СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме: «Межэтнические отношения и национальная политика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Начало конца Югославия»

Начало конца

Национальные вопросы в социалистической Югославии считались пережитком прошлого. Однако одной из самых серьезных внутренних проблем стала напряженность в отношениях между различными этническими группами. Северо-западные республики - Словения и Хорватия - процветали, тогда как уровень жизни юго-восточных республик оставлял желать лучшего. В стране нарастало массовое возмущение - признак того, что югославы совсем не считали себя единым народом, несмотря на 60 лет существования в рамках одной державы.

С 1988 г. в стране стал наблюдаться спад производства, ухудшение жизненного уровня, высокая безработица (до 20%), а главное - инфляция. Правительство во главе с Б. Микуличем ушло в отставку. Словения начала заявлять о своем стремлении к полному суверенитету, а в Косово усиливались националистические настроения. В 1988 году Сербия обрела активного лидера в лице Слободана Милошевича -нового главы Союза коммунистов Сербии.

Югославская война

В 1991 году СФРЮ распалась. В мае хорваты проголосовали за выход из Югославии, 25 июня Словения и Хорватия официально объявили свою независимость. В Словении велись бои, но позиции федералов были недостаточно сильны, и вскоре войска ЮНА были выведены с территории бывшей республики.

В 1996 г. ряд оппозиционных партий сформировал коалицию под названием «Единство», которая вскоре организовала в Белграде и других крупных городах Югославии массовые демонстрации против правящего режима. Однако на состоявшихся летом 1997 г. выборах президентом СРЮ опять был избран Милошевич.

После безрезультатных переговоров между правительством СРЮ и албанцами - лидерами Освободительной армии Косово (в этом конфликте по-прежнему лилась кровь) НАТО объявила Милошевичу ультиматум. Начиная с конца марта 1999 г., по территории Югославии почти каждую ночь стали наноситься ракетно-бомбовые удары; завершились они лишь 10 июня, после подписания представителями СРЮ и НАТО соглашения о вводе в Косово международных сил безопасности (КФОР).

14 марта 2002 г. при посредничестве Европейского Союза был подписан договор о создании нового государства - Сербия и Черногория (Воеводина незадолго до этого стала автономной). Однако межнациональные отношения по-прежнему слишком хрупки, а внутриполитическая и экономическая ситуация в стране нестабильна. Летом 2001 г. вновь зазвучали выстрелы: активизировались косовские боевики, и это постепенно переросло в открытый конфликт албанского Косово с Македонией, длившийся около года. Санкционировавший передачу Милошевича трибуналу премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 12 марта 2003 года был убит выстрелом из снайперской винтовки. Видимо, «балканский узел» удастся развязать еще не скоро.



Черногория окончательно отсоединилась, и стала самостоятельным государством. Евросоюз и США приняли безпрецендентное решение и признали независимость Косово, как суверенное государс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме»

Технологическая карта урока обществознания в 10 классе по теме: «Межэтнические отношения и национальная политика.

Разработала учитель МБОУ Роговская СОШ Григорова М.В.

Цель урока: на основе анализа межэтнических отношений и происходящих межнациональных конфликтах воспитывать толерантность у учащихся.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2. Развивающие: развивать умения осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, вести беседу;

3. Воспитательные: Воспитывать толерантность, формировать негативное отношение к проявлению национализма, расизма, антисемитизма.

Новые понятия: межэтнические отношения, межэтнические конфликты, национальная политика, этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерантность.

Оборудование: диапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал (пакет документов), схемы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

























Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УДД

1. Психологическая установка

Здравствуйте ребята. Возьмитесь за руки и скажите друг другу добрые слова


Создание доброжелательной обстановки на уроке.

2. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Давайте определим тему и задачу вашего рабочего дня на сегодня. Внимание на экран.







План урока.

1. Что такое межнациональные отношения.

2. Основные тенденции развития межэтнических отношений.

3. Межнациональные конфликты:

а) причины возникновения межнациональных конфликтов;

б) типы межнациональных конфликтов;

в) этапы межнациональных конфликтов;

г) пути разрешения национальных конфликтов.

4. Цели и задачи национальной политики РФ.



Просмотр фрагмента видеозаписи обращения Президента РФ В. В. Путина.

Учащиеся определяют тему урока «Межэтнические отношения и национальная политика»

И выделяют проблему «Причины межнациональных конфликтов в современном мире и пути их преодоления»

Показывают актуальность проблемы.

