СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания для 8 класса Тема «Государственный бюджет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Государственный бюджет" для учщихся 8 класса. На уроке педусмотрена работа учащихся в парах, в группах. Описаны способы организации учебной деятельности при работе со схемами и статистичскими данными.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания для 8 класса Тема «Государственный бюджет»»

Государственный бюджет. 8 класс.


Педагогические цели

Организовать оптимальные условия для освоения учащимися предметного материала.

Способствовать формированию представлений об основном финансовом документе государства, его структуре, видах.

Создать условия для формирования предметных и метапредметных умений.

Организовать изучение нового материала через включение подростков в интересные им виды учебной работы ( групповая работа, решение проблемных задач)

Тип урока

Урок «открытия» нового знания освоения нового материала

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: Характеризовать структуру государственного бюджета, раскрывать смысл основных понятий, целесообразное их использвание в устной и письменной речи.

Метапредметные Находить и извлекать социальную информацию о бюджетной политике государства из педагогически адаптированных источников различного типа.

Познавательные: работа с учебной информацией ( учебным текстом, заданиями урока), умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в схему)

Регулятивные: уметь прогнозировать, планировать свою работу на уроке, ставить цель своей работы, определять последовтельность действий, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные: Работать в группе, участвовать в обсуждении проблем урока, строить устные и письменные высказывания. Аргументировать собственную точку зрения.

Личностные: Оценивать преимущества различных вариантов балансирования государственного бюджета .Высказывать собственные суждения п ключевым вопросам урока. Использовать социальную действительность и личный опыт в качестве источника знаний.

Основное содержание темы

  1. Понятие государственного бюджета

  2. Структура государственного бюджета

  3. Бюджетная политика государства

  4. Пути преодоления бюджетного дефицита

Педагогическая технология

Проблемно-диалогическая, технология критического мышления

Форма организации учебной деятельности

Работа в группах, дискуссия.

Термины и даты

Государственный бюджет, дефицит, профицит, сбалансированный бюджет


Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, задания для работы в группе (адаптированные тексты для учащихся)

Образовательные ресурсы

Учебник «Обществознание» Котова О.А., Лискова Т.Е.

Тетрадь-тренажер к учебнику

Адаптированные тексты для учащихся

Презентация учителя к уроку, содержащая основные теоретические аспекты и задания для работы учащихся в группе

Карточки с заданиями для каждой группы


Технологическая карта урока обществознания для 8 класса

Тема «Государственный бюджет»


Этап урока


Обучающие

и развивающие компоненты


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формы

организации со взаимодействия


Планируемые

предметные


Результаты


формируемые умения

УУД

Формы

контроля

I. Организационный

момент


Приветствует учащихся.

Проверяет готовность

к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют

рабочее место.

Фронтальная


Личностные:

положительное

отношение к

учебной

деятельности


II. Актуализация опорных

знаний






III. Постановка

Учебных

задач










Диалог










Анализ цитат





Актуализация ранее усвоенных знаний








1.Предлагает учащимся проанализировать высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать?

1. «Не надо бояться больших расходов. Надо бояться маленьких доходов» Д.Рокфеллер

2. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». Т.Рузвельт


Опираясь на полученные на предыдущих уроках знания по темам «Роль государства в экономике», «Налоги», учитель подводит учащихся к пониманию того, что ни один субъект экономической деятельности не может осуществлять свои функции при отсутствии бюджета. Это относится и к государству.


Размышляют над смыслом высказываний, отвечают на вопросы.






Формулируют

тему, ставят цели.

Высказывают собственную точку зрения, аргументируют




Актуализируют полученные ранее знания


Фронтальная









Фронтальная












Определяют пропущенное понятие государствнный бюджет.

Формулируют тему, ставят задачи.

















Познавательные:

отвечают на вопросы.

Рассуждают и делают выводы


Регулятивные:

Преобразуют

практическую

задачу в

познавательную.

выделяют

учебные задачи


Коммуникативные:

Используют речь

для регуляции своих действие.

Договариваются и

приходят к общему

решению в результате

совместной работы


Устные ответы.









Устные ответы





IV. Первичное знакомство новыми знаниями






Мотивационный этап

(приемы Зигзаг, корзина идей)








Формирование новых знаний и умений

















(приемы Зигзаг, корзина идей)



















Работа с текстом

Учитель формирует интерес учащихся к теме и предлагает им решить проблемную задачу.

