах

Сейчас вам предстоит исследовать следующий вопрос «Какие художественные средства использует автор?» 

Задание 2.

1 группа: выписать эпитеты







2 группа: выписать метафоры











3 группа: выписать олицетворения





Всем: найти в тексте незнакомое средство выразительности

// Индивидуальное задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Почему необходимо беречь природу?»

Проверка:

Задание всем: занесите результат исследования в информационную карту.

5. Введение нового понятия.

- Как вы понимаете выражение «тёплый снег»?

- Это оксюморон. Означает сочетание несочетамого.

Оксюморон (греч. оxymoron – остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Горькая правда, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Вывод:

- Какие аспекты текста мы рассмотрели? Подведём итог работы




Слушают, следят по тексту

Обсуждают заглавие, приводят доказательства, вспоминают признаки текста



Работают по рядам по заданию











Сильный ученик выполняет индивидуальное творческое задание



















































1 представитель от ряда зачитывает ответ.

Формулируют вывод.

Все заполняют информационную карту





Определяют тип речи, приводят доказательства (повествование с элементами описания)







(странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное растениенезнакомое растение.)

белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми лучами; рост стебля;, цветок-инопланетянин; от детства до старости светило маленькое солнце с белымилучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их голосе прозвучало разочарование).

(таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое колесико встречало человека; они покрывали поля).









2-й представитель от группы зачитывает ответ.

Все заполняют информационную карту



Высказывают предположения



Слушают объяснение учителя





Записывают новую информацию в тетради для опорных конспектов







Формулируют вывод: (мы исследовали текст с точки зрения наличия художественных средств, и тем самым доказали его принадлежность к художественному стилю).


Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, план, текст).

4. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.















Коммуникативные УУД

1. Создавать тексты заданного стиля и жанра.

2. Свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста.

















Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться приёмами изучающего чтения.

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, текст).

4. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.


Цель: ученик должен научиться получать, понимать, осваивать, перерабатывать, хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего – текстовую) в ежедневной бытовой, учебной и общественной жизни. Текст позволяет формировать важнейшие метапредметные умения.

УУД, развитие которых предполагается на этом этапе:

взаимодействовать в группе; учитывать мнение собеседника;

находить и устанавливать возможную последовательность фрагментов текстов;

осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников;

представлять информацию с учётом заданных условий общения;

использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения (коммуникативная компетенция).

Задания к тексту даны по образовательным областям. Они могут быть дополнены/изменены. Ряд заданий можно предложить в качестве творческого для отдельных мотивированных учащихся, некоторые задания могут стать отправной точкой для исследовательских или проектных работ. На данном этапе происходит понимание взаимосвязи языка с другими дисциплинами

( культуроведческая компетенция)

Результат обучения: овладевать навыками анализа текста.





































На данном этапе происходит развитие мыслительных процессов, активизируется познавательная деятельность. Реализация полученных знаний осуществляется на практике. Такая работа закрепляет навык определения изобразительно-выразительных средств в тексте и обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции.




VI. Физминутка

2 мин

Учитель проводит физминутку


Учащиеся следят за движениями учителя и повторяют.


Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Реализация здоровьесберегающих технологий – необходимый элемент современного урока.



Проверка работы 4 группы:

Д/з у ребят 4-й группы было доказать принадлежность к определенному типу текста.

Можно ли в данном тексте понять авторское отношение к изображаемому предмету? Что делает его художественным?

Исследуем пунктуацию текста

1. Самостоятельная работа со схемами «Найди соответствие».

1) А:

2) – П? – а.

 3) - П, - а.

4) [О! …]!

5) […, о]!

6) - П!

- Найдите предложения, которые соответствуют схемам.

- Вспомните и назовите правила постановки знаков препинания.

2. Исследуем орфографию текста

3. Работа в парах.

1 ряд – корни с чередованиями

2 ряд – приставки пре- - при-

3 ряд – безударные гласные в корне слова

–- Какие ещё случаи трудных орфограмм вы встретили в тексте?

приставки на З, С(называют)





Проверка фронтально: Какие ещё пунктуационные правила встретились. Отметьте в информационной карте.

- Заполните информационную карту.

Вывод: Подведём итог нашему исследованию.



3. Работа над проблемным вопросом.

Завершив работу с текстом, вернёмся к началу урока.

Как связаны текст, эпиграф и проблемный вопрос, который вы сами поставили?

Почему необходимо беречь природу?



6. Презентация собственного высказывания (индив. зад. сильн уч-ся).










Читают текст, доказывают, что это повествование с элементами описания.

















Находят в тексте предложения, соответствующие схемам, объясняют постановку знаков препинания.











Выписывают слова с заявленными орфограммами, объясняют, формулируют правило, приводят пример.

