СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока на тему: "Функционально-смысловые типы речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему: "Функционально-смысловые типы речи"»

Разработка технологической карты урока по теме «Функционально-смысловые типы речи»


1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

1 четверть

Тема урока

Функционально-смысловые типы речи

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок-закрепление

Цель: повторить и систематизировать сведения о типах
речи, развить умение доказывать принадлежность текста к определённому типу речи, учиться создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные (формирование)

гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание (ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков), эстетическое воспитание (осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения), ценности научного познания.

Метапредметные

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия (выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов).

Базовые исследовательские действия

Работа с информацией

Коммуникативные универсальные учебные действия (воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения…)

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация, самоконтроль

Совместная деятельность

Предметные

Характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Использовать знание особенностей функционально-смысловых типов речи в практике создания текста (в рамках изученного).

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Повествование, описание, рассуждение, текст

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник «Русский язык 5 класс» под ред. Т.А.Ладыженской 2023, презентация, карточки с тестами, листы для самооценки


2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Какое значение имеет слово «описать»? (изобразить, нарисовать…)

Какие синонимы можно подобрать к слову «повествовать»? (рассказать, сообщить…)

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «рассуждать»? (суждение, обсуждать…) (Слова записаны на доске или включены в презентацию)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Распределите слова по колонкам в соответствии с изученными типами речи (работа в парах, ученики получают слова на карточках)

повествование

описание

Рассуждение




Слова: побежали, во-первых, солнце, рассмотрели, ослепительный, заинтересовались, во-вторых, удивились, тепло, жизнь, принесли, таким образом, живой, величественный.

После распределения слов выполняется самопроверка (на экран выводятся слова, распределённые в соответствии с типами речи)

повествование

описание

Рассуждение

Побежали

Рассмотрели

Заинтересовались

Удивились

Принесли

Солнце

ослепительный

тепло

жизнь

величественный

во-первых

во-вторых

таким образом


Этап 1.3. Целеполагание

Ребята, каковы задачи на этом уроке? Чему вы научитесь? Выслушав мнения учеников, учитель помогает определить цель урока (цель обозначена на слайде) (Определять типы речи, отделять типы речи друг от друга в целом тексте, учиться создавать собственные тексты (описание, повествование, рассуждение))

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Ученики получают карточки с текстами (задайте к каждому тексту вопрос, который помог бы определить тип речи: какой? почему? что делал?)

1. В дверях показался коренастый, маленького роста, чернявый матрос с медною серьгою в ухе. На вид ему было лет пятьдесят. Застегнутый в мундир, высокий воротник которого резал его красно-бурую шею, он казался неуклюжим и весьма неказистым. (Какой матрос? Какими словами описывается матрос? Подчеркните их. Учащиеся делают вывод, что это текст-описание)

2. Федос Чижик пользовался большим авторитетом и в своей роте, и на судах, на которых плавал. Все его знали как человека правильного, вдобавок с умом и не раз доказавший и знание дела, и отвагу. Его уважали и любили за его честность, добрый характер и скромность. (Почему матрос пользовался авторитетом? Какие доказательства приводятся? Найдите тезис и аргументы. Подчеркните. Учащиеся делают вывод, что это текст-рассуждение)

3. Был уже пятый час, когда Федос, простившись с хозяевами и поблагодарив за угощение, вышел на улицу… Сделав необходимые покупки, он пошел на Петровскую пристань, встретил там среди гребцов на шлюпках знакомых, поговорил с ними, узнал, что "Копчик" находится теперь в Ревеле, и в седьмом часу вечера направился домой. (Что сделал матрос, когда вышел на улицу? Подчеркните глаголы, указывающие на последовательность действий матроса. Учащиеся делают вывод, что это текст-повествование)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

После выполнения задания учащимся предлагается оценить свои достижения (формирующее оценивание). Ученики получают листы

«Оцени свои достижения: 0 – не получается, 1 – получается не всегда, 2 – получается отлично!»


Что я умею

самооценка

Определяю функционально-смысловой тип речи «описание»

2



Определяю функционально-смысловой тип речи «повествование»

2



Определяю функционально-смысловой тип речи «рассуждение»

2



Отделяю типы речи друг от друга в целом тексте




Создаю собственные тексты (описание, повествование, рассуждение)





БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Ребята, мы познакомились с тремя типами речи, узнали их признаки. Но часто все типы речи чередуются в одном тексте.

Учащиеся делятся на группы и получают текст. Задание: определить типы речи в данном тексте.

Олень-цветок

Подлинное украшение заповедных мест - бухарский олень. Из всех подвидов благородного оленя, пожалуй, самый красивый. Не зря в Средней Азии его называют "хан-гул", что означает "королевский цветок". Уж очень хороши ветвистые рога оленя.

Ранним майским утром вместе с директором заповедника выезжаем на осмотр местности. Может, повезет, и мы повстречаем бухарских оленей.