Представьте, что вы правитель государства N. У вас есть 1 млн. золотых монет. Вам необходимо с помощью этих средств решить важнейшие задачи:

1 построить современные школы

2 повысить заработные платы и пенсии

3 поддержать малый бизнес

4 реализовать космические программы

5 стимулировать развитие науки

6 оснастить новым вооружением армию и т.д.

Распределите имеющиеся у вас средства. Учтите, что на все направления средств не хватит.


Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что формирование бюджета является одной из важнейших задач государства.


Рассматривая вопрос о статьях доходов государственного бюджета учащиеся продолжают работу с проблемной ситуацией.


Вы правитель государства N. Предположите из каких источников будут поступать средства в бюджет вашего государства (ответ оформите в виде схемы).




Если в процессе обсуждения группы назвали не все статьи доходов, то учитель обращает внимание учащихся на учебный текст. Схема дополняется недостающими элементами.









Рассмотрение вопроса о расходной части бюджета государства целесообразно организовать в ходе анализа статистических материалов, представленных в тетрди-тренажёре на стр 48.

Обсуждение вопросов преодоления бюджетного дефицита.






Работают в группах, распределяют обязанности в ходе групповой работы.


Составляют схему расходов государства N


В ходе обсуждения групповой работы отстаивают свою точку зрения.














Продолжают работать в группе.


Составляют схему «Статьи доходов государства», дают полные ответы, приводят уместные аргументы.

Сравнивают полученные результаты с образцом ( с учебным текстом) дополняют схему.


Работа в парах

Или индивидуальная работа с данными федерального казначейства по расходам бюджета РФ в 2018г

В процессе работы с текстом – перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему)



групповая













Работа в группах














Работа в группах







Работа в группах




















Работа в парах

Или индивидуальная работа



Составляют схему







В ходе обсуждения формулируют понятие государственный бюджет


Выявляют структуру бюджета (доходы и расходы)








Рассуждают, привлекая знания по истории









Формулируют следующие статьи доходов:

налоги, займы у международных организаций, эмиссия денег и т.д.


















Отрабатывают умения работы с учебным текстом.

Учащиеся делают вывод о том, как был исполнен бюджет в 2018г. Формулируют понятия дефицит профицит и сбалансированный бюджет

Учитель помогает сформулиовать понятие госудрственный долг

Познавательные

Выделяют существенную информацию.

Рассуждают и делают выводы


Регулятивные:

Принимают

учебную задачу

для выполнения, соотносят свою деятельность с образцом, учитывают ориентиры, данные учителем.

Коммуникативные:

Взаимодействуют, договариваются и

приходят к общему

решению в результате

совместной работы.

Личностные:

Понимают значение собственной работы. Высказывают оценочные суждения



Записи в рабочих листах.





Записи в тетради.













Устные ответы.






Записи в тетради. Схема.


Устные ответы

V. Осмысление

знаний




























Для осмысления знаний по изученной теме учащимся прдлагается (в ходе групповой работы или работы в парах ) составить краткое сообщение о государственном бюджете используя все приведенные ниже понятия в любой последовательности

Политика государства, перераспределение средств, статьи доходов, направления расходов, дефицит бюджета, социальные расходы.


Формулируют пути сокращения бюджетного дефицита.

Представляют результаты работы.























Групповая работа или работа в парах




















Применяют полученные на уроке знания.

















Коммуникативные:

Высказывают устные суждния, аргументируют свою позицию.

Регулятивные: Договариваются и

приходят к общему

решению в результате

совместной работы.




Устные ответы


Записи в тетради

VI.Домашнее

задание






Прием «тонких» и «толстых» вопросов

1.Параграф 11

2.Проанализировать Федеральный бюджет на 2021 г и на плановый период 2022 и 2023гг и выделить основные статьи расходов, какие средства планируются на развитие образования.

3. составить по 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по теме

Записывают

Домашнее

задание

Индивидуальная



Регулятивные:

Принимают

учебную задачу

для самостоятельного

выполнения.


Выполненное письменное задние

VII.Итоги урока

Рефлексия

Обобщающая беседа

Закончите предложения:

1 сегодня на уроке я узнал…..

2 я научился………

3 мне было трудно……..

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на

уроке.

Фронтальная


Регулятивные:

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние и адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные:

Проявляют способность к определению своей позиции

Оценочный лист




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!