II. Актуализация опорных знаний III. Постановка Учебных задач | Диалог Анализ цитат Актуализация ранее усвоенных знаний | 1.Предлагает учащимся проанализировать высказывания знаменитых людей, живших в разное время. Все их высказывания посвящены теме нашего сегодняшнего занятия. Ключевое слово пропущено. Что же это за понятие, которое мы будем сегодня изучать? 1. «Не надо бояться больших расходов. Надо бояться маленьких доходов» Д.Рокфеллер 2. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». Т.Рузвельт Опираясь на полученные на предыдущих уроках знания по темам «Роль государства в экономике», «Налоги», учитель подводит учащихся к пониманию того, что ни один субъект экономической деятельности не может осуществлять свои функции при отсутствии бюджета. Это относится и к государству. | Размышляют над смыслом высказываний, отвечают на вопросы. Формулируют тему, ставят цели. Высказывают собственную точку зрения, аргументируют Актуализируют полученные ранее знания | Фронтальная Фронтальная | Определяют пропущенное понятие государствнный бюджет. Формулируют тему, ставят задачи. | Познавательные: отвечают на вопросы. Рассуждают и делают выводы Регулятивные: Преобразуют практическую задачу в познавательную. выделяют учебные задачи Коммуникативные: Используют речь для регуляции своих действие. Договариваются и приходят к общему решению в результате совместной работы | Устные ответы. Устные ответы |
IV. Первичное знакомство новыми знаниями | Мотивационный этап (приемы Зигзаг, корзина идей) Формирование новых знаний и умений (приемы Зигзаг, корзина идей) Работа с текстом | Учитель формирует интерес учащихся к теме и предлагает им решить проблемную задачу. Представьте, что вы правитель государства N. У вас есть 1 млн. золотых монет. Вам необходимо с помощью этих средств решить важнейшие задачи: 1 построить современные школы 2 повысить заработные платы и пенсии 3 поддержать малый бизнес 4 реализовать космические программы 5 стимулировать развитие науки 6 оснастить новым вооружением армию и т.д. Распределите имеющиеся у вас средства. Учтите, что на все направления средств не хватит. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что формирование бюджета является одной из важнейших задач государства. Рассматривая вопрос о статьях доходов государственного бюджета учащиеся продолжают работу с проблемной ситуацией. Вы правитель государства N. Предположите из каких источников будут поступать средства в бюджет вашего государства (ответ оформите в виде схемы). Если в процессе обсуждения группы назвали не все статьи доходов, то учитель обращает внимание учащихся на учебный текст. Схема дополняется недостающими элементами. Рассмотрение вопроса о расходной части бюджета государства целесообразно организовать в ходе анализа статистических материалов, представленных в тетрди-тренажёре на стр 48. Обсуждение вопросов преодоления бюджетного дефицита. | Работают в группах, распределяют обязанности в ходе групповой работы. Составляют схему расходов государства N В ходе обсуждения групповой работы отстаивают свою точку зрения. Продолжают работать в группе. Составляют схему «Статьи доходов государства», дают полные ответы, приводят уместные аргументы. Сравнивают полученные результаты с образцом ( с учебным текстом) дополняют схему. Работа в парах Или индивидуальная работа с данными федерального казначейства по расходам бюджета РФ в 2018г В процессе работы с текстом – перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему) | групповая Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в парах Или индивидуальная работа | Составляют схему В ходе обсуждения формулируют понятие государственный бюджет Выявляют структуру бюджета (доходы и расходы) Рассуждают, привлекая знания по истории Формулируют следующие статьи доходов: налоги, займы у международных организаций, эмиссия денег и т.д. Отрабатывают умения работы с учебным текстом. Учащиеся делают вывод о том, как был исполнен бюджет в 2018г. Формулируют понятия дефицит профицит и сбалансированный бюджет Учитель помогает сформулиовать понятие госудрственный долг | Познавательные Выделяют существенную информацию. Рассуждают и делают выводы Регулятивные: Принимают учебную задачу для выполнения, соотносят свою деятельность с образцом, учитывают ориентиры, данные учителем. Коммуникативные: Взаимодействуют, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной работы. Личностные: Понимают значение собственной работы. Высказывают оценочные суждения | Записи в рабочих листах. Записи в тетради. Устные ответы. Записи в тетради. Схема. Устные ответы |
V. Осмысление знаний | | Для осмысления знаний по изученной теме учащимся прдлагается (в ходе групповой работы или работы в парах ) составить краткое сообщение о государственном бюджете используя все приведенные ниже понятия в любой последовательности Политика государства, перераспределение средств, статьи доходов, направления расходов, дефицит бюджета, социальные расходы. | Формулируют пути сокращения бюджетного дефицита. Представляют результаты работы. | Групповая работа или работа в парах | Применяют полученные на уроке знания. | Коммуникативные: Высказывают устные суждния, аргументируют свою позицию. Регулятивные: Договариваются и приходят к общему решению в результате совместной работы. | Устные ответы Записи в тетради |