Въезжаем в зону лесов. Останавливаем машину. Но оленей нет, видимо, ушли в тенистые дебри леса. Мы уже было смирились с тем, что не удалось их повидать, как вдруг…

 Метрах в пятидесяти от нас на дорогу вышел самец оленя. Горделивая осанка, крепкие стройные ноги, великолепные развесистые рога – всё подчёркивало в нём благородное животное. Светлое ожерелье из шерсти свободно окаймляло грудь красавца. Чуткие небольшие уши замерли, чёрный нос чуть шевелился. Вдруг чёрные блестящие глаза-бусины внимательно посмотрели в нашу сторону.

Несколько секунд олень смотрел на нас, и скрылся в зарослях, а мы унесли с собой память о прекрасной встрече.

После работы с текстом осуществляется проверка групп (на слайде правильные ответы).

Группы посредством жребия получают задания по созданию собственных текстов по заданиям учебника (Упр. 142, 152), а также учащимся групп предлагается составить описание одноклассника.

Учащиеся представляют результат совместной работы.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Предположи по названию, к какому типу печи может относиться каждый текст (функциональная грамотность (смысловое чтение))


Снежный зверь

Почему у одних и тех же зверей разные имена?

Лев – царь зверей?

Как охотится гепард

На этом этапе применяется технология коллективного способа обучения. Каждый учащийся группы из 4-х человек получает разные тексты: о леопарде, ирбисе, гепарде, льве с фотографиями животных. Каждый ученик читает свой текст. Затем пара меняется текстами, каждый самостоятельно читает текст своего партнёра. Так каждый участник группы знакомится со всеми текстами. После этого учащиеся обсуждают все тексты, соотносят название и содержание текстов, определяют тип речи каждого текста.






\


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Для 5 кл. задание в формате ВПР

(1)Много ребят увлекается рыбалкой, а вот поймать крупную рыбу удаётся только тем, кто внимательно наблюдает за жизнью водоёма, кто знает повадки рыб. (2)В верхних слоях прозрачной воды можно часто видеть небольших рыбок. (3)Дружными стайками плавают они у берега. (4)Если рыболов ведёт себя спокойно, рыбки иногда подплывают к его поплавку и любопытства ради толкают его головой. (5)Но вот рыболов забудется и чихнёт или кашлянет. (6)Серебряные брызги рассыплются в разные стороны, и стайки рыбок как не бывало.

(7)Однажды мне довелось видеть, как щука испугалась человеческого голоса. (8)Ранней весной на мелком озере, где было совсем мало растений, голодные щуки брали на блесну так жадно, что я быстро поймал несколько крупных рыб. (9)В прозрачной воде мне удалось увидеть, как из травы появлялась грозная хищница, как быстрым броском хватала она блесну. (10)Я не хотел больше ловить полосатых красавиц и стал с любопытством наблюдать за ними. (11)И вот, когда я проводил блесну мимо водорослей и оттуда мелькнула бронзовая полоса погнавшейся щуки, я нарочно громко вскрикнул. (12)Щука не могла меня видеть, но она как-то сразу съёжилась, сникла и, развернувшись, жалко юркнула в глубину.

(13)На рыбу действует даже самый слабый звук – вот почему на рыбалке нельзя шуметь. (14)Замечено: крупная рыба более осторожна, чем мелкая. (По Г. Сазонову)

Определите и запишите основную мысль текста. (На рыбу действует даже самый слабый звук – вот почему на рыбалке нельзя шуметь)

Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 11−12 текста. Запишите ответ. (повествование)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

1. Определите по началу текста, к какому типу речи относится каждое из высказываний.

А) Коля – настоящий друг. Когда мне понадобилась помощь, он…

Б) Коля – настоящий друг. Вот как я с ним познакомился…

В) Коля – симпатичный, обаятельный человек. У него стройная фигура…

2. Предположи по названию, к какому типу печи может относиться каждый текст

Снежный зверь

Почему у одних и тех же зверей разные имена?

Лев – царь зверей?

Как охотится гепард

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Выпишите из текста с функционально-смысловым типом речи «описание» имена существительные и прилагательные, а из текста с функционально-смысловым типом речи «повествование» выпишите глаголы в форме прошедшего времени.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Учащиеся до конца заполняют таблицу по формирующему оцениванию и сдают учителю

Что я умею

самооценка

Определяю функционально-смысловой тип речи «описание»

2



Определяю функционально-смысловой тип речи «повествование»

2



Определяю функционально-смысловой тип речи «рассуждение»

2



Отделяю типы речи друг от друга в целом тексте

2



Создаю собственные тексты (описание, повествование, рассуждение)

2




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

О чём вы узнали сегодня?

Назовите самый интересный этап работы на уроке.

Оцените работу на уроке одним из этих выражений (фразеологизмы на слайде)

1. Превзошѐл сам себя.

2. Не ударил лицом в грязь

3. Бил мимо цели.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Упр. 156 (сочинение -рассуждение) Тезис-аргументы-вывод.

Использованная методическая литература:

1. Бондаренко М.А. Русский язык: 5 класс: поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. – М. Просвещение, 2023 г.

2. Григорьева А.К. Смысловое чтение. Тренажёр. 5 класс. ФГОС. – М.:Издательство «Экзамен», 2021


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!