СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока :" Однородные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока :" Однородные уравнения"»

Преподаватель: Белова Н.В.

Предмет: Математика

Дата:

Группа:

Технологическая карта урока по математике

Тема: «Однородные тригонометрические уравнения».

Цели:

  • Личностные:

  • Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.

    • Метапредметные:

  • Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации.

    • Предметные:

  • Формирование навыка поиска и выделения необходимой информации для решения тригонометрических уравнений; выбора методов решения тригонометрических уравнений в зависимости от их типа; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.

- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).

- в предметном направлении: изучение однородных тригонометрических уравнений I и II степени.

Техническое обеспечение:

у учителя: учебник «Алгебра и начала математического анализа», таблица «Значения тригонометрических функций», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Однородные тригонометрические уравнения».


Структура и ход урока:


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

1

Орг.

момент.


Приветствует учащихся, организует рабочее место. Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают эпиграф к уроку.

2

Проверка домашнего задания.

На доске представлены три уравнения, также представлены ответы. Проведите соответствие между уравнениями и вариантами ответов

1.(2соs X + 1)(2sinX - ) = 0.

2.2sin2x + sinx – 1 = 0.

3.tgx + 2 ctgx = 3.

варианты ответов

1 пара

X = arctg2 +  ,

X =   +  .

2 пара

X =  ,

X = (-1)n +  .

3 пара

X = - + 2 ,

X = (-1)n   +  .

На слайде открываются соответствия.

Смотрят на доску, находят соответствия между уравнениями и ответами.

3

Актуализация опорных знаний.


Когда-то Блез Паскаль сказал, что математика наука настолько серьезная, что нельзя упускать случая, сделать ее немного более занимательной.

Решите тест и определите зашифрованное слово. По латыни это слово означает «синус».

Проверочная работа по вариантам.

Для проверочной работы используйте раздаточный материал, который находится у вас на столах. (карточка № 1)

Самостоятельно сделайте проверку работ (учащиеся сидящие за партой меняются выполненными работами, проверяют работу товарища, оценивают ее, после проверьте правильность выполнения с вариантом на слайде слайду).

Ответ: зашифрованное слово изгиб

Принимают информацию.


Решают задания теста карточка № 1, определяют зашифрованное слово, обмениваются выполненным заданием, проверяют работы с помощью слайда.







4

Постановка темы и целей урока.


1. На слайде представлены тригонометрические уравнения, выберете те которые вы на данном этапе урока можете решить.


1.tgx = 1

2.tg2x – tgx – 2 = 0

3.2sinx – cosx = 0

4.sin2x + sinxcosx – 2cos2x = 0

5.3 sin2x + sinx cosx - 2 6.cos2x = 0


2.Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с новым видом тригонометрических уравнений. Чтобы узнать, как называется вид этих уравнений, нам предстоит разгадать кроссворд, вопросы кроссворда находятся у вас на столе. Ключевое слово кроссворда и будет определять вид тригонометрических уравнений, которые предстоит изучить на уроке. Также ключевое слово кроссворда определит тему урока.


Предлагает учащимся самостоятельно назвать тему урока и сформулировать цели.

Принимают информацию. Смотрят на доску, выбирают уравнения, говорят свои варианты ответов.



















Отвечают на вопросы кроссворда. Свои ответы говорят преподавателю.


Определяют ключевое слово кроссворда. Называют это слово.







Формулируют тему и цели урока.

5

Основной этап работы по теме.


1.Вводит понятие однородных тригонометрических уравнений.

Уравнение вида asinx + bcosx = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени.

Уравнение вида asin2x + bsinx cosx + ccos2x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени


2.Объясняет почему уравнения называют однородными тригонометрическими уравнениями I и II степени.

3.Показывет алгоритм решения однородных тригонометрических уравнений первой степени.

Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения первой степени:

Деление обеих частей уравнения на cosx,

cosx ≠ 0


4. Решает пример однородного тригонометрического уравнения перовой степени у доски.


sinx – 3cosx = 0

делим обе части уравнения на cosx,

cosx ≠ 0,

получаем  

tgx - 3 = 0

tgx = 3

х = arctg 3 + πn, n є Z

Ответ: arctg 3 + πn, n є Z


5.Предлагает учащимся самостоятельно разобрать алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени, и алгоритм записать в тетрадь.

(работа с учебником стр. 193, 194). Предлагает с помощью слайда проверить правильность написания алгоритма.

Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени:

1.Посмотреть, есть ли в уравнении член asin2 x.

2.Если член asin2 x в уравнении содержится (т.е. а ≠ 0), то уравнение решается делением обеих частей уравнения на cos2x и последующим введение новой переменной.

3.Если член asin2 x в уравнении не содержится (т.е. а = 0), то уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносят cosx.




6.Пример однородного тригонометрического уравнения второй степени решает у доски.

sin2x + sinxcosx – 2cos2x = 0


После приведения уравнения к виду тригонометрического уравнения, решаемого путем введения новой переменной предлагает одному из учащихся продолжить работу у доски.


Принимают информацию.


Записывают определение в рабочую тетрадь.















Записывают алгоритм решения тригонометрических уравнений I степени в рабочую тетрадь.













Записывают решение уравнения в рабочую тетрадь.











Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий.

Читают учебник, записывают алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени в тетрадь.








Сверяют свою запись с записью на доске















Записывают решение уравнения в рабочую тетрадь.







Задания выполняются учащимися у доски


6

Проверка понимания учащимися нового материала, закрепление его.










































1.Предлагает учащимся решить у доски однородные тригонометрические уравнения.


sinx + 2 cosx = 0

sinx - cosx = 0

sin2 x + 2sinxcosx – 3cos2 x = 0

3sin²x – sinx cosx = 2


При решении уравнения открывается соответствующая часть фотографии. В результате выполнения 4-х уравнений перед учащимися открывается портрет математика, оказавшее значительное влияние на развитие тригонометрии.

Франсуа Виет

(1540-1603)


2.Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу(карточка № 2).

Великий математик и философ подсказал способ развития мыслительных способностей. «Мышление начинается с удивления» - сказал он. В правильности этих слов мы сегодня неоднократно убеждались. Выполнив самостоятельную работу по 2 вариантам, вы сможете показать, как усвоили материал и узнать имя этого математика. Для самостоятельной работы используйте раздаточный материал, который находится у вас на столах. (карточка № 2) Вы сами сможете выбрать одно из трех предложенных уравнений. Но помните, что решив уравнение, соответствующее желтому цвету, вы сможете получит только «3», соответствующее зеленому цвету «4», красному цвету «5».


Выполняют задание у доски, после решения уравнения выбирают ответ, и открывают часть фотографии.

Применяют для решения уравнений алгоритмы решения однородных тригонометрических уравнений.

При решении проговаривают алгоритм, используют известные способы решения тригонометрических уравнений.


















-Выбирают уравнение из карточки № 2, самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, оценивают










Учащиеся озвучивают зашифрованное слово.




7

Задание на дом:


Запись домашнего задания

Составить и решить 2 однородных тригонометрических уравнения 1 и 2 степени.



8

Рефлексия. Подведение итогов.







1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы.

Отмечается успешные ответы учащихся, выставляется оценки.


1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением









1.tgx = 1

2.tg2x – tgx – 2 = 0

3.2sinx – cosx = 0

4.sin2x + sinxcosx – 2cos2x = 0





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!