СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта уроку окружающего мира "Жизнь леса" 4 класс к УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"»

Жизнь леса

Цели
деятельности
учителя

создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитиюи самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-po-temeles-pri

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов

Основные понятия

Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Повернемся и поприветствуем наших гостей. Им тоже подарим наши улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течении всего урока.

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

фронтальный опрос.


Демонстрирует иллюстрацию с изображением леса.

– О чем сегодня будем говорить?

Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество? На какое слово оно похоже? (На слово «общество».)

– Как образовано слово «сообщество»? (С помощью приставки со-.)

– Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что такое природное сообщество?»

Отвечают
на вопросы учителя.




Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точнос-

тью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Устные ответы,

карточки

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя о лесе.

Введение понятий «природное сообщество», «ярусность леса».







На доске – плакат «Лес». Звучат в записи голоса птиц.

читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес» .

– Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

– Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания:

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.)

показывает на слайде схему «Ярусы леса».

На 1 и 2 ярусе мы встретим такие деревья:

Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет.(СЛАЙД 8)

Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов. 

Липа– цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды. (СЛАЙД 10)

Ель – обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу. (СЛАЙД 11)

 Рябина - её называют птицелов, зимняя ягодка - только после заморозков рябина становится вкусной. И хотя рябина – невысокое хрупкое деревце, а ни засухи, ни мороза не боится и около 100 лет живет и плодоносит.

На 3 ярусе располагаются кустарники:

Орешник, или лещина, живет 60-70 лет и начинает плодоносить в возрасте 5-6 лет. Каждый взрослый куст в урожайные годы может дать более трех килограммов орехов. Несложно подсчитать, какую огромную массу питательного корма дает орешник на протяжении жизни, спасая от зимнего голода дятлов, соек, белок, мышей и многих других обитателей леса.

Калина обыкновенная

Кустарник высотой до 3 м с серо-бурой корой, доживает до 50 лет. Цветёт и плодоносит только на открытых местах – по берегам рек, на лесных полянах, окраинах опушек и просек. Тёмно-красные полупрозрачные плоды имеют вяжущий горький привкус, который после заморозков пропадает. Плоды используют в медицине. Выведены декоративные красивоцветущие сорта.

В непроходимых зарослях шиповника гнездится множество птиц: острые шипы, покрывающие стебли и ветки этого кустарника, надежно защищают их гнезда от пернатых и четвероногих хищников. В начале лета на ветках шиповника распускаются изящные ароматные цветки, а осенью на их месте созревают ярко-красные плоды. Не случайно этот дикий кустарник стал прародителем царицы цветов – садовой розы.

Малина обыкновенная

Кустарник высотой до 2 м. Растёт по опушкам лесов, на просеках, обочинах, на старых фундаментах. Плоды обладают замечательным вкусом, из них готовят варенье, мармелад и сок. Плоды и листья используются при простуде и гриппе как жаропонижающее средство.

- Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) Какие растения мы видим тут?

– Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?


Внимательно слушают.



Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.









Рассматривают схему.

Фронтальная

Устные ответы,

выполненные

задания



предлагает заполнить таблицу:

- А теперь поработаем в парах. У вас на столах таблички. А на слайде названия растений.

Распредели растения леса по ярусам:

Деревья

Кустарники

Травы

ели

сосны

березы

осины

малина

смородина

калина

шиповник

костяника

кислица

ландыши

– Что растет на самой земле?

Заполняют таблицу. Работа в паре





- А сейчас отгадайте загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы -

Уши больше головы? (ЗАЯЦ)


Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (БЕЛКА)


Кто, забыв тревоги,

Спит в своей берлоге? (МЕДВЕДЬ)


На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож. (ВОЛК)


У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (ЛИСА)


В лесу крупнее зверя не нашлось.

Раз он сохатый, значит, … (ЛОСЬ)









- На следующем слайде мы увидим …. Лесных птиц.

- Кто охотится из птиц ночью?

- Какую птицу называют “доктором” леса и почему? 

- Дети, чем питаются птицы?