Эти навыки вам понадобятся при выполнении домашнего задания.



Все заполняют информационную карту





Проверка: (1 – объяснят орфограммы, 2 – вспоминает правило, 3 – приводит пример)









Все заполняют информационную карту

Зачитают результат исследования – информационную карту – комплексный анализ текста (индивидуальное высказывание)



Выполняют индивидуальную самостоятельную работу на оценку



Отвечают на вопросы учителя



(чтобы оставить память потомкам, растения украшают мир, мы в ответе за природу)



Чтение сочинения «Почему надо беречь природу?»








Познавательные УУД

1. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

2. Адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы, текст).

4. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Стремиться к речевому взаимодействию, работать в группах.

3Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

1.Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

2.Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные УУД

Самоопределение



























Регулятивные УУД

1.Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

2.Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные УУД

Самоопределение



Коммуникативные УУД

1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме.

2. Участвовать в речевом общении.

Личностные УУД

1.Воспитание чувства созерцания, переживания, ответствености за красоту окружающего мира.

2. Развивать чувство сопереживания при восприятии художественного текста и других источников информации.



Данная работа позволяет

выражать свои мысли с полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение.















































Индивидуальный опрос (задание адресуется нескольким учащимся; оценка знаний проводится автоматически, Применение элементов программирования при опросе даёт быструю, точную информацию о результатах обучения. Учитель фиксирует пробелы в знаниях, намечает рациональные пути их устранения с учётом индивидуального дифференцированного подхода к учащимся).



Работа по орфографии необходима, так как орфографическое письмо является необходимым компонентом качества образования по русскому языку.

Систематическая работа с опорными конспектами, способствует развитию мышления, зрительной памяти, монологической речи.



Самостоятельная работа позволяет каждому ученику применить полученные знания на практике. Самопроверка способствует выявлению пробелов в знаниях, позволяет развивать действие самоконтроля.



На этом этапе урока вводится углубление материала через создание проблемной ситуации, что способствует более глубокому, осознанному пониманию материала. Происходит развитие мыслительных процессов, активизируется познавательная деятельность. Этот эксперимент – реализация полученных знаний на практике.














VII. Домашнее задание.

1 мин

На выбор:

Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему говорят, что природа – наш общий дом?»

Выполнить упр.61 или 60(знаки, орфограммы, заглавие)

Записывают д/з, задают вопросы


Д/з вытекает из урока, дети к нему подготовлены, в их арсенале большое количество ситуаций, с которыми работали на уроке и которые могут стать основой для творческой деятельности. Строгой дифференциации нет: ребенок выбирает то задание, которое ближе ему, но в любом случае оно является творческим

VIII.

Рефлексия

5 мин

  1. Зкончи предложение (Письменное интервью).

Содержание: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы.

Сегодня я узнал…

Сегодня на уроке мы повторили…

Самым интересным мне показался тот момент, когда …

Было интересно…

Трудным для меня стало…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Прием «Фантазёр». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.



  1. Комментирование оценок

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса



Выберите из цветков тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас.

- Пожелаем друг другу прекрасного настроения и успешного выполнения домашнего задания!

Завершая урок, хочу призвать вас включиться в охрану окружающей среды. Ведь с недавнего времени многие растения наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не даст, если люди не осознают, что без растений, цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие тех, кто придёт после нас. Сохранив растения, мы сохранимся сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.

Урок окончен.



Формулируют предложения























Формулируют ответы на вопрос









Анализируют работу на уроке через самооценку



Поднимают цветок, тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Определять степень успешности работы.

Личностные УУД

1. Самооценка на основе успешности

2.Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД

1.Умение выражать свои мысли




Цель: подведение итогов урока. Обсуждение того, что узнали, и того, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы в классе. Приём рефлексии – устное высказывание, цель которой обнародование собственной позиции.





















Выбор такого приёма обусловен тем, что детям необходимо учиться видеть практическое применение полученных на уроке знаний.





Выбирая карточку определенного цвета, дети учатся контролировать свое состояние, что способствует развитию самоконтроля

Используя данный приём, учитель отслеживает, насколько психологически комфортно чувствовали себя на уроке дети, было ли им интересно.












Содержание урока определено учебником, образовательной программой по русскому языку, федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. Задания, выбранные учителем, влияют на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся. В содержание урока включены универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению знаний и умений.

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что факторами, способствующими формированию познавательных мотивов, явилось:

- укрепление межпредметных связей (русский язык и экология);

- разнообразие методов обучения (прежде всего – исследовательского);

- сочетание приемов и способов обучения для стимулирования эмоционального отношения, волевого усилия, интереса и потребности в познавательной самостоятельности учащихся.