Моделируют свою деятельность, что является планом урока.

Познавательная (фиксируют проблему)

Регулятивную (принимают и сохраняют учебную задачу, исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения.

3. Переход к этапу решения поставленных задач.

В группе назначается координатор деятельность, который распределяет между учащимися работу и оценивает их деятельность

Учащиеся получают от координатора задание и в течение 10 минут выполняют работу. Для выполнения задания используется пакет документов.

Конституция РФ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕРАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ (2014 - 2020 ГОДЫ)"

Выдержки из периодической печати. Политический словарь.


Познавательное (проводят исследование, формируют понятия, учатся формулировать собственное мнение и позицию)

Коммуникативная

(воспринимают ответы учащихся, участвуют в обсуждении материала, учатся формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивная

(принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль)

4. Переход к этапу решения задач


Учащиеся представляют результаты своей работы. В ходе этого этапа

1. Анализируется понятие межэтнические отношения.

2. Основные тенденции развития межэтнических отношений (межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция)

3. Межнациональные конфликты:

а) причины возникновения межнациональных (на примеру распада Югославии, Чехословакии и анализируют ситуацию на Украине)

в) этапы межнациональных конфликтов (рассматривая этапы определяют моменты когда возможен еще этап юридизации конфликта, условия его разрешения за круглым столом и что для этого необходимо)

г) пути разрешения национальных конфликтов.

4. Цели и задачи национальной политики РФ (учащийся характеризует конституционные основы национальной политики РФ, основные направления национальной политики Ростовской области.





Познавательное (проводят исследование, формируют понятия, учатся формулировать собственное мнение и позицию)

Коммуникативная

(воспринимают ответы учащихся, участвуют в обсуждении материала, учатся формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивная

(принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль)

5. Рефлексия учебной деятельности

Учащимся даётся задания подготовить рекомендации правил межнационального общения.

1. Помните, всю свою жизнь, где бы вы ни находились - у себя на родине или на территории другого государства,- вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей

2. Постарайтесь усвоить прост-йшие, но вечные истины:

- природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;

- нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее - плохие или хорошие поступки;

- национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

3. Постарайтесь понять, что смысл патриотизма состоит не в ксенофобии (навязчивой неприязни к «чужим»), не в примитивных рассуждениях о «неполноценности» других народов, не в шумных демонстрациях любви к «своим», не в оскорблениях и преследованиях «чужих». Патриотизм - высоконравственное чувство гражданина. И не следует кричать о своих чувствах, выставлять их напоказ, тем более что речь идет об особом чувстве - о любви к Родине. Патриотизм - в вашем честном труде на благо Отечества, в глубоком знании его корней, культуры, традиций, в вашем стремлении сберечь дарованную судьбой землю, родную природу, окружающую среду.

4. Постарайтесь также осознать, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения.

Знание этих истин само по себе, возможно, не сделает вас счастливыми, но очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.


Домашнее задание.

Написать эссе. Тема даётся индивидуально.













Просмотр содержимого документа
«Чехословакия»

Чехословакия

На первых демократических выборах в июне 1990 г. Гражданский форум и его словацкие союзники одержали безоговорочную победу. Но затем беспартийное единство Гражданского форума пошатнулось, появлялись новые политические партии, началась борьба за власть. Приватизация, а также поспешное возвращение конфискованной в 1948 г. собственности создали целый ряд проблем. Бороться с дефицитом, безработицей, ростом цен было сложно, надежды на прямую экономическую помощь Запада не оправдались.

В условиях децентрализации власти словацкие националисты стали действовать активнее. Этнические противоречия усугублялись экономическими: промышленность Чехии была более развитой и представляла больший интерес для западных инвесторов. Кроме того, Чехия предпринимала меры, которые не приветствовались словаками, например, отменила субсидирование отдельных отраслей. Успех словацких националистов на выборах в июне 1992 г. привел к кризису. Словацкая оппозиция в федеральном парламенте воспрепятствовала перевыборам Гавела, и он сложил с себя полномочия, не желая оказаться во главе раскола страны. В ноябре 1992 г. федеральный парламент принял закон о разделении государства, вступивший в силу 1 января 1993 г. Так, довольно безболезненно и совершенно бескровно Чехословакия распалась на два государства - Чешскую Республику и Словакию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!