- А как вы считаете, нужны ли птице природе?

Жалоба от птицы.

- Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать меня или любить надо?

- Ребята, кто написал нам это письмо? (сова)

- А какую пользу она приносит?

Сова за лето убивает до 1000 полевок, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

- Как необходимо с птицами обращаться?

В Красную книгу занесено 65 видов птиц, по вине человека.





Цепи питания в лесу.



















открывает схему на доске .

– Что обозначают стрелки?

– Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

– Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб → жуки → короеды → кукушки → орлы.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться
с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

– Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных,
а животные – без растений. Они живут совместно
и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

- Что растет на самой земле? (Лишайники и мхи).

- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы).


Рассматривают схему
на доске.

Внимательно слушают, отвечают
на вопросы.

















IV. Практическая деятельность

Физкультминутка

Игра «Съедобное – несъедобное»

Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики хлопают в ладши, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их… (опята).

2. А это – красавец

на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки.

(Мухомор.)

3. Растут в лесу сестрички.

Рыжие... (лисички.)

4. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут?

(Подберезовики.)

5. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной прокладкой.

(Боровик.)

6. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Не бери ты их с полянки,

Называются … (поганки).

7. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (масленок).



-  Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

значение

грибов

→ лекарство и пища для животных

→ помощь растениям в получении солей из почвы

→ участвуют в разложении растительных остатков


отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то стоят;

если отгадка –

несъедобный гриб, то садятся на корточки).

Фронтальная, коллективная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

Устные ответы,

выполненные

задания



Посмотрите на следующий слайд. Это карта растительности Ставропольского края. Тёмно-зелёным цветом на карте обозначены леса. А цветом немного светлее этого – лесостепи. Это когда степь перемежается с небольшими участками леса.

- Чего больше в нашем крае, степей или лесов?

- Возле каких городов вы видите леса? (Кавказские минеральные воды)

- Я предлагаю посмотреть отрывок видеоурока о лесах в Ставропольском крае.

- У нас лесов немного, но они очень красивы.

- К сожалению, человек пока ещё плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса! Приведу пример из жизни. Раньше на территории нашего села, по берегам реки Томузловки рос лес. В этом лесу водились даже кабаны и лоси. Постепенно леса вырубались для построек и отопления домов. И сейчас наше село окружают степи.

Внимательно слушают. Смотрят видео.



Отвечают
на вопросы учителя.






А как мы должны вести себя в лесу. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Правила поведения в природе
10 «НЕ»

  1. Не загрязняй природу, забирай с собой мусор

  2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек

  3. Не топчи ядовитые грибы

  4. Не разоряй муравейники

  5. Не ломай ветки деревьев и кустарников

  6. Не разводи костры под деревьями

  7. Не шуми в лесу

  8. Не рви в лесу и на лугу цветы

  9. Не разоряй гнёзда птиц

  10. Не уноси домой детёнышей диких животных


Вспоминают правила поведения в лесу. Говорят названия экологических знаков



V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Это называется природа

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

(М. Пляцковский.)

– какой вывод можно сделать, познакомившись
со стихотворением?

– Чему вы научились на уроке?

– Почему лес называют природным сообществом?

– Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

– Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников

-Ребята, мы сегодня с вами совершили огромное и полезное для нас путешествие по лесу

- Ой, посмотрите, что это?.

(на доску прикреплено дерево)

- Посмотрите, у вас на столах лежат листочки оранжевого, желтого и зелёного цвета.

-Ребята, я попрошу вас показать с помощью листочков, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока.

- Если вам урок понравился и вы все поняли, то прикрепите к нашей чудо-яблони, пожалуйста, зелёный листок, если урок вам понравился, но что-то вы не выяснили для себя прикрепите, пожалуйста жёлтый листок, но а если урок по вашему мнению был скучным и вы совсем ничего не поняли, прикрепите, пожалуйста оранжевый листок.

Подготовленный ученик читает стихотворение.










Отвечают
на вопросы. читают вывод в учебнике (с. 127)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам
и этическим требованиям

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 123–127. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!