Интеллектуальная активность школьников во многом определила успешность усвоения учебного материала. Фактором, обеспечившим активность учащихся, явился принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала посредством оптимальной системы ситуаций исследовательского характера, выстроенных в определенной последовательности и опора на собственный опыт учащихся.


Приложение 1. Тексты-кейсы

Карточка № 1

Департамент лесного комплекса Самарской области в связи с жаркой сухой погодой и высокого класса пожарной опасностью обращается к гражданам с просьбой максимально ограничить посещение лесных массивов.

Карточка № 1

. К мерам по защите и охране природы относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.


Карточка № 1

Самарская область располагает огромными природными богатствами, что является одним из важных условий всемерного развития ее промышленности и сельского хозяйства. Но природные ресурсы нельзя использовать беспредельно, не заботясь об их восстановлении, а по возможности и об увеличении.


Карточка № 1

В России 69% суши нашей страны занимают леса. В России растет 25% мировых запасов лесов и 50% мировых запасов ценных хвойных пород деревьев. Наша задача — не потерять такое богатство, не растратить его бездумно, а сохранить и приумножить.


Карточка № 1

Куропатка и машина



Карточка № 1

Золотой луг

Приложение 2. Деформированный текст

(В) Дети пр..бежали д..мой и, перебивая друг друга, стали ра..сказывать о своём открытии:

- Мама! Мы нашли странный цветок!

- Он р..стёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сер..цевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго ра..сматривал незнакомое р..стение. Измерил р..ст стебля и диаметр колесика. Все тщательно зап..сал в книжечку и, наконец, сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка зан..сло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Пр..ходили соседи, ра..глядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубок..мысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

(Б) И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго см..трела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть уд..вительное р..стение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка.

(А)- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пр..горки, р..сли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то под..рила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

(Г)- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:


1)АБВГ 2)ВБГА 3)ВБАГ 4)БАГВ

Приложение 3. Текст Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”.

Дети пр..бежали д..мой и, перебивая друг друга, стали ра..сказывать о своём открытии:

- Мама! Мы нашли странный цветок!

- Он р..стёт за домом, около клёна с красными листьями.

- Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сер..цевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго ра..сматривал незнакомое р..стение. Измерил р..ст стебля и диаметр колесика. Все тщательно зап..сал в книжечку и, наконец, сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- Вероятно, семечко этого цветка зан..сло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Пр..ходили соседи, ра..глядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубок..мысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго см..трела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть уд..вительное р..стение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- Это ромашка, - тихо сказала бабушка.

- Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

- Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пр..горки, р..сли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то под..рила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

- Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.


Приложение 4. Групповая работа

Работа в группе1 группа

Задание 1.

Выпишите опорные (ключевые) слова текста, позволяющие судить о его теме

Тема (о чем текст?)

Основная мысль текста

Ответьте на вопрос: «С какой целью автор написал этот рассказ?»

Задание 2.

Выписать эпитеты

ЭПИТЕТ (от греч. - приложение) — образное определение какого-либо предмета, явления или лица в поэтическом языке определение, придающее особую выразительность речи, образность.

Задание 3.Найти и выписать слова с чередующимися гласными в корне, объяснить. Вспомнить правило Привести свои примеры


. Работа в группе2 группа

Задание 1.

Определите стиль текста

а) разговорный б) научный в) художественный г) официально-деловой

Докажите

Задание 2.

Выписать метафоры

МЕТАФОРА - троп, употребление слова или выражения в переносном смысле для большей образности, т. е. перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству.

Задание 3.

Найти и выписать слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-, объяснить

Вспомнить правило. Привести свои примеры

Работа в группе3 группа

Задание 1.

Составьте цитатный план текста

Придумайте другое заглавие

Задание 2.

  1. Выписать олицетворения

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - метафора, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Задание 3.

Найти и выписать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, объяснить

Вспомнить правило. Привести свои примеры



Работа в группе4 группа

Задание 1

Определить тип прочитанного текста. Доказать свой выбор.

Задание 2.

Найти в тексте незнакомое средство выразительности.

Задание 3.

Найти и выписать слова с приставками на З, С. Вспомнить правило Привести свои примеры





Приложение 6. Информационная карта «Комплексный анализ текста Ю. Яковлева «Солнце с белыми лучами».

Заглавие

1.


2.

Тема




Основная мысль




Стиль




Изобразительно-выразительные средства

Эпитеты




Метафоры




Олицетворения




Оксюморон




Какие синтаксические конструкции преобладают

×



Диалог


Обращения


Однородные члены предложения


Прямая речь

Какие орфограммы есть в тексте

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением


-тся- - -ться-




Пре-, при-




Е, и в окончаниях сущ.




Приставки на з, с.




Почему необходимо беречь природу?















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!